Послушный микроклимат

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96
«Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений»
(утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21)

Взамен Санитарных норм микроклимата производственных помещений,
утвержденных Минздравом СССР от 31 марта 1986 г. N 4088-86

См. также Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.4.1294-03 «Гигиенические требования к аэроионному составу воздуха производственных общественных помещений», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 18 апреля 2003 г.

Hygienic requiements to occupational microclimate

1. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие Санитарные правила и нормы (далее — Санитарные правила) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия микроклимата рабочих мест, производственных помещений на самочувствие, функциональное состояние, работоспособность и здоровье человека.

1.2. Настоящие Санитарные правила распространяются на показатели микроклимата на рабочих местах всех видов производственных помещений и являются обязательными для всех предприятий и организаций. Ссылки на обязательность соблюдения требований настоящих санитарных правил должны быть включены в нормативно-технические документы: стандарты, строительные нормы и правила, технические условия и иные нормативные и технические документы, регламентирующие эксплуатационные характеристики производственных объектов, технологического, инженерного и санитарно-технического оборудования, обусловливающих обеспечение гигиенических нормативов микроклимата.

1.3. В соответствии со статьями 9 и 34 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях должен осуществляться производственный контроль за соблюдением требований Санитарных правил и проведением профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний работающих в производственных помещениях, а также контроль за соблюдением условий труда и отдыха и выполнением мер коллективной и индивидуальной защиты работающих от неблагоприятного воздействия микроклимата.

1.4. Руководители предприятий, организаций и учреждений вне зависимости от форм собственности и подчиненности в порядке обеспечения производственного контроля обязаны привести рабочие места в соответствие с требованиями к микроклимату, предусмотренными настоящими Санитарными правилами.

1.5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль за выполнением настоящих Санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор и контроль — органами и учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля соответствующих министерств и ведомств.

1.6. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за строительством новых и реконструкцией действующих производственных помещений осуществляется на этапах разработки проекта и введения объектов в эксплуатацию с учетом характера технологического процесса и соответствия инженерного и санитарно-технического оборудования требованиям настоящих Санитарных правил и Строительных норм и правил «Отопление, вентиляция и кондиционирование».

1.7. Проектная документация на строительство и реконструкцию производственных помещений должна быть согласована с органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России.

1.8. Ввод в эксплуатацию производственных помещений в целях оценки соответствия гигиенических параметров микроклимата требованиям настоящих Санитарных правил должен осуществляться при обязательном участии представителей Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

2. Нормативные ссылки

2.1. Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2.2. Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положение о Государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 1994 года N 625.

2.3. Руководство «Общие требования к построению, изложению и оформлению санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов» от 9 февраля 1994 года Р 1.1.004-94.

Взамен Руководства Р 1.1.004-94 Главным государственным санитарным врачом РФ 14 мая 1996 г. утверждено Руководство Р 1.1.003-96 «Общие требования к построению, изложению и оформлению нормативных и методических документов системы государственного санитарно-эпидемиологического нормирования»

3. Термины и определения

3.1. Производственные помещения — замкнутые пространства в специально предназначенных зданиях и сооружениях, в которых постоянно (по сменам) или периодически (в течение рабочего дня) осуществляется трудовая деятельность людей.

3.2. Рабочее место — участок помещения, на котором в течение рабочей смены или части ее осуществляется трудовая деятельность. Рабочим местом может являться несколько участков производственного помещения. Если эти участки расположены по всему помещению, то рабочим местом считается вся площадь помещения.

3.3. Холодный период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха, равной +10° С и ниже.

3.4. Теплый период года — период года, характеризуемый среднесуточной температурой наружного воздуха выше +10° С.

3.5. Среднесуточная температура наружного воздуха — средняя величина температуры наружного воздуха, измеренная в определенные часы суток через одинаковые интервалы времени. Она принимается по данным метеорологической службы.

3.6. Разграничение работ по категориям осуществляется на основе интенсивности общих энерготрат организма в ккал/ч (Вт). Характеристика отдельных категорий работ (Iа, Iб, IIа, IIб, III) представлена в приложении 1.

3.7. Тепловая нагрузка среды (ТНС) — сочетанное действие на организм человека параметров микроклимата (температура, влажность, скорость движения воздуха, тепловое облучение), выраженное одночисловым показателем в °С.

4. Общие требования и показатели микроклимата

4.1. Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к показателям микроклимата рабочих мест производственных помещений с учетом интенсивности энерготрат работающих, времени выполнения работы, периодов года и содержат требования к методам измерения и контроля микроклиматических условий.

4.2. Показатели микроклимата должны обеспечивать сохранение теплового баланса человека с окружающей средой и поддержание оптимального или допустимого теплового состояния организма.

4.3. Показателями, характеризующими микроклимат в производственных помещениях, являются:

— относительная влажность воздуха;

— скорость движения воздуха;

— интенсивность теплового облучения.

5. Оптимальные условия микроклимата

5.1. Оптимальные микроклиматические условия установлены по критериям оптимального теплового и функционального состояния человека. Они обеспечивают общее и локальное ощущение теплового комфорта в течение 8-часовой рабочей смены при минимальном напряжении механизмов терморегуляции, не вызывают отклонений в состоянии здоровья, создают предпосылки для высокого уровня работоспособности и являются предпочтительными на рабочих местах.

5.2. Оптимальные величины показателей микроклимата необходимо соблюдать на рабочих местах производственных помещений, на которых выполняются работы операторского типа, связанные с нервно-эмоциональным напряжением (в кабинах, на пультах и постах управления технологическими процессами, в залах вычислительной техники и др.). Перечень других рабочих мест и видов работ, при которых должны обеспечиваться оптимальные величины микроклимата определяются Санитарными правилами по отдельным отраслям промышленности и другими документами, согласованными с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в установленном порядке.

5.3. Оптимальные параметры микроклимата на рабочих местах должны соответствовать величинам, приведенным в табл.1, применительно к выполнению работ различных категорий в холодный и теплый периоды года.

5.4. Перепады температуры воздуха по высоте и по горизонтали, а также изменения температуры воздуха в течение смены при обеспечении оптимальных величин микроклимата на рабочих местах не должны превышать 2°С и выходить за пределы величин, указанных в табл.1 для отдельных категорий работ.

Оптимальные величины показателей микроклимата
на рабочих местах производственных помещений

Позитивный микроклимат в группе детского сада: как его достичь?

Юлия Караджова
Позитивный микроклимат в группе детского сада: как его достичь?

Без дисциплины нет коллектива,

Читать еще:  Быстро и чисто

Без коллектива нет организации.

Дмитрий Фурманов,писатель.

В учебно-воспитательном процессе необходимо формирование единого трудового коллектива педагогов и воспитанников,

жизнедеятельность которого будет служить развитию личности

и индивидуальности,а отношения между педагогами и детьми строиться на уважении и требовательности между педагогом и воспитанником.

А. С. Макаренко.

Актуальные вопросы в деятельности педагога детского сада-позитивный микроклимат, психологический комфорт, эмоциональное состояние ребенка-дошкольника. Позитивный микроклимат способствует объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском коллективе. Эмоции играют немаловажную роль в формировании, развитии и активизации мотивов нравственного поведения. Но для того, чтобы мотивы приобрели побудительную силу, необходимо, чтобы ребенок приобрел соответствующий эмоциональный опыт, который он может приобрести только под руководством взрослого.

Взаимное доверие и уважение, открытое и благожелательное общение-та атмосфера,которая ведет к эмоциональному благополучию ребенка. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обусловливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Общение — это видимая, наблюдаемая, выявляющая вовне связь людей. Отношения и взаимоотношение — стороны общения. Отношение — это позиция личности ко всему, что ее окружает, и к самой себе. Чувства, интересы, внимание — это те психологические процессы, которые выражают отношения человека, его позицию. Позитивные отношения между детьми внутри группы — залог успешности их коммуникативного поведения в будущем.

В детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все это протекает естественным образом. Но все чаще приходится наблюдать в общении между детьми проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Дети проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга.

Важная задача в работе педагога — формирование гуманных межличностных отношений между дошкольниками и установление позитивного микроклимата в группе. Ведь именно здесь дети проводят большую часть времени, а сверстники в группе являются их основным кругом общения.

С сентября в нашу группу поступили новые дети из других групп дошкольного учреждения. Они имели уже сложившиеся представления о коллективе,определенные межличностными отношениями. Один ребенок изначально был настроен на то,что его личные интересы учитываются вразрез с режимными моментами в группе. Т. о. создавалась напряженная обстановка,когда ребенок отказывался выполнять уже устоявшиеся в группе правила,затрудняя порой проведение плановых занятий. Ситуация обострялась, так как некоторые дети чувствовали непонимание,отчего неодинаково соблюдаются требования. Некоторые воспитанники изначально отрицательно были настроены на «чужаков» и целенаправленно создавали конфликтные ситуации. Так же в группе есть дети,которые в силу своего характера проявляют явный индивидуализм в игре,не хотят делиться игрушками. В группе складывалась напряженная обстановка, которая негативно влияла на эмоциональное благополучие каждого ребенка в отдельности и на весь коллектив в целом. Дети болезненно реагировали на отказ товарищей по группе играть с ними. И как личную трагедию воспринимали отсутствие доверительных отношений с отдельными детьми группы. Обстановка постоянных обид и споров негативно сказывалась на возможности ребенка самовыражаться, проявлять свою индивидуальность и это снижало активность познавательного интереса к миру; дети чувствовали себя некомфортно.

Перед нами встала задача: как можно за более короткий срок создать в группе благоприятный позитивный микроклимат, который способствовал бы полноценному развитию каждого ребенка. Анализ повседневных наблюдений за поведением детей и детских взаимоотношений позволил выявить, что для создания позитивного микроклимата необходимы методы и приемы, которые способствовали бы: снятию напряжения в детском коллективе; эмоциональному раскрытию каждого ребенка; развитию навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия; умению сочетать удовлетворение своих желаний и интересов с потребностями партнеров; формированию потребности в поддержке со стороны сверстников, ощущение этой поддержки в совместной деятельности, коллективном творчестве; получение необходимой для каждого ребенка дозы положительных эмоций;

Однозначных рекомендаций по созданию позитивного микроклимата в группе детского сада нет, но некоторыми предложениями воспользоваться можно. Мы сегодня поговорим о приемах, которые можно применять в своей практике для сплочения детского коллектива:

-Ввести ритуал утреннего приветствия «Давайте поздороваемся» (сплочение группы, психологический настрой на совместную деятельность)-объединение детей с помощью ладошки правой руки-«рисуем солнышко»,касаясь друг друга ладошками и объединяясь-положительный посыл на весь день;

-Утро в группе можно начинать с приветствия «Минута вхождения в день». Это может стать традицией. (Дети, посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, сильные, у девочек – нежные и ласковые. Мы любим свои руки- ведь они могут все: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и дать корм голодным птицам, и красиво накрыть на стол. А за что ты (имя ребенка) любишь свои руки?)

А теперь все возьмемся за руки, повернемся друг к другу, улыбнемся друг другу, поделимся своим теплом друг с другом. И с этим хорошим настроением уважаемые педагоги, продолжим его.

-«Уголок эмоций» — для отслеживания причин плохого настроения у детей и его дальнейшей коррекции, можно использовать следующий прием. На небольшом ватмане разместить фотографии детей в таблице и количество дней месяца. В ячейки каждый день ребенок сам рисует кружочек,цвет которого зависит от нестроения. Цвет кружочка можно поменять в зависимости от настроения в течение дня,нарисовать рядом: красный цвет – хорошее настроение; синий – настроение плохое. Придя утром в детский сад, дети могут отмечать свое настроение, в течение дня если у ребенка настроение меняется, то цвет кружочка тоже может поменяться. Сначала дети будут сосредоточены только на цвете своего кружочка и на своем настроении, но после систематических бесед и анализа настроений дети будут обращать внимание на настроение других и появятся вопросы: «Ты чего такой грустный?», «У тебя плохое настроение?», «Что случилось?»

«Предлагаю каждому из вас заглянуть в себя, и определить какое же настроение у него и при помощи кружочка показать свое настроение. Теперь нам с вами всем наглядно видно, какое настроение в нашей группе»

-использование принципа М. Монтессори: принцип изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми. Предложить ребенку побыть одному! («Волшебный диванчик», «Сердитый стул», «Ковер мира»).

«Вам сейчас я предлагаю немного поиграть, пофантазировать и создать «ковер дружбы» или «ковер мира». Перед вами белый лист бумаги, фломастеры, цветная бумага, клей. Как он будет выглядеть, зависит только от вашей фантазии. (Какие элементы или рисунки на ковре, что символизируют? А теперь подумайте и решите, как он может использоваться в группе. «

-Использование в течение дня игры-правила: «Кричалки-шепталки-молчалки», «Поём-молчим» ,»Сундучок-чок-чок и молчок»,»Млчаливый кот»(для выброса накопившейся отрицательной энергии у детей);

-копилка добрых слов «Комплименты нашей группы», которую можно оформить в виде книги, плаката, своеобразного указа или поместить на панно

-«Добрая почта».Личные послания симпатий друг другу в виде писем с пожеланиями,признаниями через почтоыф ящик,установленный в группе (сделанный своими руками)

Читать еще:  В стиле поп-арт: интерьер квартиры с низкими потолками

-«Страна гномиков»-оформленный уголок в группе-портреты гномиков с разным выражением лица. В течение дня анализировать,какой именно гномик в данный момент соответствует настроению группы.

-игра-эксперимент «Секрет» (автор Т. А. Репина). Дети кладут в кабинки друг к другу «подарки». У кого оказалось 6-7 «подарков» — это «предпочитаемые» дети, у кого 3-5 «подарков» — это «принятые» дети, у кого 1-2 «подарка» — это «непринятые» дети. Если большинство детей в группе попало в «предпочитаемые и принятые» — в группе хороший, благоприятный микроклимат для психического здоровья детей. Если количество «предпочитаемых» детей приблизительно равно количеству «изолированных»- удовлетворительный микроклимат в группе.

-Можно в группе завести традицию: за каждый добрый поступок в шкатулку класть красную фишку, за плохой — синюю. В пятницу проанализировать, каких фишек больше, это помогает детям задуматься над своим поведение и «вкладом» в общие хорошие дела всей группы.

-По пятницам подводить итоги и поощрять детей за добрые поступки и успехи наклейками.

Каждая группа детского сада – это особая «маленькая страна», в которой могут быть свои традиции. Для одной группы — это может быть коллекционирование чего-либо, для другой группы – проведение народных праздников, для третьей – еженедельные выставки детских работ по определенным темам и т. д. В различных видах деятельности, особенно в самодеятельной сюжетно-ролевой игре, дети приобретают опыт налаживания отношений со сверстниками в соответствии с правилами, принятыми в обществе и в данной группе детского сада. Создание условий для формирования позитивного микроклимата подразумевает и ежедневные игры, направлены на сплочение детей. Предлагаю вам картотеку таких игр. А также не стоит забывать о преобразовании предметно-развивающей среды группы:

дерево эмоций — развитие навыков рефлексии эмоционального состояния;

шкатулка добрых дел — развитие совместной деятельности детей;

гора успехов — развитие чувства уверенности и ответственности у детей;

Есть такая притча:

Человек хотел озадачить мудреца, который знал ответы на все вопросы. Поймал бабочку и решил: сомкну ладони, где находится бабочка и спрошу: «О, мудрейший! Бабочка в ладонях у меня живая или мертвая?» Если скажет «мертвая», разомкну руки, и она улетит, а если «живая», незаметно сомкну руки и покажу мертвую бабочку. Пришел, спросил. А мудрец ответил: «Все в твоих руках, человек!»

«Детский календарь» как одна из форм взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в подготовительной к школе группе В своей работе я столкнулась с такой проблемой, как нежелание родителей принимать участие в образовательном процессе своего ребенка. Поэтому.

Исследование «Адаптация детей к условиям детского сада. Как сделать ее интересней?» Здравствуйте уважаемые участники конференции. Меня зовут Шведова Мария Михайловна, работаю я воспитателем в детском саду №5 «Ивушка» города.

Как найти средства для малобюджетного детского сада Многие детские учреждения сегодня задумываются о поиске средств. Ведь финансирование государства не удовлетворяет все требования и нужды.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности (познание) в старшей группе: «Как мы помогли повару детского сада» Составила воспитатель :Ручьева Н. А. 13.10.2015 Цель: познакомить детей с процессом выращивания хлеба Задачи: Образовательные: дать представления.

Консультация «Микроклимат семьи» Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они.

Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее Нетрадиционные техника рисования в подготовительной группе детского сада или как рисование сделать еще интереснее. Рисование для ребенка.

Родительское собрание «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников» Родительское собрание. ТЕМА: «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада и его воспитанников».Цели:установление контакта.

Сценарий корпоратива для сотрудников детского сада к Дню рождения детского сада Включается лиричная музыка, видео фон из ютуба «Городок» (все конкурсы идут под видео фоны из большой подборки из ютуба). начало каждого.

Общее родительское собрание «Начало учебного года — начало нового этапа в жизни детского сада, родителей и его воспитанников» Сценарий общего родительского собрания в МБДОУ «Детский сад «Малыш» пос. КИМ» Дата проведения: октябрь 2017г. Тема: «Начало учебного года.

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Использование театрализованной деятельности в работе педагога детского сада» Цель: Развитие творческих способностей педагогов. Знакомство с новыми способами и методами работы с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов.

Микроклимат в помещении: что необходимо знать, чтобы не навредить здоровью

Экология жизни: Здоровье человека подвержено воздействию факторов среды, в которой он находится. Среда оказывает влияние на человеческий организм через воздушные, пищевые, водные факторы и различные излучения.Эти факторы материального воздействия, могут носить безвредный или даже благоприятный характер

Здоровье человека подвержено воздействию факторов среды, в которой он находится. Среда оказывает влияние на человеческий организм через воздушные, пищевые, водные факторы и различные излучения. Это факторы оцениваемого материального воздействия, которые могут носить безвредный или даже благоприятный характер, а могут оказывать негативное действие на здоровье человека.

Большая часть людей основное время проводит в замкнутых пространствах – помещениях жилого или общественного назначения. Важный фактор влияния на человеческий организм в помещениях – микроклимат.

Определение микроклимата и его компоненты

Климатическая характеристика участков Земли имеет определенную связь с уровнем распространенности тех или иных заболеваний. У отдельных болезней (относимых к простудным) отмечается выраженная сезонность, связанная со стойкими изменениями погодных условий. Некоторые районы, с благоприятным климатом, за счет этого фактора называют природными климатическими курортными местностями – они своим природным погодным воздействием оказывают благотворное влияние на здоровье людей.

Климатические характеристики в изолированном пространстве помещений, различного назначения, называют микроклиматом. Факторы воздушной среды в помещениях определяют его характерные особенности, и они способны влиять на здоровье людей.

Основные характеристики микроклимата:

  • влажность воздуха внутри помещения;
  • температурный режим;
  • подвижность воздуха (скорость).

Имеет значение и температура поверхностей (тепловое излучение).

Сочетание этих факторов (их различных величин) определяет микроклимат, который может быть охарактеризован, как:

Имеет значение равномерность этих факторов по всему пространству помещения. Например, изменение температуры по вертикали более чем на 2 градуса от оптимальных величин вызовет у человека дискомфортные температурные ощущения, охлаждение конечностей.

Факторами микроклимата, негативно воздействующими на здоровье, являются: скорость движения воздуха выше пределов нормы («сквозняк»), превышение допустимого уровня влажности. Снижение влажности (ниже норматива) и отсутствие подвижности воздуха в помещении тоже неблагоприятно воздействуют на здоровье человека.

Для определения благоприятных и допустимых свойств микроклимата разработаны специальные гигиенические показатели. Они закреплены в нормативных документах, обязательных к исполнению на всей территории России.

Регламентируемые показатели и используемые нормативы

Гигиенические нормы микроклиматических показателей для жилых помещений регламентируются санитарными правилами и нормами. В 2010 году введены в действие «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (СанПиН 2.1.2.2645-10).

Читать еще:  Как выбрать электрический тёплый пол: нюансы, о которых нужно знать

Этим нормативным документом установлены требования к показателям микроклимата в жилых помещениях: температуре, влажности и скорости движения воздуха. Различия в температурных параметрах обусловлены сезоном года и функциональным назначением конкретных помещений. Имеются отдельные гигиенические нормативы для школ, дошкольных, лечебных и социальных учреждений.

Основные нормируемые показатели и нормативы для жилых помещений

Для общественных зданий нормы микроклиматических параметров утверждены межгосударственным стандартом ГОСТ 30494-2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Температурные режимы различаются в помещениях различного функционального назначения (категории). Помимо допустимых температурных и влажностных значений воздушной среды, в документе приведены показатели оптимальных величин.

Связь с заболеваемостью и меры по формированию здорового микроклимата

Неблагоприятный микроклимат, при продолжительном действии, оказывает кумулятивное негативное действие на здоровье человека, сравнимое с длящимся стрессом. Страдают защитные силы организма, снижается иммунитет – возрастает риск заболеваемости вирусными и бактериальными инфекциями, заболеваниями воспалительного характера. Плохой сон, упадок сил, раздражительность – это, нередко, результат плохих микроклиматических условий.

Обеспечение нормативов микроклиматических показателей должно предусматриваться еще до начала строительства. При проектировании жилого или общественного здания в обязательном порядке производится расчет эффективности отопления и вентиляции. Задача проектировщиков – предусмотреть эффективный тепловой режим, способность систем вентиляции и кондиционирования обеспечить благоприятные показатели микроклимата в различные сезоны.

В зависимости от местных климатических условий предъявляются различные требования к теплопроводности строительных конструкций, толщине стеклопакетов, мощности отопительного оборудования и кондиционирования, кратности воздухообмена, сечению воздуховодов и др. Весь комплекс этих показателей позволит обеспечить надежные и комфортные микроклиматические условия при зимних холодах и летней жаре.

В помещениях с отклонениями от допустимых параметров микроклимата необходимо проведение работ по реконструкции, совершенствованию или повышению эффективности по следующим системам технического обеспечения, ответственным за формирование климата помещений:

  • отопительной системе (чистка системы, установка радиаторов с эффективной теплоотдачей, оборудование систем автоматической терморегуляции и др.);
  • вентиляции;
  • кондиционированию.

Поддержание оптимального микроклимата очень важно для профилактики самых раз ных заболеваний. опубликовано econet

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Производственный микроклимат

Многочисленные профессии выполняют свою работу при различных комбинациях метеорологических элементов: при высоких (или низких) температурах воздуха, сочетающихся с нормальной; высокой или низкой влажностью, со значительной интенсивностью инфракрасного излучения (или, наоборот, с радиационным охлаждением), с большой или малой подвижностью воздуха. Все эти возможные сочетания параметров микроклимата по-разному влияют на тепловой обмен и тепловое состояние человека, а следовательно, на его самочувствие, работоспособность и состояние здоровья, и могут быть условно сведены к трем видам

Виды производственного микроклимата

Нейтральный (комфортный) микроклимат — термически нейтрален, не приводит к отклонению в состоянии здоровья.

  • сборочные цехи машиностроительных заводов;
  • операторские;
  • диспетчерские;
  • вычислительные центры и др.

Нагревающий микроклимат характеризуется тем, что на рабочих местах температура воздуха и окружающих поверхностей значительно выше верхней границы зоны комфорта. Работа в этих условиях может привести к перегреванию.

  • горячие цехи;
  • в условиях нагревающего микроклимата работают и люди, выполняющие свои профессиональные обязанности на открытом воздухе в летний период (сельскохозяйственные рабочие, строители и др.).

Охлаждающий микроклимат — может привести к дефициту тепла и переохлаждению. Он характеризуется температурами воздуха значительно меньшими, чем нижние границы зоны комфорта.

  • в этих условиях находится большое количество людей, занятых наружными работами или работами на открытом воздухе в холодный период года (зимой, ранней весной, поздней осенью). Это нефтяники, строители зданий, мостов, железных дорог, газопроводов, лесозаготовители;
  • рабочие в неотапливаемых производственных помещениях (элеваторы, склады, некоторые цехи судостроительных заводов и др.);
  • работы, выполняемые на хладокомбинатах.

Профессиональные заболевания, обусловленные микроклиматическими условиями

Заболевания, связанные с работой в условиях нагревающего микроклимата.

В условиях нагревающего микроклимата наблюдается снижение работоспособности, как физической, так и умственной. Наступает более быстрое утомление. Наблюдаются заболевания сердечно-сосудистой системы. Значительное увеличение числа случаев простудных заболеваний органов дыхания (ОРЗ, ангины, бронхиты), что связывают с угнетением иммунной системы.

Тяжелая форма перегрева – тепловой удар.

Профессиональные заболевания, связанные с действием интенсивного инфракрасного излучения.

В результате действия интенсивного инфракрасного излучения, могут возникнуть такие состояния как: катаракта, солнечный удар, судорожная болезнь.

Заболевания, связанные с работой в условиях охлаждающего микроклимата.

Длительная работа в условиях охлаждающего микроклимата приводит к изменениям иммунной системы, снижению защитных механизмов.

У работающих, подвергающихся холодовому воздействию, часто регистрируются риниты, бронхиты, пневмонии, ангины и др.

Холод является фактором, усугубляющим течение и вызывающим обострение не только хронических легочных заболеваний, но и сосудистых, эндокринных, периферической нервной системы, мышц, суставов, почек и др. Например, это относится к ишемической болезни сердца, гипертензивным состояниям, диабету.

Мероприятия по профилактике воздействия неблагоприятных

Наиболее эффективными мерами, способными обеспечить безопасные условия труда, являются совершенствование технологии и оборудования в соответствии с санитарными правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту» СП 2.2.2.1327-03.

Комплекс мероприятий, предназначенный для предупреждения неблагоприятного воздействия нагревающего микроклимата, включает следующие элементы:

Мероприятия, исключающие пребывание рабочих в неблагоприятной зоне (механизация ручных операций, автоматизация производственных процессов, дистанционное управление).

Мероприятия, ограничивающие тепло- и влаговыделения от технологического источника (герметизация, термоизоляция, экранирование источника инфракрасного излучения).

Мероприятия, направленные на снижение инфракрасного излучения, температуры и влажность воздуха рабочей зоны (экранирование рабочего места, рациональна я вентиляция).

Защита работающих от нагревающего микроклимата с помощью средств индивидуальной защиты — костюмы, обувь, каски рукавицы, очки, щитки.

Мероприятия, нормализующие физиологические функции организма во время работы и отдыха (воздушные души, рациональный режим труда и отдыха, питьевой режим, комнаты и кабины для отдыха с радиационным охлаждением).

При работе в условиях повышенной температуры и избыточного теплового излучения работники должны посещать на реже чем 1 раз в 2 года невролога, дерматовенеролога, офтальмолога.

Профилактические мероприятия можно разделить на две группы:

направленные на создание метеорологических условий труда, соответствующим допустимым нормам в помещениях в холодный период: теплоизоляции стен и полов, устройству тамбур-шлюзов у дверей и ворот, эффективно работающему отоплению и вентиляции, включая воздушно-тепловые завесы у ворот и дверей;

направленные на поддержание допустимого теплового состояния работающих во вредных условиях в холодный период года на открытом воздухе, в неотапливаемых помещениях, в помещениях с искусственно созданным охлаждающим микроклиматом (холодильное оборудование). Допустимое состояние человека может быть обеспечено применением соответствующей одежды и других средств индивидуальной защиты, ограничением времени пребывания в неблагоприятных условиях (защита временем), введением регламентированных перерывов для обогрева и отдыха.

При работе в условиях пониженной температуры работники должны посещать на реже чем 1 раз в 2 года невролога, дерматовенеролога, отоларинголога и хирурга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector