Почти гризайль

Техника гризайль на занятиях живописи

ДХШ № 2 ПДИ имени В. Д. Поленова

Все цвета хороши, надо только уметь писать ими. Гюстав Флобер

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый). На занятиях по живописи и композиции необходимыми заданиями и упражнениями, являются работы, выполненные в тоне или технике «Гризайль». Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов. Техника гризайли — чаще всего выполняется черно-белым или коричнево белым цветом. Это хороший способ разобраться с тоном в живописи, когда мы работаем кистью и краской, но без цвета, переводим форму на пятно, что, собственно, и является живописным языком. Практика гризайли дает возможность более осмысленно подойти к живописной работе, применив в ней все, что мы знаем о работе с тоном и прибавив к этому цвет. Кроме того, эта техника используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов.

Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера. Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные детали, чтобы сделать рисунок объемным. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью, получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись. Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи. Поначалу ее использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в самостоятельный вид живописи. Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы. Художнику нужно найти гармонию и скомпоновать все тона так, чтобы ни один не вырвался из заданной цветовой гаммы. Гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца получается подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль — это вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме. Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли. Гризайль сейчас не слишком популярна, она кажется более простой, по сравнению с «настоящей» многоцветной живописью. А мне она напоминает черно-белую фотографию: та же лаконичная выразительность и очарование! На мой взгляд, гризайль — не только самый первый, но и самый важный шаг в живописи. Потому что чувство тона в конечном итоге переходит в чувство цвета. После знакомства с этой техникой, человек воспринимает цвета уже не однобоко, как просто красный или желтый, но и с точки зрения интенсивности и насыщенности тона. Научиться этому — значит научиться владеть кистью, смешивать краски, изображать объем.

Поэтому уже в первом классе учащиеся выполняют первые самые простые задания и упражнения по живописи не только цветом, но и учатся выполнять тоном. В статье представлены работы, выполненные на занятиях по живописи в нашей школе с первого по четвертый класс.

Рис. 1. Задание 1 класса

Чаще всего работы начинающих художников слабы в тональных отношениях. Поэтому мы начинаем работу с выполнения задания в технике гризайль, а потом, изучив форму и применяя знания, полученные по цветоведению, приступаем к тому же натюрморту, выполняя его в цвете. Желательно, что бы первые работы были не сложные, например одно яблочко, один предмет простой формы и более четкое освещение. Затем на том же листе мы пишем — тот же предмет, но уже в цвете. Учащиеся тем самым выполняют задание уже более осмысленно передавая все необходимые тональные и цветовые качества предмета. Ставить предметы желательно на светлый нейтральный фон. Постепенно усложняя задачу — предмет светлее — фон темнее. Предмет более насыщен по тону — фон, более светлый, и т.д. Причем это задание выполняется в течение всего периода обучения, в каждом классе. Тем самым совершенствуя свои навыки и умения.

Рис. 2. Задание 1 класса Рис. 3. Задание 2 класса Рис. 4. Задание 3 класса Рис. 5. Задание 3 класса

Рис. 6. Задание 3 класса

Рис. 7. Задание 4 класса

Рис. 8. Задания 3, 4, 5 классов

Гризайль можно выполнять как акварелью, в начальных классах так и гуашью в старших классах (3, 4, 5). В старших классах несколько постановок пишутся гуашью, поэтому гризайль выполняется так же этим материалом, а работы смотрятся законченными произведениями. Выполняя задания по живописи можно ввести упражнение по стилизации натюрморта, где учащиеся решают несколько задач — это выделение центра композиции, стилизация предметов, использовать статику или динамику, симметрию и т.д.

Выполнять стилизованный натюрморт мы начинаем не сразу. На занятиях по декоративной композиции преподаватель начинает объяснять с самых простых упражнений понятия, как — организация декоративной плоскости, равновесие, соотношение форм и т.д. Два предмета живопись и декоративная композиция в этом плане объединяют общие цели и задачи. Большую роль при выполнении задания играет постановка. Необходимо, чтобы каждый натюрморт был понятен, имел свою характерную особенность, композиционную зацепку, повод или мотив для переработки и стилизации; мало выразительная постановка не даст желаемых результатов. Вначале необходимо выполнить натюрморт в технике гризайль (определив его тональное звучание), затем цветовое решение и конечное задание стилизация данного натюрморта. Выполняя данные задания и упражнения, учащиеся смогут в дальнейшем творчески подходить к любой постановке и выполнять ее не только в живописном, графическом решении, но и в декоративно-прикладном искусстве, будь то батик, гобелен и т.д.

Техника Гризайль

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

Читать еще:  Как согласовать перепланировку: подробная инструкция

Рисунок 1. Картина, выполненная в технике гризайль.

Гризайль — в истории европейской станковой и монументальной живописи есть приемы, когда художники выполняли тематические фигуративные и орнаментальные композиции в технике гризайль, при этом изображаемые на плоскости объемные предметы решались с использованием градаций тонов от черного до белого.

В черно- белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Гризайль — это монохромная живопись, живопись одним цветом. Чаще всего черным или коричневым. Важен принцип одноцветного изображения. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения.

ЦВЕТОВОЙ ТОН

Цветовой тон в живописи это не то же самое, что тон в рисунке. Это характеристика цветов по восприятию, обозначаемая соответствующим названием: красный, желтый, синий, т.е. это, собственно, цвет.

То, что мы называем тоном в рисунке, в живописи называют светлотой. Т.е. у каждого цветового оттенка есть определённая светлота. Например, синий мы можем взять в разной светлоте, от светло-голубого до тёмно-синего индиго. Каждому из этих оттенков будет соответствовать тот или иной серый тон в рисунке или гризайли.

Именно правильно подобранный по светлоте оттенок позволит вам сделать живопись объемной и пространственной. Вы можете изменить цветовой тон оттенка, например, сделать небо более зеленоватым или сиреневым, но если при этом вы правильно подберёте его светлоту, то небо останется небом.

Именно поэтому в живописи умение различать и правильно передавать светлоту оттенка является приоритетным по сравнению с достоверной передачей цветового тона или насыщенности. Только правильная передача светлоты гарантирует реалистичную передачу объёма предметов, их фактуры и материала, а также глубины пространства.

Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина (рис. 2). Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.

Рисунок 2. Картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.)

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника» (рис. 3). Название «гризайль» одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.

Рисунок 3. Картина Пабло Пикассо «Герника»

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

ЗАДАЧИ ГРИЗАЙЛИ

Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются.

1. Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приёмы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета.

2. Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.

Приглашаем на наши мастер-классы «Живопись Маслом», чтобы попробовать написать картину в такой технике.

Почти гризайль

Портал для творческих людей OksanaS200974@mail.ru 8-908-796-75-65 / 8-913-652-36-50

Art gallery

Школа искусств

Поиск по сайту

Самое читаемое.

Мы в контакте

Гризайль ( фр. Grisaille от gris — серый) — вид однотонной ( монохромной ) живописи , выполняемой в разных тонах одного цвета, чаще всего сепии , а так же техника создания нарисованных барельефов , и других архитектурных или скульптурных элементов.

Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века. Примером может служить Алтарь Геллера, созданный Маттиасом Грюневальдом и Альбрехтом Дюрером по заказу богатого франкфуртского купца Якоба Геллера. Кисти Грюневальда принадлежат внешние створки, на которых изображения святых имитируют скульптуру. Другим известным образцом гризайли является картина Рембрандта «Проповедь Иоанна Крестителя» (1634 — 1635 г.) из коллекции Государственных музеев Берлина. Для такого рода рельефной техники живописи часто использовалась гризайль.

Техника гризайли использована Пабло Пикассо в картине «Герника». Название «гризайль» одинаково применимо и к одноцветным картинам, писанным масляною краской, и к рисункам, сделанным акварелью, например, китайскою тушью с белилами или без оных; но название это присвоено преимущественно таким произведениям кисти, которые составляют подражание барельефам или горельефам. Хотя в гризайлях подобного рода довольствуются по большей части передачею эффекта совершенно белых скульптурных работ, однако, при их исполнении необходимо принимать в расчет, что в натуре всегда встречаются оттенки различных тонов, зависящие от источника освещения, от рефлексов, от вещества, из которого сделан рельеф и т.п., а потому иметь на палитре, сверх белой и черной красок, еще и другие – голубую, коричневую, красную, желтую и даже малиновую.

Гризайль может быть коричневой, серой, умбристой или сиреневой, главное, что в процессе ее создания используется один цветовой тон, допускается лишь применение белил.

Задачи учебной и художественной гризайли несколько отличаются.

Учебная гризайль может быть самостоятельной работой, призванной закрепить через живописные приёмы, наработанное в рисунке владение тоном. Может создаваться в качестве основного рисунка на холсте, с последующей моделировкой светотени перед введением цвета.

Художественная гризайль рассматривается уже как самостоятельное произведение, задачей которого является утверждение эстетической ценности монохромного колорита картины.

Читать еще:  Гвоздь - в полный рост

Учебная гризайль может быть выполнена каким-нибудь мягким графическим материалом, например углем, жирным карандашом высокой мягкости или сангиной. Художественная в основном красками.

Гризайль вошла в моду в XIV веке: скульпторы в своих подготовительных рисунках стремились с помощью светотени создать впечатление рельефа, используя при этом лишь одну краску, серую или желтоватую, по цвету напоминающую камень. Широкое распространение гризайль получила во Франции, в частности в мастерской живописца и скульптора Андре Бове, а также в рукописях («Часослов» Жанны д’Эврё, выполненный Жаном Пюселем, Нью-Йорк, Клуатры) и, особенно, в резных обрамлениях («Псалтырь» Жана Беррийского, 1380 — 1385 г., Париж, Нац. библиотека). В эпоху Карла V техника гризайли стала исключительно популярной в миниатюре, витраже и живописи («Нарбоннская пелена», Париж, Лувр), в станковой живописи она была характерной чертой северной школы — на оборотной стороне алтарных картин часто изображалось Благовещение, исполненное гризайлью («Гентский алтарь» Яна ван Эйка, Гент, собор св. Бавона). В данном случае живописная техника приобретает религиозное значение, створки со сценой Благовещения участвовали в праздничной литургии, которая проходила во время поста. В творчестве Босха («Блудный сын», Роттердам, музей Бойманса ван Бенингена) и Брейгеля гризайль превратилась в чисто живописный прием, обманку, который использовали и многие другие художники: Беккафуми, Отто Вениус, Рубене, Ван Дейк, ван Туллен. В XVI в., особенно в 1550-е г., гризайль получила широкое распространение в живописи по эмали (Пьер Реймон, Жан II, Жан III и Пьер Пенико).

Техникой гризайли продолжали пользоваться и впоследствии («Избиение младенцев» неизвестного мастера XVII в., Руан, Музей изящных искусств, «Поклонение пастухов» и «Поклонение волхвов» Жана де Сент-Иньи, там же), вплоть до XIX в. («Одалиска» Энгра, Нью-Йорк, музей Метрополитен). В XVIII в. гризайль становится одним из разнообразных рокаильных жанров (Буше, Питтони), П.Ж. Соваж специализируется на иллюзорных барельефах. Уже фламандские художники XVII в. использовали гризайль в качестве подготовительного рисунка для гравюр («Фронтиспис Диссертации кардинала Рогана Лемуана», Страсбург, Музей изящных искусств, «Фронтиспис Истории Дома Инвалидов аббата Перу», изданный с гравюрами Казеса в Париже в 1736 г.).

Исследователь техники живописи старых мастеров немец Эрнст Бергер в книге «История развития техники масляной живописи» называет гризайль изображением скульптурным объемным камнем.

Гризайль используется в архитектуре для создания искусственных барельефов, техника часто использовалась в эпоху барокко. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа (например стены Иорданской Лестницы) используют эту технику для создания впечатления атриумов, скульптур под сводами и резных стен.

Гризайлью очень часто пользовались при декоре интерьеров русских дворцов стилей классицизма, ампира, образцы которых сохранились до наших дней, особенно в Москве, Ленинграде, Ярославле, Калуге.

Нужно отметить, что итальянские художники эпохи Ренессанса, работая над буон- фресками- по сырой штукатурке, сначала переводили рисунок с рабочего картона на штукатурку припорохом (на бумаге по рисунку делают дырочки, затем прикладывают припорох к стене и проводят по контурам мешочком с угольной пылью) или нажимом по контурам рисунка на картоне острым предметом: гвоздем, колесиком с зубчиками, после этого писали на стене мягкими кистями однотонными черно-серыми пигментами, разбавляя их водой. Потом по гризайли наносили белые блики известковой водой, а затем уже прописывали цветными лессировками кусок стены до среза-шва. Объем работы на 1-2 часа до затвердения штукатурки, когда она уже не принимает известь и твердеет, а стенопись становится не прозрачной, как во фреске, а мутно-грязной. Постепенно вводили цветные пигменты мазками в разбавлении с известковой водой, при этом фигуры и предметы в тенях прописывали акварельно, лессировочно, а освещенные — корпусно, пастозно мазками. Таким же методом писали фрески древнерусские живописцы Андрей Рублев, Дионисий и другие. Важно отметить, что обязательным этапом этой работы была гризайль.

А создатели высокохудожественных, виртуозных по исполнению альфрейных стенописей в XVI-XIX веках в интерьерах зданий (Останкинский дворец, Архангельское, Кусково, Братцево и др.) писали клеевыми красками, накладывая их корпусно плотной массой, а не лессировочно, причем составляли основные колера разбеленных тонов от черного к серому и белому или от коричневого до белого. Делалось это для того, чтобы в стенописи раскрывать сразу огромные плоскости в технике темперы или фреско- секко- по сухой штукатурке. Таким образом получалась гризайль. При такой технике не нужно было ограничивать работу художника одним-двумя часами до затвердения штукатурки, как в «буон- фреске» (по сырому), когда штукатурка со временем перестает принимать пигменты, связываться с известью. К тому- же составление основных колеров и работа ими объединяет колористическую гамму всей стенописи, исключая дробность в цвете, когда «выскакивают» из общего цветового решения гризайли отдельные яркие пятна, что особенно важно при создании больших плоскостей. Это не значит, что художники альфрейной живописи писали только колерами. Они вводили отдельные дополнительные цвета, например, при изображении серо-белой гризайли для изображения рефлекса в тенях желтую охру, английскую красную, зеленую и другие цвета, что придавало живость и разнообразие колориту стенописей.

Художники XVIII-XIX веков, работавшие в станковой живописи масляными красками, во многих случаях переводили рисунок композиции на холст, затем на первом этапе делали гризайль или серо-белую, или сепией, охрой красной, английской красной тонкими слоями лессировочно с прокладкой освещенных частей фигур белилами. Таким образом в живописи выявляются сразу объем, рельефность, соотношение частей композиции в тоне. После просыхания красок в конце этого этапа живописи художник приступал к работе различными цветами, к полихромной живописи. Так писали Александр Иванов, сохранились эти этюды гризайлью к картине «Явление Христа народу»; Карл Брюллов выполнял гризайлевые эскизы к картинам, портретам.

В последующем, начиная с XIX века, некоторые художники живописцы стали писать маслом на холсте методом «алла прима», то есть сразу без предварительного этапа гризайли и даже без подмалевка. Такие мастера «снайперской» живописи, как швед Цорн, немец Ленбах, русские живописцы К. Коровин, Ф. Малявин, А. Архипов и другие, достигли больших успехов в передаче быстро изменяющейся действительности и особенно активной фактуры живописной поверхности.

Читать еще:  Как сделать вазон для цветов своими руками: 3 лучших варианта

Сейчас в художественных училищах и вузах некоторые задания по живописи и рисунку даются на объемную передачу натуры и обнаженной модели методом гризайли. Такие задания, как длительный рисунок на несколько сеансов, предлагается выполнить гуашью по бумаге, причем сначала делается детальный, но не тональный рисунок карандашом, затем переходят к работе красками над гризайлью. В работе маслом или темперой по холсту или картону тоже сначала делается хорошо проработанный рисунок на бумаге, затем переводят его на холст, грунтованный картон. Эти задания на гризайль имеют цель подробнейшим и методичным образом, без отвлечений цветовыми поисками достичь полного изучения объемных соотношений тона; самому светлому тону нужно подчинить другие тона, чтобы ни один не вырывался из цельной гаммы, как в хорошем оркестре. При этом не следует впадать в черноту, необходимо передать воздушную среду постановки вокруг натурщика или натюрморта. Можно также составить 3-4 основных колера серых или коричневых тонов, вроде пентограммы, для того, чтобы удержать целостность, тональный строй на холсте или бумаге, особенно если размер работы большой. Но в основные, составленные заранее тона, нужно вписывать другие — серые, черные и белые прямо с палитры, чтобы не получилось лишь сухой расколеровки, а была передана живописность изображаемого. Такая тональная гармоничность лучше всего достигается в гризайли.

Иногда в черно-белом варианте живописец может взять настолько точно тональные отношения и вместе с тем так разыграть все нюансы, что полностью начинаешь ощущать и колорит произведения, и окраску каждого предмета. Мало того, гризайль дает возможность пофантазировать, представить картину в собственной цветовой интерпретации.

Это хорошо знали выдающиеся художники прошлого, поэтому начальный этап работы над живописными тематическими произведениями они и вели методом гризайли.

Почти гризайль

+7(903) 13-11-833 (10-20ч Мск)

Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый) — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи в Средние века.

Гризайль — это одноцветный, как правило, декоративный рисунок. Игра света и тени достигается с помощью полутонов или сочетания с белым цветом.

Сепия — sepia, означает – каракатица

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов.

Изготавливается из красильного вещества моллюска каракатицы, (её чернильного мешка), принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Что такое живопись в технике гризайль?

Э то картины, написанные всего одним цветом. Выразительность достигается за счет полутонов, света и тени. Научиться этому – значит научиться владеть кистью, смешивать краски, изображать объем.

Гризайль — это один из видов живописи, который выполняется в разных тонах одного цвета. Кроме т ого, эта техника используется для создания рисованных барельефов, а также других архитектурных и скульптурных элементов.

Гризайль изначально должна была просто имитировать скульптурные рельефы на стенах, эту технику использовали при декоре интерьера.

Художники пытались максимально точно сымитировать архитектурные детали, чтобы сделать рисунок объемным. Архитектурные детали, выполненные в технике гризайль в сочетании с многоцветной росписью, получались невероятно красивыми, и с первого раза почти невозможно было отличить, где скульптура, а где живопись.

Постепенно эту интересную технику стали применять в станковой живописи. Поначалу гризайль использовали в качестве вспомогательного инструмента, например, для создания эскизов, но затем эта техника превратилась в самостоятельный вид живописи. Начала расширяться палитра, например, живописцы стали использовать сепию, то есть краску, которую изготавливали, используя вещество из чернильного мешка морской каракатицы.

Сепию применяли европейские художники примерно до середины 18 века, когда рисовали пером или кистью. Постепенно гризайль приобрела синий и красноватый оттенок. Сегодня художники могут использовать для гризайли любой цвет, который сможет передать задумку автора. Например, гризайль может быть коричневой, серой или сиреневой, но главное — использовать только один цветовой тон, хотя допускается применение белил.

Интересно, что сегодня многие живописцы различают учебную и художественную гризайль. Учебная гризайль может быть вполне самостоятельной работой, которая помогает отработать приемы владения тоном. Также учебная гризайль используется в качестве основного рисунка, а затем художник постепенно вводит в работу цвета.

А вот художественная гризайль может рассматриваться как самостоятельное произведение, которое должно передавать красоту монохромного колорита. Кроме того, допускается, что учебная гризайль может быть выполнена углем или жирным карандашом, а художественная гризайль выполняется красками.

Многие могут подумать, что гризайль — это достаточно простой и скучный вид живописи, но это совершенно неверное мнение. Гризайль помогает начинающим художникам понять и ощутить соотношения тона и объема, не отвлекаясь на поиски подходящих цветов.

Художнику нужно найти гармонию и скомпоновать все тона так, чтобы ни один не вырвался из заданной цветовой гаммы. Художник хорошо прорабатывает рисунок на бумаге, а затем переносит его на холст.

Техника гризайль имеет свое очарование, иногда в одноцветном варианте у живописца получается подобрать настолько точное сочетание и соотношение оттенков, что работа способна передать ощущение цвета. Кроме того, гризайль — это вид живописи, который дает возможность фантазировать и представлять картину в собственной цветовой гамме. источник: (http://topgorod.com/)

Сепия в живописи

Сепия— sepia, означает –каракатица

Коричневого цвета прозрачная краска, очень популярная у акварелистов. Изготавливается из красильного вещества моллюска каракатицы, (её чернильного мешк а), принадлежащего к различным видам моллюска Sepia.

Широко применяется в акварели, где создала своеобразный тип однотонной живописи.

На свету значительно обесцвечивается, но менее, нежели другие органические коричневые краски.

Некоторые сорта краски получаются искусственным путем из различных бурых и черных органических веществ, носящих в химии название «ульминовых». Эти краски в торговле иногда называются ульминовыми коричневыми, или искусственной сепией. Но и натуральная сепия нередко подкрашивается крапп-лаком и умброй.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector