В жанре пасторали

Пастораль в живописи

Пастораль, как жанр искусства, была особенно популярна в Италии в начале 16 века, когда были опубликованы работы Саннадзаро «Аркадия». Он описал идиллический мир, населенный нимфами и пастухами, которые погружали читателей в ностальгию по более простой жизни. Источником для его произведения были работы Вергилий. Антураж пасторальных литературных произведений быстро перекочевал в живопись. В Венеции Джорджоне и молодой Тициан быстро оживили стихотворные строки изобразительными эквивалентами.

Традиционно «Сельский концерт» приписывается Джорджоне, но в настоящее время считается, что это работа Тициана в юности. Эта таинственная картина предназначается, чтобы быть аллегорией поэзии, чьи символы — флейта и льющаяся вода — распределяются между двумя обнаженными женщинами идеальной красоты. Эти нереальные нимфы существуют только в воображении двух мужчин, которых они вдохновляют. Такое объяснение сюжету соответствовало вкусу распространенного в итальянской живописи одновременного изображения видимого и невидимого.

Тициан хотел соединить два мира — венецианскую аристократию с одной стороны, и нимф и пастухов с другой стороны, объединенных музыкой. Тема музыки в спокойном пейзаже формирует аллегорию. Тициан придает особое значение ландшафту в пасторали:

  • Природа не используется в качестве простого декора;
  • Пейзаж – это отражение определенного состояния внутреннего мира, настроения;
  • Краски приглушенные и слегка размытые;
  • Поиск баланса показан посредством интеграции фигур в обстановку, где человек и природа должны сосуществовать в полной гармонии, как у Вергилия — счастливая жизнь в тенистой роще, пастухи с музыкой и песнями.

Джорджоне и Тициан — мастер и ученик — развивали пастораль в отдельный жанр. С 1509 два художника начали работать в тесном сотрудничестве, поэтому их стиль написания картин трудно отличить.

В начале 15 века пейзаж был создан как жанр в Европе и демонстрировал места проживания или путешествий людей. В век гармонии и порядка, Ренессанс, пасторальные картины были более приемлемы в обществе, чем натуральное изображение леса или поляны. Сложность естественного ландшафта или непогода не были популярными мотивами – добавлялись пасторальные черты, чтобы рассеять глубоко укоренившиеся страхи и предрассудки людей перед непонятными природными явлениями, сделать эмоциональный посыл картин позитивным.

Среди художников 17 века, работающих в Риме, Клод также создавал пасторальные идиллии. Этот жанр вошел в моду в Голландии – примером может служить портрет работы Рембрандта «Саския ван Эйленбюрх в образе Флоры». Слово «пейзаж» переводится с голландского как «участок обрабатываемой земли».
Нежная лирическая пастораль показывает горы, долины, деревья, реки и леса. Небо почти всегда включается в сюжет, и великолепная погода является элементом композиции.

Излюбленными темами барочной живописи является все та же пастораль:

  • Галантные дамы и кавалеры;
  • Невероятно красивые пейзажи;
  • Изящная передача фигур людей;
  • Куртизанки и любовь.

Такие символы, как Венера и любовь, вернулись в жанр живописи и смешались в сценах придворной жизни, придавая композиций чувственный, веселый и свежий тон.

Пастораль во времена барокко и рококо называли очаровательным, галантным стилем. Название происходит от слова «Galer» или «галантный».

Фигура женщины является источником вдохновения в живописи. Женщина с чувственной и красивой фигурой соблазняет или принимает участие в запрещенных приключениях – эти сцены помогают «идеальному» обществу идентифицировать себя с персонажами идиллических пасторальных историй.

Романтизм

Попытка соединить романтический стиль неземной беззаботной жизни и настроение ландшафтных традиций жанра пейзажа продолжалась в 19 веке под сильным влиянием сложившихся традиций живописи.

В пасторалях этого периода присутствуют:

  • приглушенная цветовая палитра,
  • мягкая атмосфера и непрямое освещение работы,
  • спокойствие сельского пейзажа,
  • поучительный исторический контекст, вписанный в современные пейзажи.

Эволюция картин академического искусства пасторали происходит медленно и незаметно в течение длительного времени.

В 19 веке

Промышленная революция в 19 веке заставила людей покинуть фермы и сельскую местность. Растущая реакция живописцев против философии Просвещения выразилась в романтическом направлении искусства. Ностальгия по сельской идиллии и природе снова прочно укрепилась в жанрах живописи. Пасторали излучали духовность, свободу, добродетель, как противовес последствиям индустриализации.

В 20 веке

Художники романтического периода и до 20 века пытались передать эти идеалы в своих работах. Они отвергали рационализм, правила, упорядоченность, которые были характерны неоклассическому стилю. Как и барочные художники, романтические художники надеялись вдохновить на эмоциональный отклик зрителей. Пастораль романтического периода была направлена на ностальгическое стремление к сельской жизни, познанию тайн жизни, силы и величия природы. Пастораль прекрасно вписывается в современную жизнь. Полотна современных художников с идиллическими изображениями можно видеть в частных коллекциях и на выставках.

Пастораль это понятие, относящееся к произведениям европейской литературы 14-18 веков, развивающим идеи и образы античной буколики, а также непосредственного жанрового предшественника — пастурели 12-14 веков. Изначально заложенная в буколике возможность выражения смысла, превышающего ее непосредственное тематическое содержание (уже для Феокрита, ученого александрийца, значимо противопоставление природы и культуры), после эклог Вергилия становится характерной приметой Пастораля. Исполнена намеков и аллегорий Пастораль эпохи Возрождения: «Этот род сочинения, — писал Петрарка, давая объяснение содержания первой эклоги своих «Буколик» (1346-57), — невозможно понять без разъяснений самого сочинителя» (Петрарка Ф. Эстетические фрагменты). Аллегоризм ренессансной Пастораль сменяется пастушестким маскарадом в литературе 17 века (см. Маринизм, Гонгоризм, Прециозная литература), с ее подчеркнуто противостоящими «грубой» реальности аристократически-утонченными пастухами и пастушками в камзолах и кружевах. Распространившийся в Европе 18 веке стиль рококо, игривый, балансирующий на грани наивности и фривольности, с фарфоровыми пастушками в великосветских салонах, пейзажными парками с пастушескими хижинами и фермами (как устроенный в 1780-90-е Марией Фёдоровной в Павловске), культивирующий проникнутые анакреонтическим эстетизированным гедонизмом и изяществом малые поэтические формы — с нимфами, музами, грациями, Вакхом и Купидоном, — апофеоз Пастораля, но и последняя страница ее истории: Пастораль превращается в абсолютно условную форму литературной игры.

Основные жанровые формы Пастораля

Основными жанровыми формами Пастораля являются пасторальные эклога, элегия, драма, роман. Одним из первых к наследию древней буколической поэзии обращается Данте (1265-1321), затем — Ф.Петрарка (1304-74) и Дж.Боккаччо (1313-75), следовавшие в своих латинских эклогах Вергилию, но значительно углубившие иносказательность жанра. Столетие спустя в Италии создает свои эклоги Джованни Баттиста Спаньоли Мантуанский (1447-1516). Известность получают испанские эклоги X. дель Энсины (1469-1529) и Гарсиласо де ла Веги (1503-36); в Португалии эклоги пишет Луис де Камоэнс (1524-80); французская эклога 16 века представлена в творчестве К.Маро и поэтов «Плеяды» П.де Ронсара и Р.Белло; в Италии барочный образец жанра дает Дж.Марино (1569-1625). Наиболее ранние опыты пасторальной эклоги в Англии принадлежат А.Барклаю (1476-1552), однако самым удачным произведением стал включивший в себя 12 эклог «Пастушеский календарь» (1579) Э.Спенсера. Среди множества подражаний ему выделяются «Пастушеский венок» (1593) М.Дрейтона и «Британские пасторали» (1613-16) У.Брауна; «Пасторали» (1706) А.Филипса и «Пасторали» (1709) А.Поупа; приемы Спенсера пародийно переосмысляет Дж.Гей («Пастушеская неделя», 1714), автор и непасторальных «Городских эклог» (1720). Сочетанием восточной экзотики с буколическим топосом отмечены «Персидские эклоги» (1742) У.Коллинза.

Читать еще:  Клеи, мастики и затирки для кафельной плитки

Особое место в истории пасторальной эклоги занимает христианская ее разновидность, имеющая свои истоки как в 4-й эклоге Вергилия, где, вопреки пасторальной традиции, Золотой век помещен не в прошлое, а в будущее и связан с рождением дивного ребенка, так и в пасторальных мотивах евангельских повествований о рождении Христа и притче о добром пастыре, покинувшем стадо из 99 овец ради поисков заблудшей сотой. Пасторально-эмблематичен и жертвенный образ агнца Божия, кровью своей искупающего грехи человечества. Самой распространенной формой христианской Пасторали становится рождественская эклога. Намек на пасторальную интерпретацию Рождества содержится в написанной на латинском языке 11-й эклоге Боккаччо, однако первой полноценной разработкой темы и образцом для подражаний явилась латинская эклога Ф.Патрици «Рождение Христа» (1460). Создаются и целые циклы эклог, в основе которых — разные эпизоды из жизни Спасителя. Таков цикл из 12 эклог — «Священные эклоги» (1485) А.Джерардини. Появляются эклоги и на ветхозаветные темы. Автор 114 латинских эклог на сюжеты Ветхого и Нового заветов — нидерландский поэт Роберт Обризиус. В Англии рождественские эклоги пишут Дж.Милтон и А.Поуп. В Германии религиозные «Эклога о кровавом поте Христа», «Эклога, в которой пастухи рано утром славят Господа», «Пастушеская песнь о Христе и воскресение Христа» принадлежат перу Ф.Шпее (1591-1635); во Франции «Священные эклоги» (1659) создает Р.Рапен. От 1-й идиллии Феокрита, с ее песней о смерти мифического пастушеского божества Дафниса, подкрепленной «Плачем об Адонисе» Биона (2 век до н.э.) и «Плачем о Бионе», приписывавшимся Мосху (2 век до н.э.), но принадлежавшим скорее одному из учеников Биона, а также 5-й эклоги Вергилия идет традиция пасторальной элегииплача об умершем. Дань жанру отдали в Италии — Б.Кастильоне (1478-1529); во Франции — К.Маро (1496-1544); в Англии 16-19 веков — Спенсер, Милтон, Поуп, Филипс, Гей, П.Б.Шелли. В 20 веке эту традицию продолжил М.Арнолд («Тирсис», 1867).

Начало жанровой традиции пасторальной драмы связывают со «Сказанием об Орфее» (1480) А.Полициано, «Эгле» (1545) Дж.Чинтио, но, особенно, с «Жертвоприношением» (1554) А.де Беккари; за ними последовали «Аминта» (1573) Т.Тассо и трагикомедия Дж.Гварини «Верный пастух» (1580-83). Во Франции пасторальную драму, основанную на сюжете романа О.д’Юрфе «Астрея» (1607-18), пишет О.Ракан («Пастушеские сцены», 1625). Авторами английской драматургической П. стали Дж.Пиль («Суд Париса», 1581), Дж.Лили («Галатея», 1584), Дж.Флетчер («Верная пастушка», 1609), А.Рамзей («Благородный пастух», 1725). Существенное место пасторальные мотивы занимают в английской придворной пьесе-маске и в драматургии У.Шекспира («Два веронца», «Бесплодные усилия любви», обе 1594; «Как вам это понравится», 1599).

Пасторальный роман, восходящий, прежде всего, к роману Лонга «Дафнис и Хлоя» (2-3 века) и предвосхищенный прозометрической, т.е. сочетающей стихи и прозу, Пастораль «Амето» (1341—42) Боккаччо (автора и пасторальной поэмы «Фьезоланские нимфы», 1344-46), расцветает в творчестве Я.Саннадзаро, «Аркадия» (1504) которого вызывает ряд подражаний: «Диана» (1559) Х.де Монтемайора в Португалии, «Галатея» (1585) М.де Сервантеса и «Аркадия» (1598) Лопе де Веги — в Испании. В большой степени под влиянием «Дианы» пишет во Франции свою «Астрею» д’Юрфе. Пародию на пасторальный роман создает Ш.Сорель («Сумасбродный пастух», 1627-28). Самый значительный английский пасторальный роман — «Аркадия» («Старая Аркадия», 1580; «Новая Аркадия», 1590) Ф.Сидни; ему подражали Р.Грин («Менафон», 1589) и Т.Лодж («Розалинда», 1590).

Немецкая Пастораль получает распространение первоначально в виде зингшпилей и оперы («Дафна», 1627, М.Опица; музыка Г.Шютца). Перу Опица принадлежит и прозометрическая «Пастораль о нимфе Герцинии» (1630). Немецкий пасторальный роман представлен анонимными «Аменой и Амандом» (1632), «Леориандром и Перелиной» (1642); «Адриатической Роземундой» (1645) Ф.Цезена. О популярности пасторальной тематики свидетельствует организованное в 1644 в Нюрнберге поэтическое общество «Пегницкий пастушеский и цветочный орден» во главе с Г.Ф.Гарсдёрфером и И.Клаем. В 18 веке Пастораль пишут поэты-анакреотики И.В.Л.Глейм, И.П.Уц, И.Н.Гётц, К. и Я.Шмидты.

Теоретическое осмысление Пасторали

Теоретическое осмысление Пасторали начинается с 16 века (Дж.Вида, «Поэтика», 1527; Ю.Ц.Скалигер, «Поэтика», 1561; предисловие и комментарии к изданному в 1579 «Пастушескому календарю» Спенсера, принадлежащие критику, скрывшемуся под инициалами Е.К.). Однако предметом довольно оживленных литературных споров Пастораль становится со второй половины 17 века, когда намечается ее явный кризис как формы, полностью исчерпавшей свои возможности, условной и нежизнеспособной. Реакцией на барочную Пастораль, особенно итальянскую и французскую, явилось выступление Рапена, в предисловии к своим «Священным эклогам» призывавшего вернуться к подражанию античным образцам (прежде всего, Вергилию) и изображению пастухов Золотого века. Против неоклассициста Рапена, в рамках развернувшегося во Франции Спора о древних и новых, направляет свое «Рассуждение об эклоге» (1688) рационалист Б.Фонтенель. Пастораль для Фонтенеля — приятная фантазия, удовлетворяющая человеческому стремлению к счастью, спокойной любви и праздности. Поэтому пастухи в Пасторали должны быть не столь примитивны, как в доисторические времена, но и не столь грубы, как современные: они должны быть отмечены печатью культуры. Полемика была продолжена в Англии, где сторонников находит как точка зрения Фонтенеля (Поуп, Гей), так и Рапена (Дж.Аддисон, Т.Тикелл). В Германии по поводу Пасторали высказывается в 1730 И.Х.Готшед, занявший компромиссную позицию: разделяя тезис Фонтенеля о принципиальной фиктивности пастухов, он в то же время солидаризуется с английскими неоклассицистами в требовании большей простоты изображения. К концепции Фонтенеля возвращается в 1746 И. А.Шлегель («О естественном в пасторалях»), но он уже вынужден признать, помимо собственно Пасторали, еще и «сельскую поэзию». С выходом в свет в 1756 «Идиллий» швейцарского поэта С.Геснера, принесших ему европейскую популярность, новой судьбой жанра, связанного с пасторальной топикой, и его более распространенным обозначением становится идиллия.

Пастораль в России

В России пасторальная эклога получает отражение в творчестве А.П.Сумарокова («Еклоги», 1774), а также в песенной книжной поэзии. Образец ее—стихотворение П.М.Карабанова «Сердца приобретаются искренностью» (1786), названное им впоследствии «Искренность пастушки», которое было использовано в пасторальной интермедии оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама» (1890). Среди обращавшихся к Пасторали русских поэтов — М.М.Херасков (1733-1807), А.А.Ржевский (1737-1804), И.Ф.Богданович (1743-44 1803), В.В.Капнист (1758-1823).

Читать еще:  Выбираем фундамент для проблемного грунта: ленточный, свайный или плитный?

Слово пастораль произошло от латинского pastoralis, что в переводе означает — пастушеский.

Смотреть что такое ПАСТОРАЛЬ в других словарях:

Все значение (79) шт здесь, краткое описание ↓↓↓

пастораль ж. 1) Произведение искусства или его часть, идиллически изображающие сцены сельской и пастушеской жизни. 2) Соответствующий жанр в литературе

пастораль = ж. 1. лит. pastoral; 2. муз. pastoralе ( pl. -li, -s).

пастор’аль, -иСинонимы: идиллия

корень — ПАСТОРАЛЬ; нулевое окончание;Основа слова: ПАСТОРАЛЬВычисленный способ образования слова: Бессуфиксальный или другой∩ — ПАСТОРАЛЬ; ⏰Слово Паст

пасторальפַּסטוֹרָלָה נ’* * *של רועיםСинонимы: идиллия

(pastoralism)литературный и драматический жанр, берущий начало в произведениях античных поэтов (Теокрит, Вергилий). Воспевает жизнь простых деревенских

Начальная форма — Пастораль, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

Ударение в слове: пастор`альУдарение падает на букву: аБезударные гласные в слове: пастор`аль

(франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский). 1) Опера, пантомима или балет (а также их отдельные сцены), сюжет к-рых связан с идеализи

ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает

пастораль ж муз., лит. Pastorale n 1, pl -sСинонимы: идиллия

ж муз., лит. Pastorale n, pl -sСинонимы: идиллия

ж. лит., муз.pastoral f, pastorela f, bucólica f

пастора́ль, пастора́ли, пастора́ли, пастора́лей, пастора́ли, пастора́лям, пастора́ль, пастора́ли, пастора́лью, пастора́лями, пастора́ли, пас

імен. жін. родумист.пастораль

Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастушескую поэзию в

-і, ж. 1) У європейській літературі та мистецтві 14-18 ст. – жанр, який характеризується ідилічним зображенням пастухів і пастушок на лоні природи, а

пастораль (14-18 ғасырларда Европа көркемөнерінде бақташылар тұрмысы идиллиялық тұрғыдан суреттейтін әдеби немесе музыкалық шығарма).

франц. pastorale, от лат. рastoralis – пастушеский), произведение европейской литературы 14–18 вв., в котором изображается идиллическая жизнь пастухов

(от лат. pastoralis — пастушеский) — 1) Муз.-театральный жанр или его отдельные сцены, в к-рых идиллически-наивно воспроизводится сельская жизнь галант

ПАСТОРА́ЛЬ (франц. pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), вид европейской литературы XIV—XVIII вв., связанный с буколическим мирочувствием и вос

ПАСТОРАЛЬ. — Термин «пастораль» (от латинского pastoralis — «пастушеский») употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле П. означает пастуш

(французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 — 18 вв. (эклога, поэма, стихотворная

ПАСТОРАЛЬ (франц . pastorale, от лат. pastoralis — пастушеский), 1) жанровая разновидность новоевропейской литературы 14-18 вв. (эклога, поэма, стихот

ж. (Мельников). Через нем. Раstоrаl(е), с XVII в. (Шульц–Баслер 2, 412), или непосредственно из франц. раstоrаlе от лат. pastoralis «пастушеский».

(франц. pastorate, от лат. pastoralis — пастушеский) литературные, музыкальные и театральные жанры, основанные на поэтизации мирной и простой се

(3 ж), Р., Д., Пр. пастора/ли; мн. пастора/ли, Р. пастора/лей (драматическое или муз. произведение)Синонимы: идиллия

-и, ж. Жанр в европейской литературе и искусстве 14—18 вв., характеризующийся идиллическим изображением жизни пастухов и пастушек на лоне природы, а т

ж, лит. pastoralСинонимы: идиллия

пастораль, пастор′аль, -и, ж. В европейском искусстве 1418 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и па

ПАСТОРАЛЬ (французское pastorale, от латинского pastoralis — пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 — 18 вв. (эклога, поэма, стих

ПАСТОРАЛЬ пасторали, ж. (от латин. pastoralis — пастушеский). 1. произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жи

пастора’ль, пастора’ли, пастора’ли, пастора’лей, пастора’ли, пастора’лям, пастора’ль, пастора’ли, пастора’лью, пастора’лями, пастора’ли, пастора’лях

Таль Талас Стропаль Строп Стр Стопа Столь Столп Стол Сталь Спот Спорт Сплата Спать Спарта Сотр Сорт Сор Сопр Сопль Соль Слот Слать Сатрап Сарта Сара Са

1) Орфографическая запись слова: пастораль2) Ударение в слове: пастор`аль3) Деление слова на слоги (перенос слова): пастораль4) Фонетическая транскрипц

LiveInternetLiveInternet

Метки

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

ПАСТОРАЛЬ В ЖИВОПИСИ (ПОДАРОК ГАДкой -ГАЛИНЕ)

Cообщение скрыто для удобства комментирования.
Прочитать сообщение

ПАСТОРАЛЬ, пастушеская драма (от лат. pastoralis – пастушеский). Термин имеет несколько значений.
1. Жанр придворного театра, возникший в Италии в 16 в. и получивший распространение в странах Западной Европы. Пастораль представляла собой небольшую пьесу, часто вводившуюся в программу придворных празднеств. В ней изображалась сельская жизнь галантных пастухов и пастушек, наделенных манерами, чувствами и лексикой аристократии.

Пастораль фактически ведет свое начало не от истинно театральных жанров – комедии и трагедии, но от «пастушеской» поэзии (в частности, от Буколик Вергилия). В популярности пасторали мы находим косвенные свидетельства в пользу теории бесконфликтности театра итальянского Ренессанса. Пастораль рисовала особый, приукрашенный, идеализированный мир, не имеющий никакого отношения к реальной действительности. Именно пастораль в наибольшей степени соответствовала цельному и гармоничному ренессансному мироощущению, – и фактически разрушала театральное искусство, превращая спектакль в «живые картины». Тем не менее, пастораль сыграла существенную роль в истории и теории мирового театра. В пасторали окончательно закрепился драматургический канон, разработка которого была начата в ренессансной итальянской трагедии, а позже – была доведена до совершенства в теоретических работах французских классицистов: пятиактная структура, единство места, времени и действия, строгое социальное разделение персонажей по жанрам.

Первые итальянские пасторали – Эгле Дж.Чинтио, Аретуза Лоллио, Жертвоприношение Беккари. Ранние пасторали подготовили появление наиболее ярких итальянских произведений жанра: Аминта Тассо (1573), Верный пастух Гварини (1590). В Испании в жанре пасторали работали Х. дель Энсина, Л. де Руэда и др. драматурги; в Германии – М.Опиц; во Франции – О.Ракан, Ж.О.Гомбо, Ж.Мерре; пасторальные комедии-балеты писал и Мольер (Мелисерта, Комическая пастораль и др.).

Поначалу пасторали исполняли придворные-любители. Позже в них стали принимать участие и профессиональные актеры. Большое внимание (как, впрочем, и во всех жанрах придворного театра) в пасторали уделялось постановочным эффектам и нарядным пейзажным декорациям.

2. Небольшая опера, пантомима, балет, написанные на сюжеты из сельской жизни. Первые пасторали, возникшие в 14–15 вв. являются предшественниками классической оперы (например, французское «представление с песнями» Сказание о Робэне и Марион). В музыкальном театре пастораль сохранилась до 18–19 вв. (опера Моцарта Король-пастух, 1775; балет Делиба Сильвия, 1876; и др.).

Читать еще:  Инструкция по установке пластиковых окон

3. Симфонический эпизод в музыкально-сценическом произведении, рисующий картины природы (например, пастораль в музыке Ж.Бизе к Арлезианке А.Доде).

http://www.krugosvet.ru/articles/116/1011661/1011661a1.htm

ВИКИПЕДИЯ
Пастораль в античной литературе
Исидор Севильский писал:

«Многие полагают, что буколическая, то есть пастушеская, поэзия (bucolicum carmen) впервые сложилась у сиракузских пастухов, а некоторые думают, что в Лакедемоне. Ведь когда персидский царь Ксеркс вступил в Грецию, то спартанские девушки в страхе перед врагом не осмелились ни выйти из города, ни отправить послов, но, согласно обычаю, они устроили сельский хор в честь Дианы: дабы не нарушить обряда, толпа пастухов прославляла царя импровизированным пением. „Буколическим» же оно названо от слова „бык», несмотря на то что в нем речи преимущественно овчаров и козопасов перемежаются песнями».
Согласно Элиану, родоначальником буколической поэзии был Стесихор, однако ни строчки из этого жанра у Стесихора не сохранилось.

Древнейшим представителем жанра пасторали считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III в. до н. э. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх, римский поэт Виргилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа.

Частью пасторальной топики надолго стали имена персонажей: Мирсон, Ликид, Галатея, Дафнис, Меналк, Комат, Аминт и др. Многие из них вошли впоследствии в римскую литературу (эклоги Вергилия), а также в пасторали новой европейской литературы.

К I веку н. э., относится новелла греческого софиста и философа Диона Хризостома. Хотя в этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман «Дафнис и Хлоя», приписываемый греческому писателю IV века н. э. Лонгу.

Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы — «Амето» Боккаччо (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный — нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. — сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и спиритуалистический восторг.

Пастораль в европейской литературе

«Аркадия»
Пастораль на Викискладе?
Хотя в Амето описывается быт пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке «Аркадии» Саннадзаро (1541). Автор откровенно высказывает её в предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени зелёных листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сёстры, сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т. д. Саннадзаро ведёт рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашёл, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье пастухов дилетантами пастушеской жизни.

Не смотря на это, «Аркадия» имела громадный успех, выдержала в Италии в течение XVI века около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Её очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии.

В Италии влияние Аркадии особенно заметно в двух драматических пасторалях: «L’Aminta», Торквато Тассо (1583 г.) и «Pastor Fido», Гварини (1590 г.); в Испании «Аркадия» послужила образцом самому популярному пасторальному роману — «Диане» Монтемайора. Под влиянием «Аркадии» и «Дианы» с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою «Аркадию» (1590) Филип Сидни. Его поэма стала любимой книгой мечтательных душ, искавших в ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сидни и любил читать своим приближённым поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные.

«Аркадия» Сидни была родоначальницей пасторального романа в Англии и вдохновила собой пасторальные романы Грина и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; оттуда заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях в «Короле Лире». Характеристике завистливого человека в «Аркадии» подражал Ричард Стиль в своём известном эпизоде о «Зависти»; несчастья Памелы и самое её имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман «Памела».

«Астрея»
В 1610 г. вышел в свет вдохновленный «Дианой» Монтемайора лучший из французских пасторальных романов — «Астрея», Оноре д’Юрфе.

Успех этого романа был велик: в пастухах и пастушках «Астреи» узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. В 1616 г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья. Имя главного героя «Астреи», Селадона, сделалось в обществе нарицательным именем нежного и послушного любовника. Поклонники «Астреи» отправлялись в Форез — место действия романа — с тем, чтобы прочесть его среди обстановки, вдохновлявшей автора.

Слава «Астреи» не ограничивалась одной Францией: в 1624 г. д’Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь «Астреи», устроили на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и просили автора принять в этой академию имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его.

Угасание
В XVII веке пасторальный роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым. Пасторальные темы затрагиваются в этот период лишь драматическими произведениями. В XVIII веке упадок жанра продолжается; единственными значимыми произведениями являются идиллии «Цюрихского Феокрита» Гесснера и некоторые стихотворения Андре Шенье. В XIX веке пасторальный жанр выходит из моды и практически прекращает своё существование, поскольку поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи.

Антуан Ватто

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector