В своей стихии

В своей стихии

Кен Робинсон при участии Лу Ароники

Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии

Несколько лет назад я услышал чудесную историю, которую очень люблю рассказывать. Одна учительница начальных классов проводила урок рисования в группе шестилетних детей. В конце класса сидела маленькая девочка, которая обычно не радовала учителей внимательностью и прилежанием. Но это не относилось к урокам рисования. На протяжении двадцати минут девочка самозабвенно рисовала, закрыв от всех свой лист бумаги. Заинтригованная учительница не выдержала и спросила, что же она рисует. Девочка, не поднимая глаз, ответила: «Я рисую Бога». Удивленная, учительница сказала: «Но ведь никто не знает, как выглядит Бог».

Девочка ответила: «Через минуту узнают».

Мне очень нравится эта история. Она напоминает нам, что маленькие дети обладают поразительной уверенностью в своих представлениях. Большинство из нас, становясь взрослыми людьми, теряет эту уверенность. Спросите у первоклассников, кто из них верит в свои творческие способности, – и в ответ взметнется лес рук. Задайте такой же вопрос группе старшеклассников – и будете поражены малочисленностью «творчески уверенных в себе» подростков. Я искренне считаю, что все мы от рождения обладаем огромными природными способностями, но теряем многие из них в ходе интенсивного общения с окружающим миром. Парадоксально, но факт: одной из основных причин этого процесса является образование. В результате большинство из нас даже не догадывается о своих истинных талантах и возможностях, а следовательно, не представляет, каких высот может достичь.

Иначе говоря, люди не знают, кто они такие на самом деле.

Я много путешествую и работаю с людьми из самых разных стран. Я работаю с образовательными учреждениями, корпорациями и некоммерческими организациями. Везде я встречаю студентов, которые пытаются определить свое будущее и не знают, с чего начать. Я встречаю обеспокоенных родителей, которые пытаются им помочь, но вместо этого часто мешают детям реализовать свои истинные таланты, настаивая на традиционных и проторенных путях обретения успеха. Я встречаю работодателей, которые пытаются понять и лучше использовать разнообразные таланты своих сотрудников. В какой-то момент я потерял счет людям, которые не понимали по-настоящему, каковы их индивидуальные таланты и истинные интересы. То, чем они занимаются сейчас, не доставляет им удовольствия, однако эти люди не имеют ни малейшего представления о том, что действительно может сделать их счастливыми.

С другой стороны, я неоднократно встречал людей, которые очень успешны во всех сферах жизни, страстно увлечены своим делом и не могут представить себя в иной роли. Я верю, что их истории содержат в себе важный урок для всех нас. Они дают нам знание о природе человеческих способностей и важности их реализации. Выступая на самых разных мероприятиях по всему миру, я окончательно убедился, что именно реальные истории реальных людей, а не сухая статистика и мнение высоколобых экспертов, убеждают нас в необходимости изменить мнение о себе, о том, как мы строим свою жизнь, как воспитываем своих детей и управляем своими организациями.

В этой книге содержится множество историй о творческих исканиях очень разных людей. Со многими из них были проведены интервью специально для моей книги. Эти люди рассказывают, как впервые открыли в себе уникальные таланты и как смогли преуспеть в жизни, занимаясь любимым делом. Особое впечатление на меня произвело то, что часто они шли к этому необычными путями, полными крутых поворотов, виражей и сюрпризов. Часто люди, с которыми я проводил интервью в процессе создания книги, говорили, что наша беседа позволила им по-новому оценить свои идеи и жизненный опыт, которые они раньше никогда и ни с кем не обсуждали подобным образом. Пережить момент признания. Ощутить развитие своих талантов. Почувствовать поддержку или противодействие семьи, друзей и учителей. То, что помогало им двигаться вперед вопреки многочисленным препятст виям.

Истории этих людей не сказки. Все они ведут сложную жизнь, полную вызовов и трудных задач. Их путь к себе не был легким и безмятежным. Все они испытывают и триумфы, и падения. Никто из них не живет «совершенной» жизнью. Но всех этих людей объединяет одно – моменты, когда они испытывают удивительное чувство своего совершенства.

Именно поэтому я считаю, что их истории и опыт так важны для вас – настоящих героев моей книги.

Создавая ее, я стремился предложить вам более широко взглянуть на способности и творческий потенциал человека и на те преимущества, которые дает каждому из нас четкое понимание своих талантов и предпочтений. Эта книга посвящена вопросам, имеющим фундаментальное значение в жизни каждого человека и – следовательно – окружающих его детей, друзей, учеников… Для обсуждения этих вопросов и обозначения сферы, в которой гармонично сливаются наши увлечения и достижения, я буду использовать термин своя стихия. Я верю в необходимость для каждого из нас найти свою стихию не только потому, что это повысит степень нашей удовлетворенности жизнью, но и потому, что по мере эволюции мира само будущее наших сообществ и институтов будет зависеть от этого.

Мир сегодня меняется быстрее, чем когда-либо в истории. Мы понимаем, что для вступления в новую эпоху нужна абсолютно другая парадигма человеческих способностей. Нам необходимо выработать новый взгляд на важность развития человеческих талантов и понять, что талант проявляется по-разному. Необходимо создавать такую среду – в школах, на рабочих местах и в государственных учреждениях, – где каждого человека поощряли бы развивать свой творческий потенциал. Необходимо обеспечить уверенность каждого человека в том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься для того, чтобы открыть свое призвание.

Эта книга представляет собой гимн невероятному разнообразию человеческих талантов и предпочтений, гимн нашему необычайному потенциалу роста и развития. Она дает понимание того, в каких условиях человеческие таланты расцветают, а в каких гибнут. А еще эта книга о том, как нам научиться концентрироваться на настоящем и единственно возможным способом подготовиться к неизвестному будущему.

Для того чтобы наилучшим образом реализовать себя и помочь в этом друг другу, нам необходимо срочно пересмотреть свою точку зрения на человеческие способности. Нам необходимо принять свою стихию.

Моим сестрам и братьям – Этель Лене, Киту, Дереку, Иэну, Джону и Нейлу; нашим необыкновенным маме и папе, Этель и Джиму; моему сыну Джеймсу, моей дочери Кейт и моей спутнице жизни Терри. Эта книга посвящается всем вам. Вашим многочисленным талантам. Той бесконечной любви и радости, которые мы дарим друг другу. Ведь именно рядом с вами – любимыми и любящими – я действительно нахожусь в своей стихии.

Читать еще:  Декор стола: 10 идей со всего мира

Джиллиан было всего семь лет, однако ее будущее уже оказалось под угрозой. Ее успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания, ее почерк был ужасен, а результаты контрольных – удручающие. Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ерзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим вокруг нее детям. Джиллиан все это не особенно волновало – она привыкла, что взрослые делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, – однако учителя были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо ее родителям.

Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для нее будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у нее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),[1] и посадили бы ее на пихотропные препараты. Однако в те времена этого термина еще не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой возможности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder, ADHD). Обычно диагностируется у детей с повышенной подвижностью, нарушением концентрации внимания и плохо управляемой импульсивностью. Прим. ред.

В своей стихии

Кен Робинсон при участии Лу Ароники

Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии

Несколько лет назад я услышал чудесную историю, которую очень люблю рассказывать. Одна учительница начальных классов проводила урок рисования в группе шестилетних детей. В конце класса сидела маленькая девочка, которая обычно не радовала учителей внимательностью и прилежанием. Но это не относилось к урокам рисования. На протяжении двадцати минут девочка самозабвенно рисовала, закрыв от всех свой лист бумаги. Заинтригованная учительница не выдержала и спросила, что же она рисует. Девочка, не поднимая глаз, ответила: «Я рисую Бога». Удивленная, учительница сказала: «Но ведь никто не знает, как выглядит Бог».

Девочка ответила: «Через минуту узнают».

Мне очень нравится эта история. Она напоминает нам, что маленькие дети обладают поразительной уверенностью в своих представлениях. Большинство из нас, становясь взрослыми людьми, теряет эту уверенность. Спросите у первоклассников, кто из них верит в свои творческие способности, – и в ответ взметнется лес рук. Задайте такой же вопрос группе старшеклассников – и будете поражены малочисленностью «творчески уверенных в себе» подростков. Я искренне считаю, что все мы от рождения обладаем огромными природными способностями, но теряем многие из них в ходе интенсивного общения с окружающим миром. Парадоксально, но факт: одной из основных причин этого процесса является образование. В результате большинство из нас даже не догадывается о своих истинных талантах и возможностях, а следовательно, не представляет, каких высот может достичь.

Иначе говоря, люди не знают, кто они такие на самом деле.

Я много путешествую и работаю с людьми из самых разных стран. Я работаю с образовательными учреждениями, корпорациями и некоммерческими организациями. Везде я встречаю студентов, которые пытаются определить свое будущее и не знают, с чего начать. Я встречаю обеспокоенных родителей, которые пытаются им помочь, но вместо этого часто мешают детям реализовать свои истинные таланты, настаивая на традиционных и проторенных путях обретения успеха. Я встречаю работодателей, которые пытаются понять и лучше использовать разнообразные таланты своих сотрудников. В какой-то момент я потерял счет людям, которые не понимали по-настоящему, каковы их индивидуальные таланты и истинные интересы. То, чем они занимаются сейчас, не доставляет им удовольствия, однако эти люди не имеют ни малейшего представления о том, что действительно может сделать их счастливыми.

С другой стороны, я неоднократно встречал людей, которые очень успешны во всех сферах жизни, страстно увлечены своим делом и не могут представить себя в иной роли. Я верю, что их истории содержат в себе важный урок для всех нас. Они дают нам знание о природе человеческих способностей и важности их реализации. Выступая на самых разных мероприятиях по всему миру, я окончательно убедился, что именно реальные истории реальных людей, а не сухая статистика и мнение высоколобых экспертов, убеждают нас в необходимости изменить мнение о себе, о том, как мы строим свою жизнь, как воспитываем своих детей и управляем своими организациями.

В этой книге содержится множество историй о творческих исканиях очень разных людей. Со многими из них были проведены интервью специально для моей книги. Эти люди рассказывают, как впервые открыли в себе уникальные таланты и как смогли преуспеть в жизни, занимаясь любимым делом. Особое впечатление на меня произвело то, что часто они шли к этому необычными путями, полными крутых поворотов, виражей и сюрпризов. Часто люди, с которыми я проводил интервью в процессе создания книги, говорили, что наша беседа позволила им по-новому оценить свои идеи и жизненный опыт, которые они раньше никогда и ни с кем не обсуждали подобным образом. Пережить момент признания. Ощутить развитие своих талантов. Почувствовать поддержку или противодействие семьи, друзей и учителей. То, что помогало им двигаться вперед вопреки многочисленным препятст виям.

Истории этих людей не сказки. Все они ведут сложную жизнь, полную вызовов и трудных задач. Их путь к себе не был легким и безмятежным. Все они испытывают и триумфы, и падения. Никто из них не живет «совершенной» жизнью. Но всех этих людей объединяет одно – моменты, когда они испытывают удивительное чувство своего совершенства.

Именно поэтому я считаю, что их истории и опыт так важны для вас – настоящих героев моей книги.

Создавая ее, я стремился предложить вам более широко взглянуть на способности и творческий потенциал человека и на те преимущества, которые дает каждому из нас четкое понимание своих талантов и предпочтений. Эта книга посвящена вопросам, имеющим фундаментальное значение в жизни каждого человека и – следовательно – окружающих его детей, друзей, учеников… Для обсуждения этих вопросов и обозначения сферы, в которой гармонично сливаются наши увлечения и достижения, я буду использовать термин своя стихия. Я верю в необходимость для каждого из нас найти свою стихию не только потому, что это повысит степень нашей удовлетворенности жизнью, но и потому, что по мере эволюции мира само будущее наших сообществ и институтов будет зависеть от этого.

Читать еще:  Навесные вентилируемые фасады

Мир сегодня меняется быстрее, чем когда-либо в истории. Мы понимаем, что для вступления в новую эпоху нужна абсолютно другая парадигма человеческих способностей. Нам необходимо выработать новый взгляд на важность развития человеческих талантов и понять, что талант проявляется по-разному. Необходимо создавать такую среду – в школах, на рабочих местах и в государственных учреждениях, – где каждого человека поощряли бы развивать свой творческий потенциал. Необходимо обеспечить уверенность каждого человека в том, что у него есть возможность и способности заниматься тем, чем он должен заниматься для того, чтобы открыть свое призвание.

Эта книга представляет собой гимн невероятному разнообразию человеческих талантов и предпочтений, гимн нашему необычайному потенциалу роста и развития. Она дает понимание того, в каких условиях человеческие таланты расцветают, а в каких гибнут. А еще эта книга о том, как нам научиться концентрироваться на настоящем и единственно возможным способом подготовиться к неизвестному будущему.

Для того чтобы наилучшим образом реализовать себя и помочь в этом друг другу, нам необходимо срочно пересмотреть свою точку зрения на человеческие способности. Нам необходимо принять свою стихию.

Моим сестрам и братьям – Этель Лене, Киту, Дереку, Иэну, Джону и Нейлу; нашим необыкновенным маме и папе, Этель и Джиму; моему сыну Джеймсу, моей дочери Кейт и моей спутнице жизни Терри. Эта книга посвящается всем вам. Вашим многочисленным талантам. Той бесконечной любви и радости, которые мы дарим друг другу. Ведь именно рядом с вами – любимыми и любящими – я действительно нахожусь в своей стихии.

Джиллиан было всего семь лет, однако ее будущее уже оказалось под угрозой. Ее успеваемость в школе была просто отвратительной. Джиллиан с опозданием выполняла задания, ее почерк был ужасен, а результаты контрольных – удручающие. Кроме того, девочка отвлекала от занятий весь класс: то шумно ерзала на месте, то глядела в окно, вынуждая учителя прерывать урок, чтобы вновь привлечь ее внимание, то мешала своими выходками сидящим вокруг нее детям. Джиллиан все это не особенно волновало – она привыкла, что взрослые делают ей замечания, и действительно не считала себя трудным ребенком, – однако учителя были обеспокоены. Ситуация достигла апогея, когда руководство школы написало письмо ее родителям.

Учителя считали, что у Джиллиан проблемы с обучаемостью и что, возможно, для нее будет лучше перейти в школу для детей с ограниченными возможностями. Все это происходило в начале 1930-х годов. Я думаю, сегодня бы сочли, что у нее синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ),[1] и посадили бы ее на пихотропные препараты. Однако в те времена этого термина еще не придумали. На СДВГ нельзя было сослаться при любой возможности.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (Attention-Deficit / Hyperactivity Disorder, ADHD). Обычно диагностируется у детей с повышенной подвижностью, нарушением концентрации внимания и плохо управляемой импульсивностью. Прим. ред.

В своей стихии. Меняем темперамент с помощью астропсихологической ароматерапии

Секрет зодиакальной ароматерапии – ванна с правильно подобранными ароматическими маслами. Она сделает тебя другим человеком.

Для чего это нужно

Уникальное сочетание пропорций стихий закладывается в момент зачатия и остается неизменным на протяжении всей жизни. В зависимости от того, каких элементов больше во врожденной конституции человека — Воздуха, Огня, Воды или Земли, — можно распознать темперамент, сильные стороны личности, а также выяснить, каких качеств не хватает для гармоничной жизни. Например, при расчете личной космограммы может оказаться, что стихии Воды у тебя 25%, Воздуха — 35%, Огня — 20% и Земли — тоже 20%. Возможен и другой вариант — преобладание одной или двух стихий. Твоя задача — сбалансировать стихии, увеличивая недостающие силы или уменьшая их переизбыток.

Сделать это можно с помощью главного коррекционного направления метода позитивной астропсихологии — астропсихологической ароматерапии. Составь на одном из бесплатных интернет-сервисов свою космограмму и проанализируй ее. Ответь на следующие вопросы. Есть ли у тебя доминирующая стихия? Какая стихия отсутствует? Силу какой стихии необходимо восполнить или перераспределить? А затем приступай к аромакоррекции, используя наши рекомендации.

Что означает недостаток стихии

Без стихии Воды человек не сможет наслаждаться чувственностью, сентиментальностью, добротой, заботой о других людях. Возникнут сложности в личных отношениях, трудно будет прощать.

Без стихии Огня в личностных характеристиках проявятся такие черты характера, как трусость, отсутствие мужества, силы воли, здорового азарта, безынициативность, низкая самооценка.

При недостатке стихии Воздуха страдает коммуникабельность, возникают сложности с формулировкой мыслей, трудности в учебе, особенно когда требуется что‑нибудь логически связать.

При отсутствии стихии Земли гарантированы проблемы с практичностью, пунктуальностью. Нет ощущения «почвы под ногами», отсутствует упорство, стабильность, есть трудности с расстановкой приоритетов.

Что означает переизбыток cтихии

При доминировании стихии Воды преобладает флегматический тип темперамента. Это влечет за собой подверженность депрессиям, психологическим срывам, страхам, ревности и подозрительности.

Переизбыток стихии Огня — холерический тип темперамента. Это подарит тебе импульсивность, бесцеремонность, конфликтность.

Преобладание стихии Воздуха — сангвинический тип темперамента. Это принесет эмоциональную холодность, отсутствие глубины, рассеянность, нервозность. А также неумение доводить дело до конца.

Чрезмерное влияние стихии Земли — меланхолический темперамент — даст инертность, вялость, замкнутость, ипохондрию.

Снижаем силу стихии

Стихия Огня теплая и сухая. Потому для коррекции в этом случае советуем применять эфирные масла со следующими свойствами — охлаждающие, успокаивающие, влажные. Это, прежде всего, лимон, эвкалипт лимонный, пихта.

Излишек холодной и сухой стихии Земли компенсируем стимулирующими легкими и теплыми маслами бергамота, можжевельника.

Стихию Воздуха (она теплая и влажная) усмиряют успокаивающие, охлаждающие сухие масла лаванды, пачулей, шалфея мускатного.

Для снижения доминирования холодной и влажной стихии Воды нужно использовать сухие теплые масла — мускатный орех, сосну.

Увеличиваем силу стихии

Для восполнения энергии Огня — стихии лидерства, честолюбия, силы духа и воли — лучше всего применять теплые и сухие эфирные масла апельсина, мандарина, мускатного ореха.

Читать еще:  Монтаж окон в квартире: на что обратить внимание и как избежать ошибок

Для поддержания стихии Земли, дающей стабильность, практичность и ощущение «почвы под ногами», используем холодные и сухие эфирные масла пачулей, эвкалипта, можжевельника.

Для укрепления стихии Воды — развития внутреннего мира, чувств, эмоций — прекрасно подойдут эфирные масла, обладающие холодностью и влажностью: лимон, эвкалипт, мирт.

Для стихии Воздуха — развития коммуникабельности, ораторского искусства — идеальны теплые и влажные эфирные масла, такие как мята, ладан, майоран, миро, сандал, тимьян.

Для коррекции

С целью восполнения или уменьшения силы стихии эфирные масла лучше применять не менее трех месяцев:

  • в ароматической лампе (из расчета не более пяти капель на помещение площадью 15 кв. м);
  • в ванной (предварительно растворить в эмульгаторе молоко, бокал вина, морскую соль и пять-семь капель эфирного масла на полную ванну);
  • в аромакулоне (одна-две капли в день);
  • в сауне (две-четверы капли).

Свойства эфирных масел

Важно помнить, что одно и то же эфирное масло позволительно использовать для уравновешивания сразу нескольких стихий, так как оно может включать в себя от 50 до 500 различных изолированных химических веществ. Соответственно, одно и то же эфирное масло способно решить множество различных по своему характеру проблем и одновременно применяться к нескольким стихиям. Например, такие горячие и влажные эфирные масла, как роза и гвоздика, корректируют отсутствие Огня и Воды. А из горького апельсина можно получить три разных эфирных масла.

Апельсиновое эфирное масло изготавливают из кожуры плодов. Оно усиливает стихию Огня — повышает уверенность в собственных силах, дарит оптимизм и радость от каждого прожитого дня.

Петитгрейновое эфирное масло получают из побегов. Аромат его в сравнении с апельсиновым эфирным маслом более освежающий, прозрачный, нежный, с горьковатыми нотками и древесным оттенком. Это позволяет не только придать силу стихии Огня, но и подкорректировать недостаток стихии Земли. Также это масло поможет решить следующие проблемы — увеличить емкость и продуктивность памяти, активизировать творческое и логическое мышление, устранить симптомы накопленной усталости, зарядиться оптимизмом, повысить сексуальную активность.

Неролиевое эфирное масло делают из соцветий. Его аромат — сухой, магический, вечерний, цветочный. Он позволяет произвести коррекцию переизбытка стихии Воды. А значит, помогает уравновесить колебания настроения, успокаивает в состоянии эмоционального напряжения, шока, избавляет от стресса, вселяет чувство уверенности, покоя и умиротворения.

Значение слова стихия

Словарь Ушакова

стих и я, стихии, жен. (греч. stoicheion).

1. В др.-греч. философии — неразложимые элементы: огонь, вода, воздух и земля, лежащие в основе всех явлений природы (ист.).

2. Явление природы, обнаруживающееся как мощная сила, независимая от воздействий со стороны человека (книж.). Разбушевавшаяся стихия. Борьба со стихиями. «Прощай, свободная стихия! в последний раз передо мной ты катишь волны голубые.» Пушкин («К морю»). «Рассудку вопреки, наперекор стихиям.» Грибоедов .

| Вообще — сила, деятельность (книж., поэт.). «Дума за думой, волна за волной — два проявленья стихии одной.» Тютчев .

| чего. Место, сфера проявления чего-нибудь (книж., поэт.). Стихия огня.

3. перен. Неорганизованная, ничем не регулируемая в социальной среде (книж.). «. Создать в пролетарских массах скрепу и оплот против разъедающих влияний мелкобуржуазной стихии и мелкобуржуазных привычек. » Сталин . «Вера в творческие силы масс — это та самая особенность в деятельности Ленина, которая давала ему возможность осмыслить стихию и направлять ее движение в русло пролетарской революции.» Сталин (речь на вечере кремлевских курсантов 28 января 1924 г.).

| перен. Чей-нибудь любимый круг занятий или дел. Поэзия — его стихия. Он чувствует себя в своей стихии.

Словарь Ожегова

СТИХИЯ, и, ж.

1. В древних натурфилософских учениях: один из основных элементов природы. Стихии природы огонь, вода, воздух, земля.

2. Явление природы, обнаруживающееся как ничем не сдерживаемая разрушительная сила. Люди вступили в борьбу со стихией. С. разбушевалась.

3. перен. Неорганизованная сила, действующая в социальной среде. Обывательская с.

4. перен. Окружающая привычная среда, обстановка. Быть в своей стихии. Море его родная с.

Словарь Ефремовой

  1. ж.
    1. Основные элементы природы (вода, земля, воздух, огонь), лежащие в основе всех вещей (у древнегреческих философов-материалистов).
    2. устар. Основной элемент, главная составная часть чего-л.
  2. ж.
    1. :
      1. Явление природы, отличающееся разрушительной силой, и сфера его проявления.
      2. перен. Слепой инстинкт.
    2. :
      1. перен. Явление общественной жизни, не поддающееся регулирующему воздействию.
      2. разг. Массы людей, действующие слепо, неорганизованно.
    3. :
      1. перен. Привычное окружение, среда существования.
      2. разг. Круг любимых занятий, интересов.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

ж. греч. вещественное начало, основа, природное основанье; простое, неразлагаемое вещество, цельное, несоставное; начальное, коренное вещество. Стихиями иногда зовут основные вещественные, неживые силы природы, по древним четыре: земля, вода, воздух и огонь; ныне зовут так те вещества, которых химия доселе не смогла разобрать, разложить на составные вещества, и потому почитает самственными; напр. воздух разложен на кислород, азот и углерод, которые и почитаются стихиями, стихийными телами, веществами; все металлы, сера, фосфор и пр. стихии.

Стихии, составные части чего-либо, в прям. и иносказат. смысле. Стремления человека слагаются из разных стихий, в числе которых самотность занимает не последнее место. Стихия зла присуща человеку. Стихийные перемены, воздушные, погодные.

Энциклопедический словарь

(от греч. stoicheion — первоначало, элемент),

  1. в древней натурфилософии — одно из первовещественных основных элементов природы [напр., вода, огонь, дерево, металл, земля — в древнекитайской философии, земля, вода, воздух, огонь, позднее эфир (см. также Квинтэссенция) — в древнегреческой философии и т. п.].2) Явление природы, проявляющееся как могущественная, разрушительная сила.

Большая Советская Энциклопедия

(от греч. stoicheion ≈ первоначало, первооснова, элемент),

у древнегреческих философов-материалистов ≈ основные элементы природы (у Эмпедокла ≈ огонь, воздух, вода и земля; в древнекитайской философии ≈ металл, земля, вода, дерево, огонь).

Явление, сила природы, обнаруживающиеся как неудержимое начало, стремление (например, буря).

В переносном смысле ≈ окружающая привычная среда, обстановка, любимое, хорошо знакомое дело, занятие.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Могущественные силы природы, не подчиняющиеся человеку.

2. перен. Неорганизованная сила,действующая в социальной среде.

3. перен. Окружающая среда, привычная обстановка.

* Попасть в свою стихию. *

Словарь терминов МЧС

явление природы, проявляющееся как могущественная разрушительная сила.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector