Улучшаем акустику в комнате

Акустика помещения, советы и тонкости настройки

Акустические свойства помещения вносят определенный вклад в качество воспринимаемой слушателем звуковой панорамы. Не у всех есть специальные помещения, предназначенные исключительно для установки в них аудио оборудования высокого класса. Но и для тех, кто слушает музыку в обычной жилой комнате, есть много советов и замечаний, следуя которым вы сможете оптимизировать звучание имеющейся аудиотехники. Но об этом поговорим чуть позже. А сначала давайте обозначим исходные данные для решения нашей задачи. Специально возводимые, акустически оптимизированные залы имеют, как правило, форму неправильного параллелепипеда, с непараллельными друг другу боковыми стенками, а потолки, как в театрах и концертных залах, выполнены в форме ската. Стандартная комната имеет классическую прямоугольную форму, способствующую наложению друг на друга излучаемых и отражаемых волн звука. В зависимости от используемых в строительстве и отделке материалов акустические свойства одинаковых по объему и форме помещений могут сильно отличаться. Если в вашей среде прослушивания используются твердые бетонные конструкции стен и перекрытий, они будут способствовать отражению излучаемого звука. Гипсокартонные панели или деревянная обшивка будут поглощать большую часть звуковой энергии. Учитывая это и используя следующие советы, вы сможете улучшить качество звука.

Акустика помещения, советы и тонкости настройки

Прежде чем приступить к делу, настоятельно рекомендуется проштудировать какой-либо толковый справочник по акустике. Возможно, для новичков будет довольно трудно разобраться в теории распространения звуковых волн. Но усвоенные знания окупятся сторицей и помогут вам более грамотно оборудовать помещение, получить из вашей комнаты оптимальное звуковое пространство для прослушивания, при этом лучше понять особенности распределения звукового поля. Итак, если вы не дипломированный специалист по акустике, поищите хорошую книгу, доступную для вашего уровня понимания, чтобы расширить свои познания, получив для осмысления много полезной, увлекательной информации.

Одна из самых больших проблем, которую я вижу по общению со своими друзьями и знакомыми – излишнее внимание именно акустике помещения. Конечно, акустика помещения важна, но она должны быть последним звеном, которому вы должны уделить внимание уже после расстановки ваших аудиосистем и выбора оптимального места для прослушивания. Правильное размещение громкоговорителей в пространстве помещения даст гораздо больший эффект, чем устранение акустических дефектов помещения. Уделите необходимое время расстановке аудиоколонок и найдите идеальное местечко для прослушивания. После того как вы сделали все возможное для того, чтобы музыка звучала “правильно”, считайте что выполнили 90% работы и теперь пришло время для создания благоприятных акустических условий. Считайте, что акустическая подготовка помещения – это как глазурь на торте. Опять же, в наших условиях это будет самая простая коррекция акустики помещения. Тем, кто заинтересован в более глубоком понимании влияния особенностей помещения на звук, следует обратиться к серьезным источникам по акустической тематике.

По акустическим свойствам все помещения можно разделить на три основных типа: звонкое; глухое и нейтральное помещения. Как правило, нам желательно иметь комнату с нейтральными акустическими характеристиками, которая тяготеет немного к звонкому типу. Звонкая комната отличается длительным временем реверберации. Реверберация — это процесс затухания интенсивности звука при его многократных отражениях. Каждый из нас когда-нибудь оказывался в звонком помещении. Представьте себе большую столовую или зал, где гуляет эхо, а звуки кажутся звенящими. Из такого зала акустическая энергия никуда не уходит, а отражаясь от стен и потолка попадает в точку прослушивания, где часть ее улавливают наши уши. Если у вас комната с отделкой из дерева лиственных пород, с плиточными полами, практически без мягких материалов в отделке, вы понимаете, что такое звонкая (гулкая) комната. Станьте посередине комнаты, хлопайте в ладоши и слушайте. Звук хлопка превращается в эхо и длится некоторое время после хлопка. Это реверберация и эффект затухания акустической энергии. В такой комнате потребуются отделочные материалы для поглощения отражений на средних и высоких частотах с целью укрощения излишней акустической энергии.

Глухая комната полная противоположность звонкому помещению. Звуки, как правило, будут глушиться и если выполнить тот же самый тест с хлопаньем в ладоши, вы заметите, что звук затихает даже прежде, чем вы перестали хлопать. Глухие помещения, как правило, застелены коврами, завешены тяжелыми драпировками и практически не имеют отражающих поверхностей. Комната для прослушивания музыки не должна быть ни глухой, ни звонкой. Нам нужно что-то среднее, в целом нейтральное по акустическим параметрам помещение, и которое при этом все-таки ближе к звонкому типу.

Причина, по которой мы хотим иметь нейтральное акустическое помещение, заключается в том, что реальный мир представляет собой комбинацию поглощающих и резонансных, в акустическом отношении, поверхностей. Нужно добиться такой акустики в помещении, чтобы звук чрезмерно не поглощался элементами интерьера и в тоже время не отбрасывался нам полностью.

Если у вас слишком глухая комната, для того чтобы добиться более естественного звучания поищите возможности для замены на другую отделку части тканевых драпировок или ковровых покрытий, которые поглощают акустическую энергию. Если же помещение слишком звонкое, то, как правило, гораздо легче определить точки отражения для подавления эффекта реверберации.

Будем считать, что у вас стандартная по размерам комната в квартире или отдельном доме. Если есть возможность использовать ее специально под домашний театр, можете обратиться к специалистам по акустической отделке помещений, чтобы они помогли наилучшим образом откорректировать ее акустические характеристики.

Определение точек отражения

К счастью, коррекция акустических свойств помещения в области средних и высоких частот довольно проста и обойдется относительно недорого. В зависимости от ее размеров, за $200 – $500, вы сможете и сами откорректировать акустические характеристики вашей комнаты. Для начала придется определить точки отражения, прежде чем покупать отделочные материалы для обработки таких зон.

Все, что вам понадобится – это небольшое зеркало (по крайней мере, 30 х 30 см), помощь друга или родственника, а также самоклеющаяся лента, или карандаш (если вы не возражаете против маркировки стен). Опять же, делать это нужно только уже после оптимальной и окончательной расстановки аудиоколонок.

Попросите вашего помощника, удерживая зеркало на уровне ваших ушей, перемещать его по плоскости стены, пока вы сидите в точке прослушивания. На боковых стенах комнаты слева и справа от вас будут расположены первичные и вторичные точки отражения относительно вашей позиции, по две с каждой стороны. Вы должны сидеть и контролировать перемещаемое помощником зеркало вдоль левой стены, пока не увидите в зеркале ВЧ динамик (твитер) аудиоколонки левого канала. Это будет первая точка отражения. Попросите помощника отметить это место на стене карандашом или маркировочной лентой. Теперь зеркало должно скользить дальше вдоль левой стены, пока не увидите твитер аудиоколонки правого канала, также отмечаете и это место. Аналогично, cделайте то же самое и для правой стены. Теперь у вас есть по две точки отражения на правой и левой стенах комнаты.

Такие же точки отражения находятся на потолке и полу. Сегодня у многих людей жесткие отражающие полы застелены ковровым покрытием или отдельным ковриком. В этом случае точками отражения на полу можно вообще пренебречь. Если же у вас жесткий пол без ковра, для борьбы с отражениями от пола можно разместить коврик перед аудиоколонками. Не у всех в комнате подвесные или натяжные потолки. Кто-то может быть вообще предпочитает классическое помещение с каменным потолком. В этом случае нужно будет отметить два места для акустической обработки сверху. Попросите вашего помощника, стоя на стремянке или стуле, (пожалуйста, обязательно предусмотрите все меры безопасности!) удерживая зеркало перемещать его вдоль плоскости потолка, до тех пор, пока не увидите в нем твитер левого канала, отметьте это место, и cделайте то же самое для правого канала. Вам не стоит пока беспокоиться относительно задней или передней стенки помещения.

Теперь у вас есть отмеченные точки отражения, которые легко обработать звукопоглощающим (для средних и высоких частот) материалом. Помните, акустические панели не поглощают частоты ниже 300 Гц (обычно, хотя, есть и исключения), так что точки отражения позволяют контролировать чистоту, звонкость и реверберацию.

Применяйте напыляемое акустическое покрытие экономно, тем более, что и стоит оно достаточно дорого. Понемногу добавляйте слой за слоем, пока не достигнете желаемого акустического состояния комнаты. Вы же не хотите, переборщить и сделать глухое помещение, которое будет высасывать свежесть и энергию из вашей аудиосистемы. Если же у вас изначально глухое помещение, придется удалять плотные шторы, ковры и другие элементы интерьера, пока вы не добьетесь прозрачного звучания. В качестве звукопоглощающих материалов используют также, как специальные панели, так и разнообразные подручные средства, вплоть до ячеистых упаковок от яиц. Подходящие материалы всегда найдутся, все дело лишь в нарушении эстетики помещения.

Определение акустических резонансов помещения

Каждое помещение имеет акустические резонансы или, как еще говорят, комнатные моды (англ. Mode). Пропорции комнаты, т.е. соотношения длины, ширины и высоты, задают расположение резонансов в частотном спектре. Таким образом, геометрические размеры помещения определяют частоты, на которых будут возникать резонансы при прослушивании музыки, т.е. отдельные, имеющие огромное значение для воспроизводимой музыки частоты будут или чрезмерно усиливаться или же подавляться в отдельных точках помещения.

Лучшим способом определения акустических резонансов и стоячих волн (низкие частоты имеют тенденцию распространяться, отражаться и накладываться друг на друга) в помещении считается использование специального программного обеспечения. Профессиональное программное обеспечение довольно дорого, требует установки микрофонов с последующим анализом акустических характеристик помещения. Если у вас есть такая программа для расчета акустических параметров, несомненно, следует ее использовать. Но если вы просто хотите получить общее представление о том, как ваша комната взаимодействует с системой можно использовать и более простые программы, известные также как акустические калькуляторы. В оригинальной статье предлагается использовать http://amroc.andymel.eu.

Один из русскоязычных упрощенных вариантов (Калькулятор аксиальных мод) можно найти на http://www.acoustic.ua/forms/calculator8.html, он обеспечивает упрощенный анализ продольных акустических резонансов (аксиальных мод) в комнате. Акустический калькулятор позволяет по размерам вашего помещения построить графики резонансов при распространении звуковых волн вдоль, поперек и по высоте комнаты. Если несколько резонансов помещения совпадают по частоте (интервал между ними равен нулю), то такие моды (резонансы) называются вырожденными. В этом случае на амплитудно-частотной характеристике, как правило, наблюдается выраженный пик. Проблемные частоты в интерфейсе программы будут выделены красным цветом.

Если два резонанса (моды) разделены интервалом 20 Гц и более, то такие моды называются изолированными. В этом случае на АЧХ помещения, как правило, наблюдается выраженный «провал». Проблемные интервалы будут выделены оранжевым цветом.

Эти пики с провалами на АЧХ и придают нежелательную окраску звучанию вокала и музыки. В особенности они заметны в диапазоне частот 95-175 Гц. Статические звуковые пики возникают в разных точках комнаты, в зависимости от положения акустических систем, размеров помещения и звуковой частоты. Вы можете определить такие пики, перемещаясь по комнате и слушая низкочастотный звук. Как только вы входите в зону стоячей волны, баса становится очень много, а в других местах его почти нет, теряется локализация и четкость баса он превращается в простое «буханье».

Читать еще:  Яркий интерьер трёшки, построенный на контрасте

На частотах выше 300 Гц уже можно пренебречь влиянием резонансов помещения на тональный баланс. Предполагается, что на основе графика в продольной плоскости и по высоте комнаты можно выбирать оптимальное место, как для размещения акустических излучателей, так и место для слушателя. И, кроме того, основываясь на полученных данных по пикам и провалам, также проводится корректировка акустических характеристик помещения, которая уже гораздо сложнее установки звукопоглощающих покрытий в точках отражения для коррекции остальной части звукового диапазона. В этот комплекс мер могут входить как простейшие мероприятия, типа закрепления подушек в углах комнаты, так и устройство специальных «ловушек для басов» (типа резонатора Гельмгольца) для выравнивания нижней части АЧХ помещения. К сожалению, некоторые из этих методов требуют много места и в небольшой комнате не применимы по причине отсутствия для них пространства. В идеале, вы должны иметь комнату для прослушивания с объемом более 40 кубических метров, тогда будет гораздо легче настроить акустику помещения.

Есть много готовых великолепных решений, многие из которых на самом деле дешевле, чем создание собственных устройств. Но если вы хотите сами заняться акустическим обустройством помещения, досконально разобраться в его особенностях и возможностях, то это тема уже отдельной статьи и не одной.

Улучшение акустики помещений

Питер Янис считает, что даже при использовании самого современного оборудования есть много возможностей для совершенствования.

Интересное открытие произошло в последнее время: люди стали намного лучше осознавать, что акустическое пространство играет критическую роль в плане окончательного звучания.

Другими словами, если вы не «вылечите» комнату, изменение звуковой системы, на самом деле не решает ничего. И правда, ведь известно, что доведение акустики помещения до «приемлемого уровня» часто на самом деле проще, чем настройка системы звукоусиления!

Тестируем «один, два, хлоп»

Войдите в помещение, хлопните в ладоши. Если позднее эхо и реверберация длиннее 1 секунды, это повлияет на разборчивость системы.

«Разборчивость» — это термин, который описывает нашу способность понимать, что говорится. Еще в средние века григорианское пение идеально подходило для длинной реверберации, которая присутствовала в тех церквях.

И произносимое слово? Только элита говорила на латыни и понимала её, поэтому средний человек очень мало понимал в послании проповеди.

Сегодня это изменилось. Музыка стала ритмичной; язык в церкви, ночных клубах или конференц-центрах — это язык людей. Там везде требуется коммуникация в донесении сообщения. И чтобы она была эффективной, сообщение должно быть ясным.

Решение проблемы

Эта статья не о том, как из спортзала сделать центр исполнительских искусств. Речь идет о сокращении поля реверберации, чтобы звуковая система могла эффективней выполнять свою работу.

Контуры равной громкости показаны красным цветом (по ISO 226: версия 2003) и кривые Флетчера-Мансона, показаны синим цветом, для сравнения.

Акустики — это специалисты, обладающие опытом высокого класса в оптимизации помещений. Здесь мы только обозначим базовые принципы, которые могут превратить проблемное пространство в приемлемое.

Голос человека лежит в диапазоне от 200 Гц до 4 кГц, с пиком около 500 Гц. Чем громче мы говорим, тем больше наш голос будет акцентироваться в середине диапазона.

Кривые Флетчера-Мансона показывают нам, что человеческий слух также наиболее чувствителен к среднему диапазону. Это дает нам первый ключевой ингредиент для улучшения разборчивости: нам нужно сосредоточить наше внимание на среднем диапазоне.

Следующий аспект, который мы должны учесть, состоит в том, что низкие частоты содержат намного больше энергии, чем высокие частоты. А также то, что частоты ниже 300 Гц считаются всенаправленными, а высокие частоты имеют тенденцию к направленному лучу, как фонарик.

Поэтому низкими частотами очень трудно управлять, в то время как средние и высокие частоты относительно просты в этом отношении.

Итак, давайте сначала сорвём легкий плод с акустического дерева! Нарисуйте план вашего места проведения мероприятий. Расположите основные громкоговорители и проследите угол раскрытия рупоров.

Когда звук выходит из кластера громкоговорителей, он отражается от стен, вызывая первичные отражения. Эти отражения сочетаются с прямым звуком, исходящим от громкоговорителя, и вызывают эффект, известный как гребенчатая фильтрация, посредством которого на некоторых частотах будет «фазовая отмена», в то время как другие будут усилены, в зависимости от длины волны и расстояния.

Ослабление, поглощение

Что еще более важно, влияние гребенчатой фильтрации будет зависеть от того, где вы сидите в помещении. Поэтому смена места будет иметь огромное влияние на то, насколько хорошо вам слышен звук.

Ослабление отражений сводит к минимуму гребенчатую фильтрацию, в то же время улучшается разборчивость речи и локализация звука. Обычно это делается путем установки акустических панелей на поверхности стен. Чем больше панелей будет использовано, тем больше будет ослаблено звучание, и чем выше качество акустических панелей, тем более равномерным будет поглощение.

Относительная энергия различных уровней вокала/речи.

Большинство комнат хорошо работают с 25-процентным покрытием стен, но это обычно определяется доступностью бюджета. Планируя покрытие стен от 20 до 25 процентов, наметьте план относительно наилучшего использования имеющегося инвентаря.

Начните с размещения панелей там, где возникают наиболее очевидные отражения. В длинных помещениях это обычно вдоль боковых стен, где кластеры производят наибольшую энергию и возникают последующие первичные отражения, которые отражаются в зону прослушивания.

В более широких комнатах посмотрите на заднюю или «принимающую» стену, где будет возникать флаттер или эхо-сигнал. Большинству пространств выгодно некоторое лечение в каждой из этих областей.

Хорошее суждение и здравый смысл идут рядом к тому, чтобы помещение заработало хорошо. Другими словами, вам может потребоваться компромисс из-за окон, дверей, загрузочных площадок и т.д.

Многофункциональные пространства

Один из наиболее распространенных вопросов: как заставить помещение работать для различных типов событий, которые в нем проходят?

Эта проблема характерна для домов поклонения, школьных аудиторий и других помещений, которые должны хорошо работать как с речью, так и с музыкой.

При использовании некоторых типов музыки, таких как оркестровые или хоровые произведения, большое время реверберации помогает исполнению, в то время как на спокойной речи длинные хвосты реверберации затрудняют понимание сказанного.

Существует два основных подхода к решению этой проблемы: введение изменяемой акустики или использование искусственной реверберации. Тяжелые театральные шторы могут быть очень эффективными. Они могут быть настроены на поглощающее (развернутое) или отражающее (свернутое) состояние, в зависимости от жанра исполнения.

Для автоматизации подобной системы могут быть установлены электродвигатели. Для правильной работы шторы должны иметь достаточную массу, чтобы задерживать звук в воздушной полости позади. Недостатком является то, что эти тяжелые портьеры могут быть очень дорогостоящими, особенно если вы используете автоматизацию.

Другим основным вариантом является обработка комнаты с использованием акустических панелей, а затем добавление искусственной реверберации, когда это необходимо. В мире есть высококлассные площадки, которые успешно используют этот подход, а для «обычного места» добавление цифрового ревербератора в микс часто дает приемлемые результаты.

Вид, показывающий отражение, созданное необработанной стеной (слева) и той же стеной с акустическими панелями.

Стоит отметить, что музыканты играют лучше, когда находятся в удобной акустической среде. Например, камерный оркестр или хор будут работать лучше, если они окружены некоторой естественной реверберацией помещения. Это может быть обеспечено размещением отражающих панелей (то есть прозрачным плексигласом) над музыкантами, или применением подвижных драпировок, чтобы при необходимости можно было обнажить и сделать отражающими стены.

Понимание спецификаций

Измерение производительности акустических панелей так же просто, как сравнение микрофонов или громкоговорителей. Коэффициент звукопоглощения показывает, насколько хорошо акустическая панель поглотит энергию на различных частотах. Коэффициент 1,00 равен 100-процентному поглощению на данной частоте.

Имейте в виду, что производители акустических панелей, которые обслуживают крупныхных подрядчиков, часто продвигают некую «среднюю» цифру поглощения, не имеющую значения в реальном мире. Это сродни заявлению, что звуковая система работает на 100% на частоте 1 кГц.

Так же, как вы проверяете технические характеристики, чтобы увидеть, насколько ровную АЧХ производит громкоговоритель, также смотрите данные панели, когда дело доходит до поглощения. В частности, убедитесь, что панель действительно способна поглощать энергию в голосовом диапазоне. Кроме того, если вы пытаетесь контролировать низ, оцените более толстые панели, которые могут поглощать более низкие частоты.

Хороший трюк — это создание воздушной полости за панелью (как у подвесного потолка или драпировки, о которой говорилось выше), которая часто может снизить эффективную частотную характеристику на октаву, не увеличивая стоимость.

Лучший результат

В свете нынешних бюджетных ограничений произошел сдвиг в сторону сокращения расходов. Большие панели дороги для транспортировки, потому что они требуют специальной доставки с помощью грузовика с плоской платформой, и, кроме того, для их установки необходим подъемник.

Меньшие панели, сгруппированные в модульном формате, завоевали популярность, потому что они могут поставляться с использованием общей несущей, и их часто можно установить с помощью простой лестницы. Такой подход позволяет снизить затраты и повысить акустическую производительность.

Звуковые и A/V-компании хорошо технически оснащены для озвучивания помещений, но в течение многих лет акустика часто игнорировалась или не учитывалась. С современными громкоговорителями и цифровой электроникой стало очевидно, что простое изменение звуковой системы по-прежнему оставляет много возможностей для совершенствования.

В результате, стало больше внимания уделяться акустике помещения, часто перед приобретением новой системы. Это не только улучшает звучание, но и повышает репутацию компании для достижения хороших результатов.

Как сделать собственную «комнату для музыки»

Секреты и фишки для максимального аудиофильского удовольствия.

В жизни каждого человека есть дни, когда хочется послать все к черту, налить бокал крепкого виски, удобно устроиться в кресле и включить диск с любимой группой, получив настоящий экстаз.

Ради этой слабости мы готовы потратить заработанные кровью и потом деньги. Словно золотоносный муравей обустраиваем будущий «домашний храм музыки», добросовестно расставляя усилитель, ресивер, виниловый или CD-проигрыватель; терпеливо ждем, пока появится избранная модель акустической системы. Наконец, настает тот долгожданный миг, когда можно нажать на Play и отправится в мир грез и мечтаний…

И тут нас подстерегает страшное слово – ОБЛОМ…

Ну не звучит вся эта связка дорогостоящего оборудования так, как вы слышали в шоуруме! Не замечаете вы той красоты восторженных отзывов с Яндекс.Маркета, не чувствуете «бархатного баса» и «обволакивающей середины с хрустальными обертонами в области верхних частот». Что, собственно не так?

Вы будете удивлены, но ответ банален и прост. Комната… Вся проблема в комнате.

Примечание: Данный материал осознанно не перегружен тяжелыми терминами из области акустики и рассчитан на неискушенных слушателей, которые хотят улучшить свой мультимедийный уголок.

Почти как у Гарри Поттера

При чем же тут комната? Если вам приходилось когда-то разбирать старые советские колонки, наверняка вы обращали внимание на наличие внутри внушительного комка ваты. Она там не случайно.

Читать еще:  Яркая кухня, на которой всему нашлось место

Все дело в том, что традиционная форма любой колонки – прямоугольный параллелепипед – шестигранник с равными противоположными гранями и прямыми углами. И именно угол – злейший враг хорошего звука. Именно углы работают как отражатели для коротких волн, но при этом существенно увеличивают и без того длинные волны – басы. Таким образом, весь «сочный бас» концентрируется в углах колонки, а та самая вата позволяет препятствовать такой концентрации.

Возвращаемся к нашей комнате. По сути, это все тот же параллелепипед, что и колонка. Место излучателя здесь занимает полноценная приобретенная вами АС, а роль стенок колонки – стены вашей комнаты. И если при построении акустики инженеры уделяют максимум внимания материалам из которым будет изготавливаться конкретная колонка, то попадая в наши квартиры даже идеальная АС не сможет продемонстрировать свой совершенный внутренний мир из-за проблемного помещения.

Где скрываются враги

Говорить об «идеальной акустической комнате» не имеет смысла. Вряд ли рядовой слушатель готов к революции в собственной квартире и убеждении домочадцев в том, что «в гостиной мы будем только слушать концерты AC/DC и поражаться широте души Cesaria Evora». В рамках данного материала мы лишь попробуем уличить злоумышленников, уничтожающих красоту звука и дать определенные практические советы.

Мало/много мягкой мебели. Любая мягкая мебель в вашей квартире выполняет роль поглотителя звука. Вам приходилось обращать внимание на то, что во время ремонта ваша речь превращается в неразборчивый гул, а громкий оклик еще несколько секунд отдается эхом. Если подобный эффект эха повторяется и в комнате, в которой вы планируете слушать музыку – от эха нужно избавиться.

Что делать: Главное – соблюдать чувство меры и не превратить «живую» комнату (комнату, где есть эхо) в абсолютно «мертвую» (полное отсутствие реверберации). Установка звукопоглощающих панелей, применение акустической пены или использование навесных панелей из звукопрозрачной ткани, натянутой на деревянный брус, может помочь в заглушении реверберации. Но будьте осторожны – не «пересушите звук»: мягкая мебель и обилие поглощающих материалов сделают звук слишком резким, лишенным легкости и объема.

Стены. Один из ключевых факторов, напрямую влияющих на звук. И, зачастую, самый проблемный в большинстве квартир среднестатистического жителя любого мегаполиса и крупного города.

Голые стены. Стены «под покраску» – страшный сон инженера акустика. Такая комната будет «живее всех живых», а уровень реверберации будет превращать любой звук в неразборчивую акустическую кашу.

Что делать: Минимальное спасение – поклейка обоев. Лучший вариант – установка звукопоглощающих материалов и максимальное насыщение комнаты мягкой мебелью.

Гипсокартон. Удобный и практичный материал, уверенно заменивший утомительное нанесение шпаклевки на стены с целью их выравнивания. Вот только для звука гипсокартон опасен по следующей причине. Он напрочь забирает всю красоту низких частот: бас, отражаясь о гипсокартоновой стены, теряет свою упругость из-за того, что закрепленная на металлический каркас плита действует как мембрана.

Что делать: При установке панелей из гипсокартона постарайтесь обеспечить минимальный шаг между несущими профилями и зафиксировать лист таким образом, чтобы он исключал какие либо произвольные вибрации. Если вы любите хороший звук – ни в коем случае не экономьте на саморезах и профилях.

Углы. Мы уже говорили о том, что углы приносят ощутимый вред «правильной» акустике. В углах вашей комнаты (разумеется, если они не заставлены предметами интерьера) возникает существенное звуковое давление, которое приводит к возникновению характерного резонанса – вы слышите его в виде гула определенных частот.

Что делать: Хорошим решением, позволяющим существенно облагородить бас и уменьшить количество паразитных резонансов (искоренить их полностью в домашних условиях – очень непросто), является установка так называемых стеновых поглотителей – панелей, имеющих форму усеченной призмы.

Размещение колонок. От того, как вы установите колонки, зависит многое. Не будем останавливаться на типичных ошибках, а сразу поговорим о том «как надо».

Расстояние от источника звука до стены (с фронтальной стороны излучателя) – определяющий фактор качества звучания. Удаленность от стены напрямую влияет на глубину баса: чем ближе к стене – тем больше баса. Ваше «посадочное место» должно быть у противоположной АС стены и ни в коем случае не по центру комнаты.

Расстояние между колонками влияет на распределение басовой линии. Установленные слишком близко колонки будут подчеркивать верхнюю часть диапазона низких частот. Чем дальше акустическая пара будет друг от друга, тем «глубже» будет бас.

Для правильного восприятия акустической картинки, при размещении АС соблюдайте симметрию.

К размещению сабвуфера придется подойти творчески. Включите композицию, в которой характерно прослеживается басовая линия. Идеальное место зависит от конкретной комнаты, но, как правило, сабвуфер размещается на определенном расстоянии от противоположной стены с явным смешением в ее сторону.

Кто с нами?

Весь материал с нами был тайный гость – детище премиальной линейки компании iRiver, медийный комбайн Astell&Kern AK T1. К нам он попал не случайно и, в первую очередь, за свою универсальность.

В Astell&Kern AK T1 установлена трехполосная акустика, состоящая из 6 динамиков – по два на каждый частотный диапазон: до 250 Гц, от 250 до 6 000 Гц и свыше 6 000 Гц. AK T1 – верный акустический камертон, который может подарить обывателю не только универсальный мультимедийный инструмент, но и достойную альтернативу громоздким АС.

И главное, с AK T1 всегда можно экспериментировать.

Лирическое отступление

Нас часто ругают за то, что ресурс, главным профилем которого, в первую очередь, считается продукция Apple, слишком много внимания уделяет звуковому оборудованию: наушникам, колонкам, звуковым проблемам и методам их устранения.

Друзья, давайте на чистоту. Многим достижениям в области мобильных технологий мы обязаны старине Стиву Джобсу – поистине гениальному человеку, опередившему свое время и создавшему настоящую империю устройств и гаджетов, которыми сегодня пользуются миллионы человек. Так вот, будучи человеком, который действительно «думал иначе», Джобс немало внимания уделял звуку:

  • В планах Джобса был выпуск новой линейки плееров iPod, предназначенных для воспроизведения «идеального звука». Увы, проект был свернут еще в 2012 году.
  • Будучи признанным «пионером цифрового звука», сам Стив отдавал предпочтение винилу. Дома он слушал исключительно пластинки, а формат MP3 называл «мертвым, хотя и универсальным».
  • Вся продукция компании Apple пропитана звуком и, если присмотреться, можно увидеть весьма чуткое отношение к нему как программистов, так и инженеров: от звука приветствия до выхода Garage Band и Logic; от возможности стать музыкантом-любителем, имея под рукой лишь компьютер Mac, до создания собственных мультимедийных интерфейсов и кодеков, обеспечивающих минимальные потери аудиопотока.

Поверьте, имея в распоряжении iPhone, iPad, iPod или Mac, вы, так или иначе, смотрите на мир аудио несколько иначе. Вы отличаетесь от пользователей, отдавших предпочтение другим устройствам. И, в первую очередь потому, что умеете слышать… И с этим нужно жить.

(5.00 из 5, оценили: 2)

Акустическая отделка помещений. Как улучшить звук дома?

15 лет на сайте
пользователь #19989

Думаю с этой проблемой сталкиваюсь не один я. И аппарутра вроде Хи-Фи и кабеля что ни на есть правильные (все с иронией). Но при этом звук грязный особенно на громкости выше средней. И если получаеться долго двигая акустику и диван наконец найти «приятное» взаиморасположение то шаг вправо тут же воспринимается ушами как попытка к бегству.

Теорией мозги давно просушены. Вопрос ПОЧЕМУ практически не стоит. Но и заниматься точными измерегниями стоячих волн, гармоник и осцилограм искаженных АЧХ почему — то не хочеться.

Лилею надежду раскопать простые, всем понятные, доступные (тут и о деньгах и о доступности материалов и методов) способы борьбы с тем мусором в звуке, который порождается за счет помещений для прослушивания. В конце концов мы все слушам музыку в ЖИЛЫХ комнатах.

Про оклейку комнаты упаковками от куриных яиц — слышал и пробовал (шутка)

Заваливать комнату мягкими игрушками и диванами не хочу.

Комната 5*3,5м. Акустика напротив длинной стены. Слушатель на расстоянии 2,5-3 м от линии акустики.

Что можно сделать в простом варианте? Или без точных измерений, эквалайзеров и т.п. все будет бездарной тратой времени и средств?

15 лет на сайте
пользователь #17381

М..да. интересный вопросик.

если со всей связкой апаратуры все в норме, то стоит обратить внимание на заглушку всяких резонирующих поверхностей: оконные и мебельные стекла (имеют множество резонансных частот), мебельные дверки на магнитиках и т.п. Добиваться можно путем распорки при помощи плотных упругих материалов.

За спиной слушателя имеет смысл попробовать повесить на некотором расстоянии от стены (3-5см) кусок какого-нибудь звукопоглощающего материала (кусок партьеры подойдет), захватив углы стыка стен и потолка со стеной.(звучит дико, но хотя бы в качестве эксперимента).

Плюс длинношерстный ковер на пол (не синтетика).

Акустику отодвинуть от стен на некоторое расстояние + развязка от пола или стойки.

Было бы интересно узнать, что за акустика (ну и все остальное за одно) . может это ее склонность давать большей уровень НИ на повышенных громкостях.

17 лет на сайте
пользователь #4055

Расположение акустики и слушателя можно просчитать. Программка-трассировщик RPG Room Optimizer (существует «народная» версия). И лучше всё же по длинной оси сидеть.

Глушить — минимум ковры на стены на расстоянии от 5 см и на пол, полки с книгами (полное собрание сочинений В.И.Ленина *-)). Места, где глушить, программка подскажет. Радикально — изготовить широкополосные резонансные поглотители (broadband absorber) и «басовые ловушки» в углы (bass traps), материалы — недорогие, работа — как с дядей Васей-столяром договоришься. Желательно еще и диффузоры (рассеиватели), но это более трудоемко. Яичные упаковки — чушь, глушат только верх, основные же проблемы в НЧ и СЧ. Эквалайзеры не помогут, т.к. акустические искажения — это фунцкия времени, а не частоты. Мебель мягкая очень помогает, плотные шторы на окна.

15 лет на сайте
пользователь #19424

Весьма толковые советы раздаются, но если принять во внимание то что помещение где стоит аппаратура ещё и для жизни предназначено, то звуковую отделку имхо стоит совместить с декорированием стен, самое то получится. Хорошие плотные ткани конечно не кто не отменял, а пробовал ли кто со льном плотных работать — если его на локальные шторки пустить и на поглотители в угол? Что из тканей, весьма интересных для декора годится для ловушек (мешковина, лён, плотные тюлевые занавески)? И продолжая тему декора, кто то пробовал делать декоративные щиты на стены, был ли опыт использования пробковых панелей?

17 лет на сайте
пользователь #4055

для декора годится любая ткань, удоветоряющая эстетическим запросам Сама по себе она проблем не решает (конечно, лучше плотнее, бо в конструкции поглотителей и ловушек присутствует вредный материал, а на окна для большей эффективности надо еще и вскладку). То же и с пробкой — ее акустическое сопротивление стремится к нулю, несколько проявляясь на ВЧ. это просто красивый (хм, дело вкуса) отделочный материал, а также средство разведения лохов на бабки.

Читать еще:  Уплотнительная лента: достоинства и особенности монтажа

Кардинально улучшить звук в комнате можно, только сочетая реальные абсорберы (с коэфф. поглощения от 0.5 в диапазоне от 100 герц и выше) и диффузоры, да и то, добиваются только убиения ранних отражений только в зоне прослушивания, иначе конструкция дорожает в несколько раз. То есть, сделать комфортным для слушания участок в комнате можно исхитриться за сотку-другую, всю же комнату сделать линейной — тут уже счет на тысячи. Со стоячими же волнами бороться можно практически, только изменяя пропорции помещения к ряду т.н. «золотых сечений» и непараллельности стен, что реально только на этапе проектирования и строительства. Поэтому в готовой комнате трассировкой вычисляются местоположения колонок и слушателя с наименьшей плотностью «узлов» и «пучностей» стоячих волнн. И эта зона несколько расширяется с помощию поглотителей/диффузороф в нужных местах.

Короче, что для этого надо (надо ж человеку более практически ответить).

1. Широкополосные резонансные поглотители — 4 шт. (три стены и потолок)

2. Цилиндрические басовые ловушки — 4 шт. по углам (и можно еще пару вблизи колонок)

4. Диффузоры — штуки 4, но можно обойтисть развешиванием деревянных полок с книгами, сувенирами и т.д.

5. Ковры на пол и свободные участки стен, портьеры, кресла, диваны — т.е. вспомогательные элементы.

Это всё при условии, что аппарат нормальный. Т.е., например, если на усилке написано 200W, а весит он 5 кило — звука не будет, хоть золотые провода подключай.

15 лет на сайте
пользователь #19424

То же и с пробкой — ее акустическое сопротивление стремится к нулю, несколько проявляясь на ВЧ. это просто красивый (хм, дело вкуса) отделочный материал, а также средство разведения лохов на бабки.

Нуу батенька.. следуя этой логике, комната в кирпичном доме и комната в панельном доме должны быть одинаковы по своим акустическим свойствам, но на практике это утверждение не выдерживает критики, а значит применительно к пробке, он неё можно ожидать некоторого эффекта, понятное дело что он небольшой будет, но это всё таки не развод на деньги. Я же спрашивал про опыт использования пробковых панелей.

17 лет на сайте
пользователь #4055

Эээ, батенька. не надо приписывать мне то, чего я не говорил, даже и следуя какой-то логике. («Рыбонька ты моя. » <.>-«Люди, он меня [censored] назвал. » (c)анекдот).

Да, эффект будет, но далеко не адекватный затратам. Но каждый сам хозяин своему счастью и деньгам.

16 лет на сайте
пользователь #9802

Недалеко от моего скромного жилища находится студия звукозаписи в стандартной панельной девятиэтажке. Так что, все возможно сделать.

По теме: из доступного: ковры на пол и стены, колонки отодвинуть от стенки и не слишком раздвигать стереобазу (слишком маленькое расстояние до слушателя остается), окно поставить хорошее, развязать колонки с полом (шипы, хорошие подставки), если есть убрать шкафы с посудой.

Из дорогого или самодельного: см. выше.

Из глобального: на полу и стенах сделать 3-сантиметровый слой звукоизолятора — песок и битое стекло 50/50 засыпается на пол, наверх доски или паркет, на стенах — фальшстены с засыпкой.

17 лет на сайте
пользователь #4055

Недалеко от моего скромного жилища находится студия звукозаписи в стандартной панельной девятиэтажке.

хотел бы я посмотреть, как там пишут, барабаны, басы и электрогитары из комбиков и на их благодарных соседей

Из глобального: на полу и стенах сделать 3-сантиметровый слой звукоизолятора — песок и битое стекло 50/50 засыпается на пол, наверх доски или паркет, на стенах — фальшстены с засыпкой.

это Вы путаете звукоизоляцию и акустическое оформление.

но битое шкло в «плавающем» полу, это что-то новое в технологии, бум знать.

15 лет на сайте
пользователь #19424

Битое и не битое стекло отнюдь не ново, это как раз старые методы, более того при строительстве опер в прошлом веке, использовались такие технологиии.

15 лет на сайте
пользователь #19989

Огромное спасибо всем за высказанные советы. Честно говоря даже не ожидал, что данная тема найдет столько откликов.

На самом деле не думаю что у меня так уж все запущено, но точно знаю, что комната сейчас одно из узких мест в моем звуке. Потому и задался такой целью.

Со стоячими волнами мне все примерно ясно и до них руки еще дойдут.

Но здается мне что именно отраженный звук дает грязь. Так как на малых и средних громкостях звук вполне отличный.

1) Ковер на пол — лежит но видимо нужно потолще

2) Полочники на стойках шипы и сверху и снизу (вот только не засыпаны а надо бы но где взять просто и быстро песок нормальный пока не нашел:-?)

3) Напольники на шипованных с двух сторон массивных металлических подставках, которые на массивной бетонной плите, которая на туристическом коврике толщиной около 1-1,5 см. Такч то с полом как можно было развязался.

4) Стены. Вот они главная задача. Стены гладкие оштукатуренные и окрашенные. И вот тут как раз колеблюсь! Ковры. Шторы . Холст в раме подвешенный на растоянии 3-4 см от стены.

Хочеться понять главную идею данных манипуляций. Дабы реализовывать их с пониманием дела.

5) Шкафов нет. Диван да стол рабочий — вся мебель.

Кардинально улучшить звук в комнате можно, только сочетая реальные абсорберы (с коэфф. поглощения от 0.5 в диапазоне от 100 герц и выше) и диффузоры, да и то, добиваются только убиения ранних отражений только в зоне прослушивания, иначе конструкция дорожает в несколько раз. То есть, сделать комфортным для слушания участок в комнате можно исхитриться за сотку-другую, всю же комнату сделать линейной — тут уже счет на тысячи

Именно зону прослушивания и хчеться сделать максимально комфортной. Для всей комнаты такую цель в данном жилище пока не ставлю.

Короче, что для этого надо (надо ж человеку более практически ответить).

1. Широкополосные резонансные поглотители — 4 шт. (три стены и потолок)

2. Цилиндрические басовые ловушки — 4 шт. по углам (и можно еще пару вблизи колонок)

4. Диффузоры — штуки 4, но можно обойтисть развешиванием деревянных полок с книгами, сувенирами и т.д.

А вот по этим позициям хотелось бы узнать по подробнее. Может ссылка есть где поискать информацию? Во всяком случае как это выглядит, из чего мождно сделать и какие задачи решает — ну очень интересно.

18 лет на сайте
пользователь #1794

Есть новая квартира без отделки. Там есть комната. Как при ремонте её сделать «аккустически правильной»? Какие полы класть, что со стенами и потолком делать. Нужно слушать музыку и домашний кинотеатр. Акустика уровня усилок + колонки = $1К. Или с такой системой лучше ничего не делать и просто поставить в отремонтированную комнату?

17 лет на сайте
пользователь #4055

4) Стены. Вот они главная задача. Стены гладкие оштукатуренные и окрашенные. И вот тут как раз колеблюсь! Ковры. Шторы . Холст в раме подвешенный на растоянии 3-4 см от стены.

ковры на расст. 5см от стены — самый простой вариант. Шторы на окна — плотные вскладку. Холт на раме — тоже простой дешевый вариант, размер побольше, натяжение посильнее.

А вот по этим позициям хотелось бы узнать по подробнее. Может ссылка есть где поискать информацию? Во всяком случае как это выглядит, из чего мождно сделать и какие задачи решает — ну очень интересно.

прямых ссылок, к сожалению, нет, но гугло легко ищет по ключевым словам listening room acoustics optimization, broadband absorber, bass trap, вкупе с DIY, building и self-made.

попробую объяснисть на словах.

1. Поглотитель — конструктивно это рама из бруска (5 на 10 см), размер рамы квадрат от метра до полутора сторона. На раму прибивается фанера 6 мм, получается этакий ящик. Ящик этот прикреляется к стене в проблемном месте, фанерой наружу (получается этакий «барабан» с резонансом, определяемым объемом ящика и массой фанеры). Далее к фанере прикрепляется любым способом (например, пристреливается скобами или приклеивается) мат, по размерам фанеры, из поролона или минеральной ваты толщиной 10 см (ни в коем случае не стекловаты. ). Всё это обтягивается декоративной тканью.

Мат служит для двух целей. Во-первых, демпфирует колебания фанеры-мембраны на НЧ, превращая «барабан» в резонансный НЧ поглотитель. Во-вторых, эффективно поглощает частоты с четвертью длины волны до 10 см (СЧ и ВЧ, эээ, 2 пишем, 7 на ум пошло… где-то от 700 Гц и выше), превращая всю конструкцию в широкополосный резонансный поглотитель. Картинку кину в мыло (негде разместить).

2. Цилиндрический басовый поглотитель представляет собой трубу внутренним диаметром 25 или более см, длиной 1 и более метра, из пористого материала типа поролона или минваты, толщина стенок трубы 5 и более см. Торцы трубы обязательно закрыты «крышками» из акустически непрозрачного материала (фанера, дерево, пластик). Чем больше внутрений объем трубы, ее длина и толщина стенок, тем выше эффективность поглотителя-ловушки. Коструктивно это может быть так (вариантов много): вырезаются две пары кругляшей из ДСП, два под внутреннй диаметр трубы, два под внешний. Малые кругляши прибиваются к большим соосно. Получаются две заготовки для каркаса трубы. Далее кусок металлической сетки, шириной как у предполагаемой длины трубы, скручиваем в трубу, чтобы диаметры малых кругляшей в нее входили, получаем нечто типа типа катушки, прикрепляя сетку к деревяшкам гвоздями или скобами (ну и продольно ее скрепить проволокой, чтоб не норовила распрямиться). На эту каушку накручивается поглощающий материал (минвата, поролон). Закрепляется в паре-тройке мест, обматывая скотчем. Обматываем декоративной тканью, пристреливаем ее скобами к деревяшкам или еще как, шов сшиваем широкими стежками. Всё. Готовая штуковина в 4 экземплярах ставится по углам на подходящих подставках.

3. Диффузор (рассеиватель) – штука более сложная, в идеале это участок с хаотично нерегулярной поверхностью типа рваного камня. Конструктивно это ячеистый деревянный или пластмассовый ящик, в котором ячейки и выпуклости разного размера и шага. Буржуины продают готовые диффузоры, на вид очень красивые, типа абстрактных объемных панно в стиле кубизма или вида Манхэттэна с птичьего полета. Упаковки от яиц также напоминают внешне Диффузоры (вот откуда эта дурная идея!), но ничего общего с ними не имеют. Реально самому изготовить простейший «вертикальный» диффузор из нескольких (4-6) разного диаметра пластиковых дренажных труб (от 5 до 30 см), разрезанных вдоль и прикрепленных разрезом к листу фанеры. Всю эту конструкцию «трубный частокол» можно также покрыть декоративной тканью, а можно оставить и так, в назидание потомкам, чтоб не увлекались индастриэлом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector