Все дело в звуке: акустические панели для домашнего кинотеатра

Практические советы по акустической обработке помещений

Женская логика звука

Не так давно один известнейший московский салон hi-fi/high end отказался от комнаты для прослушивания в составе своей «территории», аргументировав это тем, что клиенты, прослушав системы в их идеальном зале и принеся покупку домой, зачастую, оказывались сильно удивлены — и требовали деньги обратно. Устав от бесконечных возвратов, студия решила проводить прослушивания в максимально тяжелых условиях, дабы пользователи уже получали сюрпризы от резкого улучшения качества в своей гостиной, а не сетовали на падения динамического диапазона и появление неприятной гулкости. Сама по себе акустическая обработка помещений для придания им свойств безэховой камеры неприменима для домашних условий — мало какой маньяк решится на создание подобной испещренной «иглами» комнаты даже в своем загородном коттедже (подобное оформление создается клиньями из штапельного стекловолокна, проклеенного смолами, длиной около метра и обтянутых акустически прозрачным волокном).

Тем не менее, серьезно улучшить звук большинства наших обычных городских комнат можно — причем, без существенных затрат средств, нужно лишь терпение и некоторая гибкость в подходе. Ниже мы попробуем остановиться на главных принципах этого — обеспечивающих, как минимум отсутствие серьезного разочарования от вновь приобретенной и тщательно прослушанной вещи. Ну, или, усмиряющих капризный женский нрав техники.

Главные составляющие

Борьба за качество звука дома зиждется на снижении влияния помещения на звук вообще. Комнаты «звучат», причем, все — по разному, с разной прорисовкой эха и резонансов. Именно они отвечают за более «яркий» звук спокойного в ином зале комплекта, бухание баса и другие неприятности. А основывается это все на влиянии на звуковой спектр — конкретно на три его составляющие.

Во-первых — басовая, самая требовательная к помещению, секция. Ноты ниже 45 Гц (а во многих случаях и выше) дают прорисовку резонансов комнаты — и вся «грязь» лезет наружу в образе «буханья», «удара по ушам», снижения разборчивости звука, нарушения прозрачности и локализации и еще кучи всего. Хороший бас дает резкое возрастание масштаба действия и воздушности — даже тогда, когда его «не слышно», плохой же играет ровно обратную роль — вы получите густой и ватный звук, не вызывающий ничего, кроме раздражения и утомления. Для понимания наличия резонансов в вашем доме, «неверующим» стоит взять на пару дней домой сабвуфер, играющий «все» (например, Genelec 7073A), да запустить с тестового диска сигналы в 20-22-25-30-35 Гц и выше. Почти все они дадут ощущение «рушащихся стен» — и совсем не от уровня звукового давления — а оттого, что комната будет ходить ходуном в буквальном смысле. Один известный киноман жаловался, что с приобретением нового саба на одном из боевиков его стеклопакеты просто треснули, а шкаф подвинулся на пять сантиметров! Можно себе представить, что за звук был в комнате — и что бухало сильнее — ездящий по полу деревянный сундук или взрывы кинодорожки. Поэтому, 80% звуковой обработки помещения предназначено для снижения влияния на басовую составляющую.

Во-вторых — высокочастотная секция. Стереофоническое позиционирование в избранной точке пространства стало не столь актуальным с изобретением многоканального звука, менее требовательного к размещению, но, все равно, высокие ноты сильно подвержены влиянию зала и во многом определяют общее впечатление от дорожки.

И, в-третьих, средние частоты — они менее критичны к залу, но, все равно, его плохое оформление может здорово снизить разрешение, прозрачность и уничтожить тембральные оттенки. Сбалансировав и минимизировав звук комнаты можно добиться характеристик, пусть и не достигающих безэховой камеры, но вполне приемлемых для большинства киноманов. Итак.

Ремонт, ремонт и еще раз ремонт

Оптимальным, конечно, будет проведение некоторой перестройки вашего помещения — и в безусловном выигрыше будут те, кто только приобрел жилье. Отведите под домашний кинотеатр комнату с желательной площадью от 20-30 м 2 . Понятное дело, что это может оказаться недостижимым для многих в условиях традиционного российского «квартирного вопроса», но если вы имеете пространство для маневра, постарайтесь выделить самое большое помещение для вашего хобби. Соотношения сторон зала мы рассматривать не будем, так как вряд ли многие смогут сделать этот параметр варьируемым, так или иначе, если в вашей квартире нет даже стен, обратитесь к рекомендациям гуру и постройте восьмиугольную комнату, позволяющую разместить все колонки вокруг центра прослушивания по окружности.

1. Имея необработанный зал, прежде всего, сосредоточтесь на обработке пола и потолка. Сделав десятисантиметровую бетонную стяжку пола и закройте ее тонким резиновым листом на клею. Уложите лаги и покройте все смесью битого бутылочного стекла и песка в пропорции 1:1 и слоем в 3-5 сантиметров. Далее лучше всего использовать обычный дощатый пол из тяжелых пород дерева, а потом полностью закрыть его ковролином. Подобная комбинация получится практически непрозрачной для баса и избавит ваших соседей и вас от того самого «бубнения». Пробковый пол служит прекрасной, но более дорогой альтернативой деревянному ($50 за м 2 ). Это обеспечение недорого — и не слишком выйдет за рамки обычных ремонтных работ (примерно $400-600 на комнату в 25 м 2 с работой, вот только цена может возрасти из-за использования ценных пород дерева или пробки — тогда цена превысит $1,000).

2. При этом, нарастите подиум для техники — высотой 10-12 см над уровнем основного пола (просто подняв стяжку в этой области еще на 10 см. и сделав далее все по вышеописанному алгоритму): переменная высота пола здорово поможет в борьбе с резонансами. Если есть возможность, сделайте высоту потолка, также, переменной.

3. Выровняйте потолок и обейте его звукопоглощающими панелями из стекломатериала толщиной не менее 2 см. Ecophone, Classic и еще много фирм сегодня выпускает подобные материалы при средней цене в $20-40 за м 2 и прекрасном внешнем виде. При нежелании тратить такие средства, используйте подвесной потолок такого типа: по всей площади уложите стекловату в герметичной полиэтиленовой упаковке и плотно закройте ее завинчивающимися пенопластовыми листами — подобный «сэндвич» будет обладать почти теми же характеристиками. Обработка пробковыми панелями может дать те же результаты. Ценник на «потолочные» работы, таким образом, составит еще $400-600.

4. Не увлекайтесь обработкой стен — не проверив поведение вашей системы в зале и излишне переглушив помещение можно получить печальные результаты — снижение уровня высоких частот. Мы рекомендуем использовать звукопоглощающие панели типа Soundlux только в том случае, если у вас очень капризные соседи, маленькие дети и т. п.

Их можно крепить прямо на выровненные и окрашенные стены с помощью металлических уголков и использовать для того, чтобы скрыть акустические провода. «Дырчатая» конструкция почти полностью избавит вас от резонансов и не даст звуку распространяться в стороны.

Читать еще:  Бетонная стена в интерьере: 10 стильных вариантов для разных комнат

5. Все четыре угла комнаты оформите следующим образом — при желании потратить около $2,000 — жестко установите в них трубчатые звукопоглотители Tube Trap, набрав их таким образом, чтобы образовалась непрерывная конструкция от пола до потолка с минимальным диаметром 20-30 см и рядом стоящая сборка высотой 1-1,5 м меньшего диаметра. При желании потратить около $100 — сделайте то же самое из рулонов теплоизоляции «Изовер», выпускаемой минской «Аклина». Это поможет устранить призвуки в басу на нотах ниже 45 Гц.

6. Дверь сделайте герметичной, из тяжелого деревянного или пластикового профиля, коробку закрепите максимально жестко. Окна — трехслойные стеклопакеты в герметичном пластиковом профиле.

7. Поместите в центр зала тяжелый мягкий диван и установите сабвуфер и систему. По большому счету, без наличия огрехов в звуке, вам никакая мебель сверх этого не понадобится. Не изменяя уровень в 0 Дб у каналов, несколько раз запустите ТНХ-лого с любого диска и определите то место в зале, в котором сосредоточивается наиболее сильный бас. При возможности разместите сабвуфер именно в этой точке пространства.

8. Разместите все каналы на примерно одинаковом расстоянии от точки прослушивания. Самым простым способом калибровки будет ТНХ-тест с любого сертифицированного диска, например, Star Wars II. Проигрывайте полнодиапазонную октаву и определяйте резонансные места в зале — так называемые «акустические зеркала» (если они, конечно, будут после такой обработки). На их месте повесьте легкие занавески из гофрированной бумаги, поставьте несколько больших и тяжелых мягких игрушек или пуфиков. Окна закройте тяжелыми шторами.

9. Под сабвуфером расположите гранитную или мраморную плиту на 20-30% превышающую его размер и толщиной 10 см, такие же плиты установите под колонками. Их легко заказать в мастерских по обработке камня.

Собственно, на этом отстройку системы в «новой» комнате можно и закончить, откалибровав, на последок, каналы по SPL-метру. Описанное помещение во многом соответствует тому идеалу, который достижим в бытовых условиях без риска быть выгнанным из дома родственниками. Общая стоимость сметы работ составит примерно $2,000 для обработки и около $4,000 под финишную отделку.

Акустика домашних кинотеатров

Современный домашний кинотеатр сумел не только приблизился к коммерческому кинопоказу по качеству изображения и звука, но и существенно превзойти его. Потому что в отличие от зрительного зала на 100 человек (небольшой зал мультиплекса), здесь все внимание сосредоточено на 3 — 10 местах. И поэтому имеются все возможности обеспечить для такой локальной зоны наилучшие условия по изображению и звуку.

Так же, как и в коммерческих технологиях для озвучивания зрительных залов домашних кинотеатров применяется система многоканального цифрового звука в стандартах Dolby. Для достижения наиболее реалистичной картины происходящего на экране, фонограмма должна полностью и с максимальной точностью поддерживать видеоряд событий фильма. Например, если птица пролетела слева от камеры — зритель четко, одновременно с картинкой, должен услышать слева приближающийся летящий предмет, который сначала поравняется с ним, а затем окажется где-то далеко сзади. Ведь именно домашний кинотеатр, в отличие от многоместного зрительного зала, дает возможность «тонкой настройки» звучания, выводя эмоциональные ощущения при просмотре на новый уровень.

Для этого каждая акустическая система должна быть расположена в определенном месте, а само помещение зала не должно вносить в звучание никаких дополнительных оттенков. Все тембральные характеристики звучания, заданные при озвучивании фильма должны быть бережно сохранены и вовремя доставлены к уху зрителя. И, если озвучивание фильма производится в специально акустически подготовленном помещении, то для хорошего воспроизведения фонограммы помещение домашнего кинозала также должно иметь оптимальные акустические характеристики.

Хороший домашний кинотеатр — это всегда штучная работа, в которой все должно быть сбалансировано: качественная аппаратура, подходящее по размерам помещение, правильное акустическое оформление данного помещения. В противном случае разница в звучании высококачественной и недорогой системы будет просто незаметна.

Как правило, помещения для домашних кинотеатров имеют площадь менее 60 м2 и высоту не более 3 м. Это означает, что в таком помещении неизбежно, в соответствии с законами физики имеются проблемы частотной неравномерности звукового поля в области низких частот (ниже 200 Гц). Поэтому для помещения домашних кинотеатров, в отличие от старших «коммерческих» братьев, всегда производится отдельная работа по коррекции низкочастотного звукового поля при помощи специальных низкочастотных (НЧ) поглотителей звука.

При проектировании помещений домашних кинотеатров (ДК) следует придерживаться следующих принципов:

  1. Форма и пропорции помещения ДК должны выбираться исходя из физических принципов распространения звука в замкнутых объемах.
  2. Для каждого конкретного помещения разрабатывается система НЧ-поглотителей, формирующая равномерное поле в низкочастотном диапазоне.
  3. Время реверберации в зале должно находиться в диапазоне, рекомендуемом компанией Dolby. Требуемый диапазон времени реверберации зависит от объема зала.
  4. Интерьер зала должен содержать равномерное чередование звукопоглощающих и рассеивающих поверхностей, не создающих выраженных направленных отражений на зрительские места.
  5. В зале должны быть исключены акустические дефекты типа «порхающего» и «театрального» эха, вызванные применением параллельных звукоотражающих поверхностей и отражающих поверхностей большой площади.
  6. В отделке интерьера зрительного зала должны применяться экологичные, и пригодные к длительной эксплуатации материалы с известными и стабильными акустическими характеристиками.

При строительстве залов домашних кинотеатров в качестве декоративно-акустических материалов применяются панели Decor Acoustic, панели Heradesign Fine и Heradesign SuperFine, стеновые панели Ecophon Akusto, подвесные потолки Ecophon Sombra и Ecophon TAL-M, а также стеновые и потолочные плиты Gyptone, напыляемое акустическое покрытие Sonaspray. Для отделки помещений домашних кинотеатров также применяются плиты FLEXAKUSTIK и акустически прозрачная ткань CARA.

В качестве внутреннего звукопоглощающего материала применяются экологически безопасные негорючие плиты Шуманет-ЭКО. Для монтажа декоративно-акустических материалов с целью исключения дребезга металлического каркаса применяется система Вибронет-профиль.

Домашние кинотеатры

Если вы задумались об установке домашнего кинотеатра, и предполагаете, что настройка домашнего кинотеатра относится к категории простых вещей, все же не спешите, и обратитесь за консультацией к специалистам. Самостоятельное подключение домашнего кинотеатра может вылиться в лишние затраты, а грамотное проектирование и монтаж наверняка позволят вам сэкономить без ущерба для качества.

Оборудование для домашних кинотеатров и кинозалов

Проекторы для домашнего кинотеатра

Производители: Runco JVC Epson Optoma BenQ Sony

Проекционные экраны для кинотеатра

Производители: Projecta Classic Solution Lumien Draper Stewart Elite Screens

Акустика для домашнего кинотеатра

Производители: Tangent Chario Martin Logan Phonar Quad SpeakerCraft Quad Sonance

HI-FI компоненты для кинотеатра

Производители: ​Pioneer Denon Integra Sherwood Yamaha

LCD дисплеи для кинотеатра

Производители: Loewe Nakamich NuVision Panasonic Samsung Sharp

Системы управления мультимедией в доме

Производители: Crestron AMX Control4 CUE

Мебель для домашнего кинозала

Производители: Berkline Manzano Spectral Just Racks Empire Spectral Catena

Готовые решения и комплекты

Установка домашних кинотеатров

Читать еще:  Переезд НЕ хуже пожара: 7 современных способов его упросить

Специалисты компании Aristos Ekus проведут измерительные, проектировочные и монтажные работы по инсталляции домашнего кинотеатра. Комплекс работ включает в себя настройку оптимальных звуковых свойств помещения, его специальную обработку для лучшего звучания акустической системы. Кроме того, для домашнего кинотеатра будут подобраны и смонтированы системы, обеспечивающие качественный звук и его усиление, великолепное изображение. Их подключение в единое целое — этап, которым завершается инсталляция домашнего кинотеатра.

При этом заказчик может быть уверенным — подключение домашнего кинотеатра будет осуществляться с учетом установленного бюджета, и оборудование, используемое для инсталляции домашнего кинотеатра, будет наилучшим в обозначенной им ценовой категории. Цель компании Aristos Ekus — выполнить подключение домашнего кинотеатра на современном оборудовании максимально качественно, полностью учитывая все пожелания клиента. Выбор элементов акустики и видеопроектирования домашнего кинотеатра — за заказчиком, специалисты отдела видеопроекционных инсталляций не стесняют его выбор ограниченным числом брендов.

В задачи, осуществляемые отделом инсталляций, входит настройка домашнего кинотеатра, а именно: проектирование всех основных узлов домашнего кинотеатра, обработка помещения, с целью улучшить его акустические свойства, монтаж проводки и кабелей, специальная меблировка комнаты, инсталляция подвесных конструкций для видеопроекционной техники, экранов и панелей. Заключительная работа по сведению всех элементов воедино — итоговая настройка домашнего кинотеатра в том виде, в каком его пожелал увидеть заказчик.

Как видите, подключение домашнего кинотеатра — процесс, требующий высокого уровня профессионализма от исполнителей. От того, насколько качественно произведено подключение домашнего кинотеатра, зависит настроение и комфорт заказчика в процессе использования домашнего кинотеатра.

Поэтапно инсталляция домашнего кинотеатра выглядит следующим образом

Этап 1. Проектирование будущего домашнего кинотеатра. Основа всей дальнейшей работы, определяющий этап инсталляции домашнего кинотеатра, на котором недопустимы ошибки.

Проектировщики учитывают при написании проекта все мелочи, начиная от специфики помещения, в котором планируется настройка домашнего кинотеатра, и заканчивая набором систем — акустических, проекционных — отвечающих техническим требованиям к инсталляции отдельно взятого домашнего кинотеатра.

Этап 2. После того, как проект домашнего кинотеатра согласован и утвержден заказчиком, специалисты отдела инсталляций прокладывают видеокабель и аудиопроводку. Все кабели домашнего кинотеатра имеют собственный принцип расположения. Проекционный кабель тянется от источника видеосигнала к проектору, либо к LCD-панели, в зависимости от конфигурации домашнего кинотеатра. Аналогичным образом обстоит дело и с акустической проводкой — она может быть различной, в зависимости от того, какую аудиосистему для своего домашнего кинотеатра выбрал заказчик — пять колонок, один сабвуфер, или семь колонок, один сабвуфер. Для подключения домашнего кинотеатра важен и такой момент, как расположение всех элементов акустической системы в помещении.

Этап 4. Собственно инсталляция домашнего кинотеатра происходит на этапе объединения и тестирования совместной работы всех систем домашнего кинотеатра. Аудио- и видеопроводка, функционирование панели или проектора, степень качественности звучания в зависимости от акустических свойств помещения для домашнего кинотеатра — все это имеет огромное значении, и как раз эти взаимосвязи тестируются на данном этапе настройки домашнего кинотеатра.

Этап 5. И вот инсталляция домашнего кинотеатра входит в свою завершающую стадию — подключение и настройку звучания акустической системы, изображения на экране или LCD панели. Каждый элемент домашнего кинотеатра должен находиться в гармонии с другими — для этого и требуется инсталляция домашнего кинотеатра специализированными компаниями.


​Без специальных знаний и оборудования такой сложный процесс, как подключение домашнего кинотеатра, наверняка будет произведен неверно. Даже настройка уже готового оборудования, правильно и аккуратно установленного, требует некоторых навыков. Неправильная инсталляция домашнего кинотеатра отразится на общей картине — наслаждаться просмотром фильмов здесь вряд ли удастся. В зависимости от того, насколько серьезны недочеты, сделанные самоучками, проводившими подключение домашнего кинотеатра, специалистами компании Aristos Ekus будет произведена либо новая настройка домашнего кинотеатра, либо инсталляция домашнего кинотеатра «с нуля». Очевидно, что лучше стразу обратиться к специалистам.

Качественная инсталляция домашнего кинотеатра позволит вам в полной мере испытать восторг от владения собственным кинотеатром, в котором и звук, и изображение находятся на очень высоком уровне. Теперь вы сможете удивить гостей и близких людей по-настоящему сногсшибательным фильмом.

Почему лучше доверить выбор домашнего кинотеатра профессионалам?

Каждый, кто планирует установить домашний кинотеатр, сталкивается с тем, что ассортимент предлагаемой аппаратуры крайне широк, а вот информации для того, чтобы принять оптимальное решение, недостаточно.
Выбирая домашний кинозал, нужно ответить на следующие вопросы:

  • каковы акустические особенности помещения, где будет производитьсяустановка домашнего кинотеатра;
  • какие устройства будут оптимально сочетаться между собой;
  • как получить уверенность в том, что заявленные производителем характеристики соответствуют реальным.

Поскольку эти сведения доступны лишь тем, кто имеет достаточные теоретические познания и богатый практический опыт, в таком деле. как установка домашнего кинотеатра, имеет смысл прислушаться к мнению специалистов из нашего отдела Видеопроекционных Инсталляций. Мы не только принимаем во внимание ваши индивидуальные запросы, но и заботимся о том, чтобы на домашние кинотеатры цены были на оптимальном уровне.

Теперь вы сможете смотреть свои любимые фильмы и наслаждаться отличным качеством звука и изображения в приятной для вас атмосфере, а ваши близкие и друзья по достоинству оценят ваш выбор.

Что нужно знать о домашнем кинотеатре. Часть вторая. Корректируем акустику помещения

Качество акустической обработки помещения является одним из ключевых факторов, влияющих на звучание кинотеатральной системы, а значит, и на восприятие фильма. Акустика комнаты влияет на звук намного сильнее, чем можно ожидать. Влияние это распространяется на весь диапазон частот, оно то явно выдаёт себя (резонансы, гул на определённых частотах, неприятное эхо), то воспринимается как просто «плохой звук» (потеря детальности, ощущение крикливости на высокой громкости, искажение тонального баланса, нарушение структуры звуковой сцены). А ведь, казалось бы, аудиоаппаратура и колонки подобраны правильно, потому что когда их выбирали в магазине, они полностью отвечали вашим звуковым потребностям.

Акустическая обработка комнаты чрезвычайно важна. Высококлассные, дорогостоящие акустические системы и оборудование в неподготовленной комнате могут звучать значительно хуже, чем «просто хорошая» техника и колонки среднего ценового диапазона в адаптированном помещении.

Когда речь заходит о планировании бюджета под домашний кинотеатр, люди просто забывают про обработку помещения, чем мгновенно снижают свои шансы на достижение качественного звучания вне зависимости от приобретённого оборудования. Во сколько обойдётся обработка помещения? Однозначного ответа нет. Всё зависит от геометрии комнаты, меблировки, материалов стен и потолка, а также от той степени совершенства, которую вы для себя обозначите как конечную точку. С уверенностью можно сказать только одно: чем меньше комната, тем больше придётся вкладываться в её акустическую обработку. Если всё же попытаться прикинуть стоимость оптимизации, то для комнаты 20-30 м она может составить от пятисот до нескольких тысяч долларов – в зависимости от степени её эффективности и красоты отделочных материалов.

Читать еще:  Декоративный облицовочный кирпич для внутренней отделки

Проводить акустическую обработку помещения можно с различной степенью энтузиазма.

  • Максимальная. Вызов специалистов-акустиков, расчёт всех параметров и подбор материалов с учётом применяемой в будущем кинотеатре техники. Всё бы замечательно, но стоимость такого мероприятия весьма высока. Обычно столь доскональная обработка помещения проводится перед созданием домашнего кинотеатра высшего класса, цена которого измеряется многими десятками и даже сотнями тысяч долларов.
  • Углублённая. Ориентируясь на базовый набор знаний и рекомендаций, производят самостоятельный выбор спецматериалов и их установку. В этом случае эффективность обработки окажется не столь высокой, как в первом случае, значительно возрастает и риск ошибки (всё делается фактически по наитию, без учёта конкретных особенностей помещения и будущей инсталляции, без знания тонкостей законов акустики). Однако именно такой способ является наиболее распространённым: позволяя «убить» львиную долю акустических изъянов помещения, он даёт возможность уложиться в приемлемые ценовые рамки.
  • Минимальная. В таких ситуациях акустическую обстановку в помещении обычно улучшают при помощи предметов интерьера – мягкой мебели, ковров, штор, не занимаясь при этом созданием сложных конструкций на стенах и потолке. Такой подход позволяет добиться неплохих результатов, однако не может быть реализован в некоторых стилях визуального оформления комнаты.

Теперь поговорим о способах обработки комнаты более предметно. По понятным причинам первый из них затрагивать не будем (вызванные дорогие специалисты и без нас вам всё расскажут), а на двух других остановимся подробнее.

Обработка помещения «домашним» способом

При использовании в качестве поглощающих и рассеивающих звук материалов и предметов интерьера необходимо помнить несколько основополагающих правил, следуя которым, можно добиться неплохих результатов, хотя и придётся постараться.

  1. В комнате должно остаться как можно меньше ровных и жёстких поверхностей (например – стен, оклеенных обоями).
  2. В комнате должно быть как можно больше мягких и рельефных поверхностей, объектов неправильной формы.
  3. Никаких стеклянных сервантов и полочек с посудой, старайтесь также избегать подвесных потолков и стен из гипсокартона. Если они присутствуют или планируются, следует заполнить полости между перекрытием/стеной и гипсокартоном звукопоглощающим материалом: минеральной ватой «Шуманет БМ» или аналогичным наполнителем с плотной волокнистой структурой. Следует помнить о санитарных нормах (материал должен быть разрешён для применения в жилых помещениях, по этой причине старайтесь не применять стекловату или изовер в открытом виде) и пожарной безопасности (материал должен быть негорючим).
  4. Избыточные басовые звуки нельзя ослабить или нивелировать лёгкими поглотителями малой площади ввиду самой природы распространения звуковых волн низкочастотного диапазона. Поэтому если вы не планируете строить специальные басовые ловушки на одной из стен или на потолке, установите в помещении как можно больше крупных пуфов (особенно в углах), разложите большие диванные подушки на полу и в углах, используйте мягкий диван, тяжёлые (желательно двухслойные) шторы из гобелена в максимально крупную и частую складку, на пол положите ковёр с плотным и крупным ворсом. Также имеет смысл развесить ковры на стенах. Чем больше будет их площадь – тем лучше (особенно это касается небольших комнат). Эффективность стенных ковров значительно возрастёт, если они будут крепиться только верхней кромкой к деревянной балке, так чтобы они свободно висели на расстоянии 5-10 см от стены. В этом случае они будут выступать как энергопоглощающий демпфер для низкочастотных волн. Если стена позади слушателей свободна от мебели и прочих домашних предметов, можно устроить самодельную басовую ловушку на ней: приобрести 2-3 тяжёлых ковра (в идеале – по размеру стены) и повесить их один перед другим с интервалом 10-20 см. Крепить такие ковры лучше к потолку. Полости между коврами можно завесить гобеленом в крупную складку. Для красоты перед первым со стороны комнаты ковром можно повесить гобелен, скрыв всю конструкцию от глаз. Считаете всё это безумием? Ваше право. Мы лишь предлагаем способ: как при помощи относительно недорогих элементов интерьера создать благоприятную акустическую обстановку. Да, большинство средств коррекции окажется в этом случае на виду, однако это вполне привычные вещи, а не специализированные панели, превращающие комнату в техническое помещение. Немаловажно, что подобная обработка оказывается наиболее выгодной с финансовой точки зрения.

Углублённая обработка помещения

Данная часть статьи настоятельно рекомендуется ещё и сторонникам эстетичных средств поглощения/отражения звука. Как известно, в продаже имеются всяческие «волшебные» пирамидки и прочие хитрые предметы размерами меньше ладони, но с подозрительно высокой ценой. По словам создателей, стоит развесить с десяток таких штуковинок по стенам или разложить на полу, как звучание радикально изменится в лучшую сторону. Мы, как и все, кто разбирается в основах формирования и распространения звука, можем смело заявить: это «развод на лоха». Из той же серии, что и мраморные подставочки под кабели и прочая не имеющая отношения к реальному звуку, простите, лабуда, которую с радостью впаривают суеверным (а вдруг улучшится звук благодаря хорошей ауре проводников в кабеле?), но, видимо, не слишком технически грамотным аудиофилам. Поясним: звуковые волны распространяются в пространстве подобно кругам на воде от брошенного камня, только делают это значительно быстрее и хаотичнее за счёт многочисленных переотражений от поверхностей – стен, потолка, предметов. Звуковая волна на определённой частоте имеет определённую длину, поэтому для каждого частотного диапазона выбираются свои средства поглощения/рассеивания. Наиболее масштабные сооружения – для низкочастотных волн, так как длина волн уже исчисляется метрами, и чтобы «убить» такую волну, нужны очень крупные ловушки/рассеиватели. Со средними частотами чуть проще (длина звуковых волн в этом диапазоне значительно меньше), но и тут требуется большая площадь покрытия спецматериалами, поскольку ловить волны придётся буквально на всех крупных поверхностях комнаты. Соответственно, каким образом несколько микроскопических пирамидок (или иных «сенсационных» конструкций) могут «радикально улучшить акустическую обстановку в помещении» – большая маркетинговая загадка. А ведь звуковые волны не примагнитишь, не притянешь, не приманишь. Их можно ловить только на пути их следования. Путей же – бесчисленное множество. Вот и приходится развешивать поглотители по всей комнате, чтобы подавить как можно больше нежелательных отражений. Тем, кто всё ещё верит в магическую эффективность всевозможных пирамидок и иже с ними, советуем почитать про акустическую обработку контрольной комнаты любой приличной студии. Книжек предостаточно, например – работы Филипа Ньюэлла.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector