Водные сады

Водные элементы сада

Всем известно, вода-это жизнь, без воды не может быть жизни. Сад без воды пуст, а с водоемом приобретает наивысшую эстетическую ценность. Вода в саду оживляет пространство, сад приобретает не только место постоянного притяжения, но и часто, важную объемно-пространственную доминанту. Необъяснима, притягательна сила воды. Красочные отражения, отблески и блики лучей света, мгновенное изменение поверхности приковывает человека, у воды он забывает время, вода лечит душу.

Помимо эстетики вода вносит вклад в оздоровление территории — увлажняет воздух, понижает температуру в жару, что улучшает здоровье не только человека, но и жизнедеятельность растений. Известно, что некоторые виды растений (прибрежно-водные и водные) нельзя выращивать на участке, где нет водоема. Такие декоративные, красивейшие растения как кувшинка белая, кубышка, вахта трехлистная, сусак зонтичный, рогоз малый, ирис водный, белокрыльник болотный не могут выжить без обилия воды.

Вода на участке создает различное настроение. Вода влияет не только на зрительное восприятие, но и на слух человека. Статичный водоем вызывает уверенность, спокойствие; плавно-текущая, покапельная, вода притягивает внимание, уносит нас в мечты, мысли, расслабляет, вызывает меланхолию; быстротекущая, бурлящая, динамичная вода или водопад наполняет сердце энергией, желанием деятельности, жизни.

Человечество выдумало множество хитростей и решений, чтобы включить воду в сад. Для этого люди создавали различные виды водных элементов, особенности которых копировали у природы.

История развития водных элементов в садах

Водные элементы имеют древнейшую историю появления и развития. Не секрет, что первые сады несли только утилитарные функции (выращивание плодовых деревьев и пряных трав), для их полива нужна была вода, поэтому первые водные объекты предназначались лишь для этих целей. Первые рисунки и упоминания о воде в саду найдены в Египте и относятся к IV-III в до н.э.. Здесь, в центре сада или по периметру, в окружении плодовых деревьев, размещался один или несколько бассейнов прямоугольной, квадратной формы, который служили для омовения, полива, иногда разведения рыбы, водоплавающих птиц.

В древней Греции были источники питьевой воды, которые отдаленно напоминали фонтаны и стали их «прародителями». Позже древни греки, как ценители зрелищ, заметили что фонтан может стать эстетическим объектом, и в каждом городе стали появляться фонтаны, отделанные мрамором, мозаикой, часто с водным органом или удивительными механическими возможностями — кукольным театром, фигурками животного мира.

В конце II тысячелетия до н.э. на востоке в Иране, формировался свой тип сада – чор-багх (4 сада). Внутренний двор делился на 4 части перпендикулярно пересекающимися каналами с водой, что обозначало четыре реки. На их пересечении часто был фонтан, струи которого били слабо. В богатых домах устраивался четырехугольный или восьмиугольный бассейн, дно которого выкладывалось мозаикой голубого, небесного цвета. В более бедных домах устраивались настенные фонтаны — они занимали меньше места и обслуживали несколько семей. Формирование таких водных объектов, объясняется жарким засушливым климатом, высокой ценностью воды, особым к ней отношением — где вода, там и рай.

В Древнем Риме изобрели первые трубы (они были из обожженной глины, позднее из свинца), это позволило прятать воду в трубы и, подавая ее под давлением, создавая тем самым удивительные фонтаны. В Риме создавались закрытые дворики-патио, в которых был небольшой бассейн или фонтан, окруженный растениями, создающий прохладу. Для хозяйственных нужд был мелкий водоем — имплювий, вода в который поступала после дождя, стекая по водостоку с кровли, из имплювия – в цистерну, размещенную под домом. Римляне потребляли большое количество воды, благодаря изобретению первой водопроводной системы были выстроены бани-термы, в которых появились первые мраморные купели.

В азиатском садово-парковом искусстве водным объектам также уделялось особое место, впервые здесь «уходят» симметрия и геометрия форм, искусственность. В Азии водоем и сад становятся местом медитации, любования, вдохновения и изучения тайн природы, погружения в них. В Китае сады могли состоять на 70% из воды, которая была в виде естественных озер, по ним проходила галерея-мост. Людей всегда тянула к воде, вот и в Китае буддийские храмы и монастыри создавались у водоемов, водопадов на высоких пейзажных холмах, где впоследствии часто возникал парк или сад. В Японии вода отражалась натурально или символично. Символично в виде песка, на котором разбросаны камни-острова. Натурально в виде естественных родников, дающих начало каменистому ручью. Особое место занимала чайная церемония, перед ней гость должен омыть рук в каменой чаше -цукубай, она врывалась в землю и представляла собой сосуд неровной формы, наполненный водой.

На Руси после IX в. стали появляться деревянные купели, они связаны с обрядом Крещения, и символизировали очищение человека от грехов, кроме того здесь издавна были бани, после которых окунуться в уличную купель были милым делом. Воды в России много — реки, озера, ручьи, живые источники. Для удобства пользования и сокращения пути стали рыть колодцы. Они были разной конструкции и зависели от разной глубины ( «журавль», «русский колодец»).

Эпоха итальянского Возрождения вынесла на первый план в садах эстетику. Богатые люди охотно стали строить себе виллы с прекрасными садами, а учитывая особенности Италии географию и рельефа (крутые склоны и террасы, небольшие горные реки) отвод рек в сторону виллы позволял создать колоссальные по размеру каскады, водопады с таинственными гротами и интересные фонтаны. Водные объекты Возрождения были симметричны, например, два каскада соединенные фонтаном. На водопадах и каскадах была богатая лепнина в сочетании с античными сосудами и вазами, фигуры ангелов, зверей и птиц боги Олимпа, все это выполнено из камня мастерами и скульпторами эпохи. В это же время появляются фонтаны-маски.

Франция XVII в. стала королевой садово-паркового строительства благодаря созданию Андре Ленотра парка Версаль. В нем были созданы искусственные «партерные» водоемы-каналы, т.е. геометрической формы, гладь воды которых отражала окружающий ландшафт, изысканные скульптурные водопады. Отражение Версаля можно найти а известных парках и садах Европы, в России — это Петергоф, величие фонтанов которого сложно сравнить даже с образцом. Уже здесь зарождается стиль русская усадьба, в которой мы встречаем фонтаны-шутихи (атрибут Петергофа), гроты и каскады с античными статуями.

Скоро на смену регулярному французскому стилю приходит Англия с пейзажно-романтическими гротами, ручьями, мостиками. Гроты нередко формировали целые пещеры, выходя в подземные реки или венчаясь водопадом. По-прежнему встречается скульптурная лепнина водопадов, но уже появляется металл, пейзажные пруды и каменные водопады, все это черпается в образцах Азии.

На смену пейзажным садам приходит модернизм. Это то направление в искусстве, которое развивается и по сей день. В стиле модерн фонтаны становятся камернее, их венчает композиция из необычных скульптур. Современные водные объекты развиваются вровень со стилем их породившим. Так минимализм и хай-тек ввели в моду бетонированные каналы, водопады геометрических форм, настенные водопады.

Каждый стиль ландшафтного дизайна особенен по-своему. Каждый элемент в подлинно стильном ландшафте должен быть свойственным ему, размещен на своем месте, и индивидуален. Вода и элементы, по которым она течет важный атрибут многих направлений, иногда некоторые стили невозможно представить без нее, а в некоторых водные элементы настолько узнаваемы, что по ним можно определить собственно стиль. Читать далее.

Виды водных элементов

Среди водных элементов можно выделить:

Фонтан — происходит от лат. fontana: 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина. Фонтан- это архитектурное сооружение различной величины и внешнего облика, созданное человеком и позволяющее воде переливаться или «выбрасываться» вверх под давлением, несущее, в настоящее время, эстетическую функцию. Читать далее

Каскад и водопад. сооружения, действующие по принципу горных естественных водопадов, когда вода сверху падает вниз, преодолевая уступы, камни. Водопад, чаще всего, имитирует естественное окружение (камни) и высокое падение воды. Так, отличием водопада от каскада служит высота падения воды. У водопада, где-то 1,5 м и выше, у каскада ниже. Читать далее

Канал – бетонированное сооружение вытянутой прямоугольной или прямоугольно — геометричной формы, в котором не выращиваются водные растения. Такой тип водного объекта характерен для восточного стиля, минимализма, хай-тека. Читать далее

Бассейн в саду — это не только эстетическое удовольствие, но и утилитарный элемент. Так приятно в жаркий день поплавать в прохладной воде, а потом полежать, не думая не о чем. Бассейн- это водное сердце небольшого сада, вокруг которого формируется озеленение и остальная планировка. Бассейны бывают различных форм — от геометрических до произвольно-плавных очертаний. Читать далее

Ручей протяженное сооружение, имитирующее естественный природный водосток, журчащий ручей в горной местности. Ручей имеет узкое сечение, а для наибольшей выразительности на пути движения воды укладывают камни, что напоминает пологий каскад. Вода в ручье движется медленно, плавно — иначе ручей становится каскадом. Читать далее

Читать еще:  Как делают пластиковые окна: три основных этапа

Искусственный и естественный водоем (озеро пруд) это самый понятный и известный каждому с детства водный элемент. Пруд- водоем с непроточной водой, разной формы и размера, естественного или искусственного происхождения, используемый для эстетических и утилитарных функций человека. Озеро- водоем большего размера нежели пруд, происхождение его естественное. Читать далее

Колодец элемент сада, который несет не только эстетическую, но и утилитарные функции (маскировка скважины или «поставка» воды на участок). Колодцы могут быть и декоративные (скульптура), но здесь мы говорим о действующих водных сооружениях. Чаще всего колодец делают как сруб из дерева со стойками с барабаном и ручкой, на которые крепится крыша или вместо сруба делают бетонное основание-это декоративная «вершина айсберга». Читать далее

Купель сооружение, используемое в саунах и банях, «вышедшее» за пределы зданий в сад, представляющее собой деревянную бочку, вагонка закрепляется стальными ремнями. В сад выносится современная отапливаемая купель круглогодичного использования или не отапливаемая сезонного. Читать далее

Грот сложно отнести к какому-либо элементу сада, он не скульптура, не садовая форма, ближе всего гроты к водным элементам. Грот-это пещера, углубление в скале, холме, в котором может быть устроена скамья, или скульптура. Грот служит «окном», через которое как в раме воспринимается вся прелесть сада. Читать далее

Мостики, мостки, помост — сооружения, созданные человеком для удобства пользования водными объектами.

Мостики служат изначально для перехода через глубокие водотоки (реку, крупное озеро, пр.). Садовый мостик обычно небольших размеров, различного внешнего облика и из разных материалов — от дерева до железобетона. Существуют пошаговые мостики — это что-то среднее между мостками и мостиком. Читать далее

Для водного сада

М ногие садоводы не могут себе представить загородный участок без водоема, хотя бы совсем небольшого. Он придает очарование саду, привносит волнующий элемент водной стихии. Подбирая растения для водного сада, необходимо учитывать, что они должны не только вписываться в ландшафт, но и хорошо там себя чувствовать.

У воды

Пруд, озеро, болотце, а если повезет, то и ручей могут заметно изменить облик и атмосферу сухопутного ландшафта, обогатить его биологическое разнообразие, чему во всем мире сейчас уделяется особое внимание. В воде, на мелководье и в береговой зоне обитают многие интересные представители животного мира. Возле водоема создаются условия для произрастания целого ряда привлекательных растений. Оставив без внимания кувшинки, калужницы, стрелолисты, рогозы и прочие травянистые растения, поговорим о деревьях и кустарниках, которые часто можно высадить возле воды.

Бытует мнение, что ассортимент древесных растений для оформления водного сада весьма ограничен. Однако многое зависит от того, какого типа водоем создается на участке.

Га́битус растения – его облик, определяется происхождением ветвей, их числом, продолжительностью жизни и формой всей системы ветвей.

Какой у вас водоем?

Если это неглубокий декоративный водоем с бетонным или пластиковым корытом либо с гидроизоляционной мембраной, устраиваемый на ровной поверхности в условиях глубокого залегания грунтовых вод, то практически никакого серьезного влияния на гидрологический режим прилегающей территории он оказывать не будет. Во всяком случае, для обустройства береговой зоны таких водоемов можно выбирать практически любые виды и сорта древесных растений, подходящие с точки зрения дизайна территории. Исключение, пожалуй, составят те, которые формируют очень мощную корневую систему, способную повредить чашу водоема.

Другое дело, если водоем вырыт в низине, в депрессии рельефа, в местах, где скапливается верховодка или близко подступают грунтовые воды. На такой территории – в условиях временного или постоянного застойного переувлажнения почвы при выраженном дефиците содержания в ней кислорода – могут произрастать далеко не все древесные виды, а только те, которые терпимо относятся к повышенной влажности почвы. Подобная ситуация складывается также в тех случаях, когда сад формируется вокруг естественного водоема или на заболоченном участке в отсутствие мелиорации.

В условиях переувлажнения

Надо сразу отметить, что подавляющее большинство деревьев и кустарников негативно относится к избытку влаги в почве, преимущество имеют те, которые способны образовывать очень мелкую, поверхностную корневую систему. Показательным примером угнетения древесных пород на переувлажненных грунтах является характер роста яблонь и других плодовых культур на участках, уровень грунтовых вод на которых не опускается ниже 1,5–2 м. До тех пор пока корни не достигнут этой глубины, растения вегетируют неплохо, но затем происходит внезапное замедление роста, а впоследствии деревья погибают.

Поэтому для посадки в водных садах приходится выбирать особые растения – гигрофиты, подходящие для низких, влажных мест и декоративных болотцев, а также влаголюбивые мезофиты, которые обычно принято высаживать в береговой зоне водоемов или оформлять ими сырые почвы вдоль русла ручьев. Перечень таких древесных растений не очень широк, тем не менее их количества вполне достаточно для решения задачи оформления сырых местообитаний на участке.

В условиях временного или постоянного застойного переувлажнения почвы при выраженном дефиците содержания в ней кислорода могут произрастать далеко не все древесные виды.

Гигрофиты и мезофиты

Пальму первенства по влаголюбию среди прочих древесных, по-видимому, можно отдать различным видам ольхи и ивы. Недаром в природных условиях ольха чаще встречается вблизи воды, там с ней могут конкурировать только ивы.

Ольха. Чаще для садов у воды применяют два наиболее распространенных вида ольхи: о. серую и о. черную. Ольха серая отличается более светлой листвой, она легко переносит временное переувлажнение почвы и может длительно существовать в условиях постоянного проточного увлажнения. Листва о. черной темнее, узнать ее можно по характерным выемкам в верхней части листьев. Эта порода считается еще более влаголюбивой.

На основе того и другого вида выведено несколько декоративных сортов, использование которых позволяет разнообразить облик береговой зоны. Так, у ольхи черной известны культуры Aurea с золотистой листвой, ‘Imperialis’ с перистыми листьями и ‘Incisa’ с мелкими листьями, рассеченными на закругленные лопасти. Еще больше интересных форм получено для о. серой. Это, к примеру, Aurea, Laciniata, сходная с сортом Imperialis о. черной, Coccinea с оранжеватыми побегами и Pendula, образующая пышную плакучую крону, отлично сочетающуюся с зеркалом воды.

Ива. Разнообразие ив, подходящих для декорирования водоемов и низких участков, весьма велико. По габитусу деревья этого рода как нельзя лучше подходят для водных объектов в саду. Их крона может быть раскидистой, плакучей или шаровидной, в широких пределах варьируется окраска гибких ветвей: она бывает коричневой, пурпурной, оранжевой, желтой или ярко-зеленой. Форма и размеры листьев, а также оттенки их расцветки тоже многовариантны.

В качестве примеров часто высаживаемых можно привести и. остролистную с красноватыми побегами и узкими листьями, кустарниковую и. каспийскую с сизоватой листвой, и. озью с опушенными листовыми пластинками и ее низкорослые культивары. Интересные сорта выведены на основе и. урпурной, такие как плотный шаровидный Nana или свердловский ‘Маяк’, формирующий “букетный” куст. Кроме того, необходимо отметить популярную и. белую и и. прелестную с изящными оливково-зелеными побегами, которые являются родоначальниками многих знаменитых сортов ив свердловской селекции.

В последнее время интерес к уральским ивам существенно возрос, что объясняется высокой декоративностью многих полученных культиваров и их высокой устойчивостью к климатическим факторам. У садоводов на слуху такие сорта, как ‘Свердловская извилистая’ и ‘Шатер’ разных индексов, ‘Плакучий гном’, ‘Фантазия’ или ‘Памяти Миндовского’. Тем, кто представляет свой водоем окруженным ивами, купающими в воде гибкие ветви, есть резон остановить свой выбор на этих сортах.

Черемуха. В местах с переувлажненными почвами могут неплохо чувствовать себя некоторые черемухи, например ч. виргинская, у которой известен эффектный культивар Shubert с красновато-коричневой листвой и розовыми цветками; хорошо знакомая всем ч. обыкновенная и ее сорт Colorata, похожий на предыдущий, а также ч. поздняя и ч. Маака с блестящей корой темно-янтарного цвета.

Клен. Среди кленов тоже есть виды, которые лучше других переносят переувлажнение почвы: это замечательный к. серебристый, к. красный во всем разнообразии сортов, в меньшей степени к. татарский и к. ясенелистный.

Тополь. Нельзя не упомянуть и различные виды тополей, проявляющие значительную терпимость к высокой влажности почвы. В большей мере этим отличаются т. бальзамический, т. белый и т. черный, а также т. дрожащий – знакомая всем осина. В береговой зоне естественных водоемов можно нередко встретить березы, особенной толерантностью к влаге, как считается, обладает б. пушистая.

Плодовый. Мы уже отмечали, что плодовые деревья не терпят почв с высоким уровнем грунтовых вод. Тем не менее по сравнению с другими культурами несколько лучше выносит переувлажнение груша обыкновенная, правда, это существенно зависит от характера подвоя конкретного сорта. Кратковременное переувлажнение может выдерживать и слива, но в заболоченных местах сажать ее бессмысленно.

Читать еще:  Нужна ли дома своя электростанция?

Хвойные. Хвойные растения, к сожалению, не отличаются устойчивостью к избытку влаги в почве. Исключением является таксодий, или болотный кипарис, формирующий особые дыхательные корни, однако в условиях климата средней полосы это удивительное дерево не выживает. Среди всего многообразия хвойных можно выделить, пожалуй, только тую западную, но и она не переносит длительного переувлажнения.

Пальму первенства по влаголюбию, можно отдать различным видам ольхи и ивы. Плодовые деревья не терпят почв с высоким уровнем грунтовых вод.

Из кустарников и лиан

Для подбивки древесных насаждений и формирования миксбордеров или самостоятельных групп во влажной береговой зоне и в пониженных сырых местах сада можно с успехом использовать некоторые кустарники. В условиях избытка влаги способны произрастать дерен отпрысковый и д. белый, с разными декоративными сортами которых удается сформировать живописные композиции. К группе влаголюбивых или, вернее, влаговыносливых кустарников принадлежат также крушина ломкая, диервилла сидячелистная, ирга Ламарка, или канадская, замечательные гортензии – г. метельчатая и г. древовидная, а кроме того, рябинник рябинолистный. Последний вид легко сорничает и постепенно завоевывает большое пространство, что необходимо учитывать при создании посадок.

Пожалуй, меньше, чем другие кустарники, переувлажнения почвы боится арония черноплодная. В одном ряду с ней стоит отметить также черную смородину – она неплохо растет на сырых и временно переувлажненных почвах, однако заболачивания не переносит. Приблизительно в таких же условиях может успешно вегетировать и даже плодоносить жимолость голубая, так же как и ее садовая форма – ж. съедобная.

И наконец, украшением вертикальных конструкций, сооружаемых возле водоемов, станут вьющиеся растения: кирказон крупнолистный и девичий виноград пятилисточковый. Эти лианы можно также использовать и для задернения берегов в качестве почвопокровных культур.

Ель колючая в оформлении естественного прудика

Плакучая крона березы повислой “Youngii”

Береза полезная на заднем плане каменистого ручья

Водный сад круглый год

Если вы устали от снежной и морозной зимы, значит пришло время подумать о зеленом оазисе в собственном доме или квартире. Водный сад с небольшим водоемом, фонтаном или ручьем напомнит о лете, украсит интерьер, поднимет настроение и создаст благоприятный микроклимат. Для этого прекрасно подойдут тропические влаголюбивые и водные растения.

Создаем условия для водного сада

Водный сад или композиция с влаголюбивыми растениями уместны далеко не в каждом доме, так как для их создания необходимо выполнить определенные требования:

  • температура в помещении должна быть не ниже 20-22 градусов Цельсия;
  • достаточное освещение – большие окна, а еще лучше стеклянная крыша, обязательная подсветка в зимнее время;
  • высокая влажность воздуха в помещении – 85-90%;
  • влагостойкие пол (плитка) и стены.

Лучше всего отвечают этим условиям тропический зимний сад или оранжерея. Для водных растений устраивается водоем с подогревом воды подходящих размеров и формы, в котором можно выращивать теплолюбивые кувшинки, лотос орехоносный и другие водные растения.

Вокруг него размещают разнообразные влаголюбивые растения, дополняющие композицию (каладиумы, антуриумы, бегонии, диффенбахии, алоказии, сингониумы, папоротники, бромелиевые и орхидеи ).

Если водный сад создается непосредственно в доме и носит чисто декоративный характер, тогда его удобно разместить в хорошо освещенном холле или гостиной. Здесь уместны небольшой декоративный водоем, украшенный камнями, каскад или ручей, а также фонтан. Они создадут необходимую влажность и подходящие условия для роста влаголюбивых растений, дополняющих водные композиции. Растения подбираются в соответствии с размерами водоема или ручья.

Прекрасно подойдет ванная комната для размещения декоративнолистных, требующих повышенной влажности растений, при условии, что в ней просторно, имеются окна и достаточно света. Чаще всего растения располагают по краю ванной, на полках или специальных подставках. Иногда их подвешивают к потолку, особенно у окна. Крупные экземпляры чередуют с небольшими. Здесь можно создать настоящий тропический рай. Но не следует слишком перегружать ванную комнату растениями.

Наконец, еще один из вариантов композиции с влаголюбивыми растениями – это изолированный сад в нише окна или специально построенной небольшой стеклянной теплице с подсветкой прямо в жилой комнате. Такие «сады» обычно создаются для содержания коллекций, например, из орхидей, бромелиевых, папоротников, бегоний, каладиумов или различных видов насекомоядных растений. Растения часто размещают на ветках старого дерева, на специальных столбах или стенах из сфагнума (мох с болота), в решетчатых горшках из дерева или коры, в скорлупе кокосового ореха. Эти композиции также могут стать украшением интерьера.

Мини-сад с миниатюрными растениями удобно разместить в большой стеклянной емкости – в круглом или прямоугольном аквариуме. В мини-оранжереях часто содержат коллекции насекомоядных комнатных растений (росянка, венерина мухоловка и другие).

В них также можно высаживать небольшие влаголюбивые растения из миксов – папоротники, селягинеллы, бромелиевые.

Водные растения

Наиболее эффектно смотрятся красиво цветущие водные растения. К ним относятся декоративные тропические кувшинки, виктории, лотос, водный гиацинт.

Виктории – очень крупные тропические растения с круглыми огромными листьями и эффектными цветками белого цвета, напоминающими кувшинки и меняющими окраску на розовую при отцветании. Самая известная среди них – виктория амазонская, она имеет листья диаметром до 2 м, выдерживающие вес ребенка. Цветет она в зимнее время.

Цветок виктории амазонской

Другой вид помельче – виктория Круса. Для содержания таких растений нужен водоем глубиной 1,5-2 м и диаметром 5-10 м.

Тропические кувшинки – большая группа растений с круглыми плоскими листьями, махровыми цветками различной окраски (голубой, белой, желтой, красной, розовой). Для этих растений нужен водоем значительно меньших размеров, а для карликовых форм достаточно большого контейнера. Цветут растения летом.

Тропическая гигантская кувшинка

Лотос орехоносный – эффектное крупное растение с красивыми розовыми или желтоватыми цветами и круглыми листьями, выступающими из воды. Цветет летом, требует большого водоема.

Эйхорния – водный гиацинт – небольшое растение, пл авающее на поверх ности воды, с выпуклыми листьями. Цветет летом сиреневыми цветами, похожими на гиацинт.

Водяной салат – мелкое растение с зеленовато–голубоватыми листьями, плавающее на поверхности воды.

Пистия на фоне ряски

Декоративнолистные растения

Папоротники (адиантум – венерин волос, нефролепис, асплениум и др.) – разнообразная группа растений, обладающих нерассеченными, но чаще всего красивыми резными листьями зеленой или голубоватой окраски. Они имеют относительно небольшие размеры, часто используются для декорирования водоемов и ручьев либо для украшения помещений с повышенной влажностью.

К крупным влаголюбивым декоративнолистным растениям относятся алоказии, диффенбахии, филодендроны, сингониумы, аглаонемы, калатеи, сциндапсусы (лианы). Они достигают размеров от полуметра до 1,5-2 м в высоту, имеют крупные красивые листья, некоторые с белыми или желтыми пятнами.

К среднерослым растениям с эффектными красно-бело-серебристо-зелеными листьями относятся колеусы, традесканции, каладиумы, маранты, бегонии и селягинелла (зеленая окраска). Их также используют для декорирования водоемов, ручьев и композиций из влаголюбивых растений.

Каладиум, его еще называют «ангельские крылья»

Декоративноцветущие растения

Некоторые растения, требующие повышенного увлажнения, имеют красивые цветы. К ним относятся, например, спатифиллумы (белые цветки), зантедескии (белые, желтые, коричневые, розовые), антуриумы (белые, розовые, красные, зеленые).

Зантедеския, или калла эфиопская

Необычную форму и окраску цветков и листьев имеют растения семейства бромелиевых – эхмеи, криптантусы, гусмании, бильбергии, нидуляриумы, вриезии. Именно их размещают на вертикальных стенках или столбах со мхом, на ветвях деревьев, создавая экзотические композиции. Интересны цветущие тропические лианы – алламанда (желтые цветки), дипладения (розовые цветки).

Особенно эффектны цветущие орхидеи. Их цветы, похожие на бабочек, имеют огромное количество расцветок и форм. Большинство из них требовательны к влажности воздуха. Как правило, у орхидей очень долго длится цветение – до месяца. Наиболее известные виды: фаленопсисы, башмачки, цимбидиумы, катлеи, дендробиумы, Ванды.

Насекомоядные растения

К необычным относятся насекомоядные растения. Кроме традиционного питания, они с помощью различных приспособлений на листьях и цветках ловят насекомых и используют их в пищу. Они тоже предпочитают условия повышенной влажности, лучше их содержать в небольшой теплице. Среди насекомоядных растений есть среднерослые, например непентес, имеющий красно-зеленые кувшинчики. Он обычно выращивается в подвесных кашпо.

Большинство из насекомоядных растений имеют миниатюрные размеры – венерина мухоловка, виды росянки и др. Их можно кормить мухами или кусочками мяса.

Текст и фото: Наталья Юртаева, ландшафтный дизайнер

Русский парк водных садов А. Марченко (Россия)

Имя Александра Марченко известно многим. Он — обладатель уникального сада, сочетающего в себе питомник и ландшафтную экспозицию. Сосредоточившись на водных и прибрежных растениях – интереснейшей в ботаническом плане группе, внимание к которой проявилось у нас совсем недавно, А. Марченко взял на себя ту роль, с которой сегодня плохо справляются ботанические сады – интродукции растений, испытания их в нашем климате, подбора условий для их выращивания. Не будет преувеличением сказать, что многие водоемы появились у нас вслед за водным садом А. Марченко, благодаря выращенным им растениям и его популяризаторской работе. Эта любовь к водной стихии стала для меня понятна, когда при подготовке статьи о зарыблении водоемов я натолкнулась на научные работы, касавшиеся заболеваний форели, принесшие автору степень кандидата биологических наук.

Читать еще:  Как правильно мыть окна: 5 шагов до идеальной чистоты

Русский парк водных садов А. Марченко расположен на берегу реки Клязьма и занимает относительно небольшую территорию — 3 га, начало освоению которой было положено в 1992 году. До того, как администрация Пушкинского района выделила эту землю, здесь находилась совхозная свалка. Сад в целом довольно молодой, пополнялся постепенно, и многие древесные посадки еще не вступили в пору зрелости. Он сочетает в себе участки в пейзажном и регулярном стиле, отделенные друг от друга живыми изгородями из девичьего винограда.

Читатели садовых журналов наверняка знакомы с публикациями А. Марченко о девичьем винограде и сочетании его с клематисами. Он единственный, кто производит готовые шпалерные изгороди из партеноциссуса в контейнерах для вертикального озеленения. Это «полотно» из 4-летних лиан на капроновой сетке, которое снимают с опоры, сворачивают и доставляют заказчику. Достаточно посадить и развесить растение, чтобы получить готовую живую изгородь.

Однако главную скрипку в саду играют, конечно, водные растения. А средства, вырученные от производства девичьего винограда, лишь пополняют бюджет для расширения их коллекции. Подобное буйство водной флоры я наблюдала только в дельте Волги, но и оно куда скромнее – только бедноватые красками природные виды, без ярких и пышных сортов. Перечень растений хозяйства А. Марченко, доступных для покупателя, включает сегодня 250 наименований декоративных водных и болотных растений, среди них более 60 аристократичных нимфей самых разных размеров и окрасок, многие из которых прибыли сюда из Северной Америки впервые. Их мы увидели почти сразу, войдя в сад, на самом пике цветения. В длинных грядках-резервуарах кувшинки расположились по сортам, в сопровождении сопутствующей растительности. Здесь же – синие понтедерии сердцелистные и несколько видов кубышек: помимо привычной кубышки желтой – редкие виды японская, иноземная, малая «Variegata».

Эти посадки Александр называет прудами-прилавками. Они хоть и призваны в первую очередь демонстрировать растения, являются частью парка водных садов, и потому, как считает хозяин, должны быть красивыми. Ничем не напоминая типичные торговые площадки садовых центров, где горшки строятся в линейку по сортам, они показывают растения в самых выигрышных сочетаниях. Размер резервуаров – 1,5х6 м, глубина для разных растений – 20, 40, 60 см. Пруды пленочные, ПВХ-пленка в них безотказно служит уже более 10 лет.

Хозяйство ориентировано на производство крупномерных растений, а не рассады, чтобы продукция выглядела наиболее эффектно. Однако от этого неизбежно страдает рентабельность. Охотно верится, что такого высокого качества водных растений нет ни в одном питомнике Европы или Америки (как говорит хозяин, посетивший многие из них).

Рядом, справа, спряталось небольшое болотце, сейчас сплошь покрытое желтыми цветками пузырчатки – такое в природе увидишь редко, ведь большую часть времени это растение погружено в воду и занято своим основным делом — поимкой дафний и инфузорий.

Дальше тропинка делает небольшой изгиб вокруг древесно-кустарниковой группы, окружающей водопадик, спускающийся с пригорка, и ведет вниз, к другой экспозиции, приближенной к природным условиям. Пройдя по деревянным мосткам вдоль берега обширной заводи, можно ознакомиться с разнообразием тростников, камышей, рогозов, хвощей, стрелолистов. Сусак зонтичный как раз пышно цвел, и поразил нас своим благополучием и диаметром соцветий – такого в природе видеть не приходилось. За тростником южным «Variegata» (очень красив своей пестрой желто-зеленой листвой!) притаилась жирная вахта трехлистная – жаль, что уже отцвела.

Под шелест тростников (день был ветреный), мы продвинулись дальше, на участок разнообразной крупной и мелкой растительности – злаков, дербенников, мимулюсов, канн, и снова кувшинок и кубышек – помельче. Нам посчастливилось застать цветение японских ирисов собственной селекции Александра Марченко. А если свернуть направо и пройти вдоль изгороди, встречая по пути то пасущуюся лошадь, то корову, пощипывающую сено из стожка, то притаившегося в траве олененка (все в натуральную величину, но из природных материалов), приходишь к укромному уголку. Под нависающими над водой деревьями есть две скамейки на помоcте, откуда открывается чудный вид на водную гладь, сплошь покрытую желтыми снежинками болотноцветника и цветущими нимфеями и кубышками. В жаркий день в этом тенистом уголке было особенно приятно передохнуть.

Отсюда, слева, видна белая беседка-ротонда, напоминающая Эолову арфу в Пятигорске. Знаем, что ее хозяин построил сам, методом проб и ошибок, многократно меняя проект. А чтобы приблизиться к ней, нужно пройти еще один интересный ландшафтный объект – беседку «четырех картин». Она задумана так, чтобы изнутри в каждом из четырех световых проемов, оставшихся свободными от разросшегося винограда амурского и древогубцев, открывался свой, неповторимаый пейзаж. С одной стороны это иной ракурс любования кувшинками и болотноцветниками, с трех остальных – виды на «сухие» миксбордеры, окружающие беседку. Но и здесь не обошлось без маленького прудика с мостиком.

Ну, а дальше, за стеной винограда девичьего – регулярная часть. Каскады террасных водоемов слева и справа окружают подъем к той самой высокой точке сада – романтической ротонде, из которой можно увидеть почти все владение. Сверху как нельзя лучше смотрятся «поляны» нимфей и «фонтаны» камыша, которые размещены в геометричных водоемах, разделенных белой гравийной отсыпкой, при взгляде сверху почти сливающихся в единую акваторию. Слева и справа – яркие пятна канн в окружении злаков и кувшинок (канны тоже есть собственной селекции). Сразу вспомнились строки из лермонтовской «Княжны Мэри»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус». Так и мы стояли здесь, обдуваемые ветерком, и наводили объективы своих фотоаппаратов.

Проем в живой изгороди возвращает нас к исходной точке путешествия по водному царству, к увитому зеленью маленькому садовому офису хозяина. Остается только небольшой приватный садик с журчащим ручейком и возвышающимся домиком под соломенной крышей – такие очень любят в Англии, покрывают ими даже жилые дома – недорого и экологично.

Сознательно не упомянув о самой дальней части сада, сейчас хотим к ней вернуться. Там расположилась коллекция ив – нет лучшего дерева для соседства с водоемом. Начав с культивирования алтайских ив, Александр Марченко собрал и идентифицировал наследие свердловского селекционера Вениамина Ивановича Шабурова. Для этого пришлось неоднократно посетить Екатеринбург, заняться поисками шабуровских гибридов, а затем их ботанической идентификацией. Эта настоящая научно-исследовательская работа вернула к жизни одно из наших национальных достояний – самые красивые и зимостойкие сорта ив.

Данное направление работы становится сейчас одним из основных, в коллекции уже более 200 видов и сортов ив, за которыми теперь постоянно наведываются ландшафтные дизайнеры. По мнению А. Марченко, из одних только ив можно создавать сады. Каждая из них поражает своей красотой – графикой ветвей и окраской коры, весенним цветением. Они разнообразны в зависимости от сезона, в отличие от елей и других популярных сегодня хвойных растений. Поэтому он видит необходимость в разработке специальной Программы ивовых садов.

Ивы даже несколько потеснили водные растения, и сейчас речь идет о сокращении некоторых видов из коллекции, что очень жаль. Уверена, что какие-то из них приобрести потом будет негде. Где еще, например, найдется столько злаков и осок? Однако с точки зрения трудозатрат это, вероятно, оправдано. Помощников у Александра совсем немного, большую часть своего замысла он осуществил благодаря собственному трудолюбию. Найдут ли таких же увлеченных последователей другие сокровища отечественной селекции, ведь в этом нуждаются не только шабуровские ивы.

Уходишь из относительно небольшого владения Александра Марченко с ощущением чего-то великолепного и грандиозного, которое вызывает одна из самых уважаемых стихий планеты – вода (ее здесь почти гектар), и научная основательность хозяина. Словами поэта Леонида Мартынова хочется пожелать только одного – чтобы «вода благоволила литься!», залогом счастливой жизни всей флоры сада и ее повелителя.

Фото: Рита Бриллиантова, Максим Минин

В итальянском городе Падуя в самом конце сентября этого года прошла 70-я, юбилейная Международная выставка Flormart 2019. Как и следовало .

Выставка «ЦветыЭкспо» — ориентированный на Россию срез мирового рынка цветов и растений — по праву заслужила статус главного с.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector