Что такое «качество света»?

Свет в интерьере: параметры и качество освещения (часть I)

Качество освещения в помещении зависит от параметров света и от того, как он ложится на элементы интерьера. Чтобы реализовать свою идею, дизайнер должен знать все эти характеристики. Prostocomfort узнал, как добиться желаемого эффекта от освещения.

Выбор освещения – один их самых интересных процессов в оформлении интерьера. При этом преследуется две цели:

  • света должно быть достаточно;
  • свет должен подчеркивать достоинства интерьера, создавать настроение и зрительные образы, соответствующие замыслу дизайнера.

Эти цели достигаются правильным выбором источников света (ламп) и световых приборов (светильников), а также местом расположением светильников.

Благодаря свету мы видим окружающие нас предметы, как в помещениях, так и в природе. Миллионы лет зрение человека знало лишь естественный свет – свет солнца. Поэтому естественный свет является для нас наиболее комфортным. Искусственные источники света, к которым относятся и все виды электрических ламп, излучают менее благоприятный для зрения свет. Окружающие предметы в их свете выглядят иначе, чем в солнечном свете, то есть менее естественно. В искусственном свете они могут приобретать другие цвета и оттенки и создавать иное эмоциональное впечатление.

Параметры света

Чтобы добиться ожидаемого результата от освещения интерьера или отдельных его элементов, необходимо выбрать свет соответствующего качества. Качество света, как естественного, так и искусственного, определяется многими фотометрическими параметрами. Важнейшие из них:

  • световой поток – количество света, излучаемого лампой или светильником (измеряется в люменах — лм);
  • цвет – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и их оттенки;
  • цветовая температура – четырехзначная цифра, обозначающая температуру раскаленного до бела твердого тела (измеряется в Кельвинах — К), излучающего свет того же оттенка;
  • индекс цветопередачи – параметр, которым обозначается качество передачи искусственным светом естественного цвета предметов (не имеет единиц измерения).

Качество освещения интерьера в значительной степени зависит от светового потока светильников и ламп, которые для этого используются.

Эти параметры, кроме индекса цветопередачи, можно прочесть на самих лампах или на их упаковке. Например, на упаковке компактной люминесцентной лампы может быть нанесено: 1100 лм, 4000 К. Это означает, что лампа излучает световой поток равный 1100 лм. Причем, свет этой лампы такой же белый, как свет, излучаемый твердым телом, раскаленным до температуры 4000 К (3727 ºС).

Индекс цветопередачи ламп следует искать в каталогах заводов-производителей или в техническом паспорте на лампу. Лампы, обладающие наилучшей цветопередачей, излучают белый цвет с индексом цветопередачи равным 100 (Ra = 100). В свете этих ламп предметы имеют такой же цвет, как и при естественном освещении. Наихудшая цветопередача у натриевых газоразрядных ламп, которые имеют индекс цветопередачи всего 20 (Ra = 20).

Для интерьерного освещения следует использовать лампы, свет которых обладает индексом цветопередачи не ниже 80.

Цветопередачу света ламп принято называть:

  • отличной, если индекс цветопередачи больше 90;
  • хорошей, если индекс цветопередачи больше 80, но меньше 90;
  • стандартной, если индекс цветопередачи меньше 80, но больше 60.

Цветовая температура белого света ламп, которые используются для освещения интерьеров, колеблется в пределах от 2500 К до 6500 К. При этом свет с цветовой температурой 2500 К похож на свет, который излучают обычные лампочки накаливания, а 6500 К – люминесцентные лампы дневного света.

Интерьер, освещенный теплым светом с цветовой температурой 2500-2700 К.

Интерьер, освещенный холодным нейтральным светом с цветовой температурой 4000-5000 К.

По цветовому впечатлению свет можно классифицировать:

  • теплый уютный свет — с цветовой температурой от 2500 К до 3000 К;
  • нейтральный теплый — от 3000 К до 4000 К;
  • холодный нейтральный — от 4000 К до 5000 К;
  • холодный дневной — от 5000 К и выше.

Отражающие свойства предметов

Но даже зная качество света ламп, мы еще не можем предопределить эффект от их применения в том или ином интерьере. Дело в том, что результат освещения зависит еще и от свойств поверхности тех предметов, которые мы освещаем.

Фактически, мы видим объекты нашего окружения благодаря тому, что они отражают свет. От количества света (светового потока), который на них падает и от того, сколько света поверхность объектов поглощает, а сколько отражает, зависит их яркость и заметность для нашего глаза.

Цвет предметов интерьера в свете с высоким индексом цветопередачи почти не отличается от естественного.

Если освещаемые поверхности гладкие (зеркальные), то от них отражается почти весь свет, и мы видим яркий световой блик (поверхность блестит). Это зеркальное отражение. Если поверхности негладкие (зернистые, волокнистые и т.п.), то они часть света поглощают, а часть отражают, причем, это уже не зеркальное отражение, а рассеянное (диффузное).

На глянцевой поверхности стола можно увидеть зеркальное отражение света настенных светильников.

Яркость освещаемых объектов в случае диффузного отражения ниже, однако, мы способны эти объекты различать и узнавать благодаря именно диффузному отражению, так как видим их форму и цвет.

Количество света, падающего на освещаемые объекты, принято оценивать их освещенностью. Освещенность измеряется в люксах (лк). Чем больше световой поток, падающий на объект, тем выше его освещенность.

Благодаря большой освещенности, созданной несколькими потолочными светильниками, предметы этого интерьера выглядят достаточно ярко. Источник: subscribe.ru

Мы видим предметы в свете, который они отражают. Количество отраженного предметами света измеряется яркостью, которая зависит:

  • от освещенности поверхности;
  • от коэффициента отражения поверхности;
  • от того, под каким углом мы смотрим на поверхность.
Читать еще:  Экономия воды: водосберегающие технологии современной сантехники

При этом увеличение освещенности и коэффициента отражения увеличивает яркость поверхности.

Визуальный образ предметов и всего интерьера в значительной степени определяется цветом этих предметов и спектром света, который мы выбрали для их освещения.

Во второй части статьи, которая выйдет в следующем месяце, читайте о том, как образуется цвет объектов.

На нашем сайте можно сравнить стоимость услуг электрика:

Опубликовано на сайте: 24.10.2013

О фотографии по-простому

Руководство для начинающих фотографов

Качество света и тени

О разных видах освещения

Два парома на Гудзоне. Снято вечером из Бэттери-парка

Свет доступен каждому. Любой фотограф с любым фотоаппаратом может пользоваться им бесплатно и делать хорошие фотографии. Прежде чем начать читать инструкции и руководства, важно понять, какую роль играет освещение.

Не считая того, что фотография невозможна без света, его качество и направление сильно влияют на то, каким получится снимок: хорошим или плохим. В солнечные дни я обычно оставляю свою фототехнику дома. Мне не нравится яркий свет, идеальный для жизни, прогулок и всего остального. Зато когда на улице пасмурно — с удовольствием слоняюсь по городу, прихватив фотоаппарат побольше. Неровное освещение, солнце, пробивающееся сквозь облака, отражения автомобильных фар в лужах — все это кажется мне очень красивым.

Почему фотографии, снятые со встроенной вспышкой, такие ужасные?

В основном потому, что вспышка крепится на фотоаппарат. Даже если представить, что он правильно определяет мощность вспышки, учитывая расстояние до объекта съемки, она при этом находится на одной и той же высоте и в одном и том же положении, поэтому на хороший результат рассчитывать не стоит.

На самом деле я не знаю, насколько плоха ваша встроенная вспышка. Может, мы просто видели миллион таких фотографий — ведь все встроенные вспышки дают более-менее одинаковый эффект — и поэтому автоматически воспринимаем их как брак.

Дело было ночью, поэтому я снимал со вспышкой. Это крыша Городского музея Сент-Луиса. Объект съемки освещен, но свет слишком жесткий и, на мой взгляд, неуместный

Здесь я отключил вспышку. Кадр слегка недодержан, но зато видно, как светится музей

Профессиональные фотографы тратят на осветительную аппаратуру больше, чем обычный человек тратит на фотоаппараты за всю свою жизнь. Вот поэтому на обложках журнала «Вог» видно такие детали, какие вы со своей скромной вспышкой никогда не сможете воспроизвести.

Если ваши снимки не напоминают выразительные кадры из кино, то это потому, что у вас нет такого света, как на этой фотографии

Большая часть этой книжки посвящена съемкам с естественным освещением. Надеюсь, вы не собираетесь покупать дешевую выносную вспышку? Нет? Тогда вам нужно понять, как использовать все источники света, не прикрепленные к вашему фотоаппарату.

Начнем с солнца. Оно необходимо всем живым существам и, конечно, фотографам. Зная, как работать с солнечным светом, вы сможете работать с любым другим.

Как положение солнца влияет на освещение?

Давайте возьмем самую очевидную ситуацию: солнце светит прямо на объект съемки. Если объект живой и с глазами, он щурится. Тень находится позади него и указывает в противоположную от вас сторону.

Это идеальный вариант освещения, если вы хотите сделать четкий, детальный снимок. Вот, кстати, почему фотоаппараты укомплектованы встроенными вспышками: те копируют эффект прямого солнечного света и пытаются высветить максимум деталей.

Пятница, вечер, музыка. Форт-Грин, Бруклин

Что происходит, когда солнце находится позади объекта съемки?

Теперь щурится фотограф, а тень от объекта съемки ложится по направлению к нему.

Небоскребы Джерси пропустили только узкую полоску света, падающую прямо на Гудзон, и проплывающую в этот момент яхту. К сожалению, объектив грязный, поэтому на снимке видно блики

Интересно, что объект съемки тоже может выглядеть как тень, потому что ни один источник света, падающий на него, не сравнится по яркости с солнцем, освещающим всю остальную сцену.

На этой фотографии нет солнца, но фары такси гораздо ярче фигуры прохожего, поэтому он или она кажется нам шагающей тенью

Иногда, кстати, силуэты выглядят гораздо интереснее тщательно проработанного изображения. Если бы видели наряд этой бегуньи в цвете, он бы отвлекал вас от ярких красок заката.

Пробежка вдоль Вест-Сайд-Хайвей

Но если вы пытаетесь получить более детализированную картинку, вам придется компенсировать недостаток солнечного света и использовать вспышку. Я имею в виду — заполняющую вспышку.

Какое время лучше всего подходит для дневной съемки?

Лучшее время — это пара часов после восхода солнца и примерно столько же до его захода. Можете сделать вот так: сожмите руку в кулак и протяните ее по направлению к солнцу, но только так, чтобы кулак находился под ним. Сколько кулаков уместилось между солнцем и линией горизонта, столько часов для съемки в вашем распоряжении.

Знаменитый небоскреб «Утюг» на Манхэттэне. Свет бьет прямо в лицо, тени прохожих падают в мою сторону. Обратите внимание, что солнце стоит очень низко, поэтому правая сторона здания находится в тени

Что происходит в полдень?

Солнце поднимается высоко, свет и тень образуют между собой резкий контраст, обычно даже чересчур резкий.

Очень немногие фотографы рискнут снимать в полдень, потому что с таким светом сложно работать, и он обычно не подходит для портретной съемки.

Если вы снимаете в автоматическом режиме, фотоаппарат не может найти баланс между светлыми и темными участками кадра, цвета получаются бледными, а детали теряются. Как ни странно, в таких случаях тоже можно использовать вспышку, тогда объект съемки не будет так сильно контрастировать с солнечным светом.

Читать еще:  Тонкие и стройные

Яркая лампа в темной комнате — это почти как прямой полуденный свет, если автоматика сработала правильно. Но бывают ситуации, когда фотоаппарат не в состоянии одновременно уловить и освещенные, и темные участки кадра. В результате получаются пересвеченные области, как, например, лицо модели на этом снимке

Как облака влияют на солнечный свет?

Очень сильно. В облачный день солнце превращается в источник мягкого и равномерного света. Его меньше, но для съемок он подходит гораздо лучше. Фотографы, которые вкладываются в осветительное оборудование, докупают к нему софтбоксы, всякие насадки и отражатели, чтобы получить рассеянный свет — как раз такой, какой вы видите в пасмурную погоду.

Эта девушка что-то сосредоточенно писала, не обращая внимание на приближающуюся грозу. Не знаю, сколько бы она там просидела, если бы не ураган. Через несколько минут после того, как она наконец встала и ушла, хлынул ливень, а мой фотоаппарат промок так, что перестал включаться

В пасмурные дни я держу фотоаппарат наготове, даже если не планирую никаких съемок — интересная сценка или персонаж может подвернуться в любой момент. В солнечную погоду они выглядят обычно, а в облачную — предстают в неожиданном ракурсе.

Я хорошо помню этот день, потому что из-за облаков свет был особенно красивым. В Нью-Йорке началась протестная акция «Захвати Уолл-Стрит», а толпа пилотов вышла на свой собственный митинг. Эту фотографию в моем «Фликре» смотрят чаще всего

Что делать, если солнца нет?

Все сказанное относится и к съемке в помещении, и к съемке в темное время суток, просто учитывайте, что света становится еще меньше.

Когда солнца нет, приходится быть изобретательным. У вас вряд ли будет возможность включить вспышку или передвинуть источник света, поэтому найдите подходящее место для объекта съемки. Если в баре всего одна лампа, встаньте между ней и тем, кого снимаете, а если поблизости есть телевизор или другой светящийся объект — задействуйте их тоже.

Если с объектом съемки и источниками света ничего нельзя сделать, включайте вспышку. Ну или ждите более подходящего случая.

Музыкант Каки Кинг в Вебстер-Холле. Приличные площадки тратят огромные деньги на хороший свет, зачем пытаться осветить сцену своей копеечной встроенной вспышкой? Учитесь работать в имеющихся условиях, а заодно не нервируйте тех, кто пришел послушать музыку

Первые фотографии обычно получаются плохими — в основном из-за вашей неопытности. Вот поэтому в оставшееся время я буду рассказывать о том, как фотографировать с тем светом, который есть. Частая причина неудачного снимка — изначально неподходящий свет. Вместо того, чтобы ругать себя или тратить деньги на новый фотоаппарат, подготовьтесь к следующему разу получше и постарайтесь поймать момент, когда солнце светит как надо.

Тени помогают скрыть неважные детали кадра. На этой фотографии, снятой для Proof NY, я сумел поймать момент, когда свет падал прямо на ноги модели

Слабый свет уличных фонарей не справлялся со съемкой в метельный вечер. К счастью, подъехала еще одна машина и посветила мне фарами

2 часа ночи, выходной день. Самое, наверное, подходящее время, чтобы поработать на стройке на Бруклинском мосту. Свет налобных фонариков помог мне сфотографировать рабочих на фоне ночного города

Качество света

Светодиодные системы освещения позволяют экономить до 80% электроэнергии при сроке службы, измеряемом десятками тысяч часов. Это не пустые обещания, если речь идет о качественной продукции, и почти наверняка обман, если надежность и энергоэффективность вам обещают за символические деньги.

«Philips занимается освещением более 100 лет, и на протяжении долгого времени источники света, которые мы использовали, по существу не менялись, но сейчас благодаря развитию LED-технологии мы переживаем настоящую революцию,— говорил в интервью “Ъ” глава Philips Lighting (“Световые решения”) на растущих рынках Мурали Сивараман.— По масштабу происходящие изменения можно сравнить разве что с массовым переходом пользователей от обычных телефонов к современным смартфонам с сенсорными экранами».

Светодиоды — это полупроводниковые приборы, которые преобразуют электрическую энергию в свет, не содержащий инфракрасного излучения, обеспечивая максимальную энергоэффективность. Другие принципиальные преимущества LED — долгий срок службы, универсальность, компактность, гибкий дизайн и, главное, управляемость. Светодиодные источники света, способные воспроизводить любые оттенки цветового спектра, объединяются cегодня в управляемые «интеллектуальные» системы освещения, в которых они могут работать в связке с различными датчиками — движения, влажности или температуры.

С каждым годом спрос на светодиодные световые решения увеличивается. Если в 2008 году на них, согласно оценке Philips «Световые решения», приходилось лишь около 7% глобальных продаж, то в прошлом году — уже около трети. К 2020 году их доля должна будет превысить 75%. Главная причина того, что светодиоды не доминируют на рынке уже сегодня, заключается в их стоимости: cветодиодное оборудование обходится пока гораздо дороже традиционного.

Впрочем, по мере увеличения производства LED-оборудования цены снижаются: только за последние два года — на 20%. В соответствии с прогнозом Taiwan Semiconductor Manufacturing Company, к 2020 году производственные расходы на изготовление светодиодных ламп составят лишь 25% уровня затрат в 2012 году. Новейшие светодиодные лампы Philips, аналоги 60-ваттных ламп накаливания, уже сегодня в рознице стоят около 300 руб. при сроке службы до 25 лет.

Читать еще:  Улучшаем акустику в комнате

Крупнейшие международные производители светодиодного оборудования тщательно рассчитывают производительность всех компонентов каждого LED-светильника — полупроводников, печатной платы, на которой они монтируются, теплоотвода, который рассеивает тепло, генерируемое светодиодами, источника питания и драйвера, а также корпуса. Одновременно на рынке представлена внешне практически неотличимая от лучших образцов продукция недобросовестных производителей, которые жертвуют качеством в угоду экономии.

«В борьбе за клиента такие участники рынка привлекают внимание низкими ценами. Они закупают готовые компоненты, не имея возможности точно рассчитать их совместимость, что приводит к несоответствию заявленным характеристикам, значительному сокращению срока службы светильника, а также пагубному влиянию на зрение»,— объясняет вице-президент и глава Philips «Световые решения» в России и СНГ Марина Тыщенко. При этом, если речь идет о потребительских лампах, покупатели, разочарованные использованием такого некачественного решения, нередко ошибочно связывают возникшие проблемы с недостатками собственно светодиодной технологии.

Основа любого LED-изделия — светодиодные кристаллы. Уже в процессе их изготовления, отбора или закупки могут быть допущены ошибки, которые скажутся на качестве светильника. Важно, чтобы отдельные светодиодные кристаллы были однородными. Единообразие обеспечивается закупкой компонентов напрямую у надежных производителей. Дешевле приобрести их на спотовом рынке, однако в этом случае велик риск, что произведенные светильники будут собраны из светодиодов с различными параметрами. Если в группе светильников каждый светит «своим» оттенком белого, производитель, скорее всего, сэкономил на закупке кристаллов.

Другой компонент, качество которого определяет эффективность и надежность светильника,— драйвер. Как правило, в светодиодных светильниках применяют источники питания постоянного тока. Светодиоды работают лишь в определенном диапазоне силы тока, и способность драйвера обеспечивать его соблюдение существенно влияет на производительность всей системы. Потери в эффективности, обусловленные некорректной работой драйвера, могут достигать 50%.

Еще один важный параметр — правильный температурный режим. От качества системы теплоотвода зависит не только энергоэффективность светильника, но также уровень светового потока и полезный срок службы. Помимо качества компонентов на эффективность работы системы, которую они образуют, влияет то, как эти компоненты взаимодействуют между собой. Кроме того, опыт лидеров рынка показывает, что минимальное число использованных компонентов также является залогом высокой надежности при минимальном проценте отказов.

Тему качества LED-продукции, представленной на российском рынке, ведущие игроки обсуждают регулярно — в рамках рабочих групп и секций, которые проводят такие отраслевые объединения, как Светотехническая торговая ассоциация (СТА) и Ассоциация торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК). Над выработкой стандартизации в области энергоэффективной светотехники также работают и в Министерстве энергетики РФ.

Общее мнение представителей индустрии состоит в том, что в России должна появиться саморегулируемая профессиональная ассоциация, которая возьмет на себя функции мониторинга качества светодиодной продукции. Участники такого объединения должны будут договориться об общих для всего рынка параметрах качества и оформить их в виде единого стандарта.

По мнению участников СТА, введение единого знака качества будет способствовать последовательному решению трех основных задач. Введение знака качества заставит всех игроков, принявших на себя соответствующие обязательства, нести ответственность за заявленные технические и прочие характеристики. Добросовестные производители, таким образом, смогут оправдать ценовое позиционирование своей продукции в глазах неискушенных покупателей, которым непонятна значительная разница в ценах на светильники со схожими заявленными характеристиками. В результате, рынок светотехнического оборудования начнет очищаться от дешевой некачественной и небезопасной продукции.

Одновременно с появлением инструментов саморегулирования должна оформиться и серьезная система государственного контроля. «Для очищения российского рынка от некачественной продукции необходима надлежащая система государственного контроля, которая позволит гарантировать заявленный производителями уровень качества. Это особенно актуально, так как значительные средства на приобретение светодиодной продукции выделяются из государственного бюджета»,— утверждает Марина Тыщенко, вице-президент и глава Philips «Световые решения» в России и СНГ. По оценкам ПРООН, убытки от приобретения низкокачественной светотехнической продукции, в том числе светодиодной, в сфере государственного (муниципального) заказа составляют до 744 млн руб. в год.

В настоящее время российское законодательство устанавливает требования лишь к безопасности и электромагнитной совместимости светодиодного оборудования. Стандарты его энергоэффективности (в том числе речь о таком важном параметре, как срок службы) должен будет установить новый технический регламент Таможенного союза.

«Работа над соответствующим техрегламентом Таможенного союза («О требованиях к энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств».— “Ъ”) ведется уже довольно давно,— рассказывает Антон Гуськов, директор по связям с общественностью РАТЭК.— Готового документа, который можно было бы показать, пока что нет, однако в последнее время обсуждения, в которых участвуют и представители нашей ассоциации, проходят достаточно конструктивно».

Важнейшей нормой, которая должна быть отражена в новом техническом регламенте, эксперты РАТЭК называют признание государствами—участниками Таможенного союза результатов испытаний, проведенных в лабораториях, аккредитованных при Международной электротехнической комиссии (International Electrotechnical Commission — IEC). Таким образом, требования к качеству светодиодного оборудования будут гармонизированы с теми, что уже действуют, например, в Европейском союзе, и производителям для вывода своей продукции на рынки России, Белоруссии и Казахстана не придется проводить повторные дорогостоящие тесты.

«Мы приветствуем разработку технического регламента Таможенного союза “Об информировании потребителя об энергетической эффективности электрических энергопотребляющих устройств”,— говорят в компании Philips “Световые решения”.— Широкое информирование о значимости энергоэффективности поможет потребителям выбрать действительно качественную продукцию из всего многообразия изделий, представленных на российском рынке».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector