Неземные сады

Сад земных наслаждений. Иероним Босх.

Триптих «Сад земных наслаждений» выполнен маслом на дереве, примерно в 1500 – 1510 году. Его размер: 389 см. 220 см. Картина находится в Национальном музее Прадо, в Мадриде.

ТРИПТИХ КАРТИНА ИЕРОНИМА БОСХА «САД РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ». ЗНАЧЕНИЕ, ОПИСАНИЕ, ФОТО.

Написать о триптихе Иеронима Босха, известном в наше время как «Сад земных наслаждений», означает попытаться описать неописуемое и расшифровать непонятное — упражнение в безумии. Тем не менее, есть несколько пунктов, о которых можно говорить с уверенностью.

Эта картина впервые была описана в 1517 году итальянским летописцем Антонио де Беатисом, который увидел ее во дворце графов Нассау в Брюсселе. Это дает повод предполагать, что картина была написана на заказ, для графов. Они были влиятельными политическими игроками в бургундских Нидерландах, их дворец служил для важных дипломатических приемов, а картины на его стенах должны были быть впечатляющими, подчеркивающими статус, сенсационными. Именно такими и считались работы Босха при его жизни. Такими они считаются и сегодня.

Можно предположить что «Сад земных наслаждений» должен иметь какой-то призыв, или какой-то конкретный смысл, для современной аудитории. Период, когда он был написан, отличался снижением уровня религиозности населения Европы и, в частности, Нидерландов, первым расцветом капитализма после отмены гильдий. В те времена этот триптих часто интерпретировался как предостережение против моральных и плотских мирских потворств, но эта цель кажется довольно прозаической. На самом деле, есть очень много версий и мало соглашений относительно точного значения этой работы. Эта креативная картина начинается с Адама и Евы, а заканчивается очень образным, сугубо личностным представлением художника об аде. Никто не может знать наверняка, почему Босх представлял себе мир именно таким.

Для многих сад радостей земных – это картина, на которой изображается сотворение мира, греховность, бесполезность и эфемерность суетной людской жизни. Попробуем разобраться, насколько верна такая точка зрения.

ВНЕШНИЕ ПАНЕЛИ

Когда триптих находится в закрытом положении, внешние панели, выполненные в технике гризайль, соединяются, образуя изображение земного шара, который выглядит как прозрачный стеклянный сосуд, наполовину заполненный водой. Этот сюжет тоже можно понимать по-разному. Есть две версии: первая – что это Всемирный потоп, посланный Богом, чтобы очистить землю от поглотившей ее скверны, и вторая – что это третий день сотворения Богом мира, когда он создавал моря, сушу и растения. Одни считают, что это начало жизненного цикла, а другие – что это его конец.

Крошечная фигура Бога, держит открытую книгу, находится в самом верхнем левом углу левой панели. Надпись, которая проходит вдоль верхней части обеих панелей, переводится следующим образом: «Он сказал, и сделалось», «Он повелел, и явилось» (Псалтирь 32:9 и 148:5).

Внешние панели способствуют, как бы, медитативному очищению ума для лучшего восприятия дальнейшего сюжета. Во внутренних панелях триптиха показан путь к пороку. Следует отметить, что эта работа, как и другой триптих Босха «Воз сена» (также изображает путь к греховному падению), представляет собой триптих только по форме. Не получается представить, что он был написан чтобы украсить церковный алтарь. Хоть в нем и присутствует библейская тематика, на его центральной и самой большой панели не изображены религиозные деятели или сцены. Складывается впечатление, что Босх, задумывал его как совершенно новую форму светского триптиха, который функционировал как домашний кинотеатр, включенный на канале Ренессанс, дома у богатых заказчиков.

ЛЕВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА: БОГ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ЕВУ АДАМУ (РАЙ)

На этой части изображен Бог, на фоне сумасшедше необычного пейзажа, он подводит Еву к Адаму. Хоть их фигуры и расположены в центре, на переднем плане, другие существа в этом райском саду, такие как слон, жираф, единорог и другие гибридные и менее узнаваемые животные, а также птицы, рыбы, прочие водные создания, змеи и насекомые тоже важны, ведь они нарисованы в достаточно большом масштабе, относительно к фигурам библейских персонажей.

Введение женщины к мужчине, в такой обстановке, может подчеркивать не только творческий потенциал Бога, но и репродуктивную способность человека. В иерархии Божьих творений, Адам и Ева представляют собой самые смелые достижения Отца Небесного, как если бы, после того как он создал все остальное — он подумал, что ему нужно оставить свой след в мире, в котором он мог признать себя. Но это уже догадки, возникающие во время перехода к просмотру центральной части триптиха. Хотел ли Босх сказать, что создание человека, которому Бог вручил право свободного выбора, возможно, было его ошибкой?

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПАНЕЛЬ: РАЗГАР ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Это панель, из-за которой картина получила свое название «Сад земных наслаждений». Здесь, нарисованные Босхом люди, потомки Адама и Евы, резвятся обнаженными в сюрреалистическом райском саду. Они, как будто, являются маленькими частями одной большой картины природы. Но что именно делают люди в этом месте, остается вопросом для многих. Впечатления двояки, ведь если учитывать и правую часть триптиха, можно решить что этот этап, не смотря на свою внешнюю красоту и физическую приятность, является просто бессмысленным, началом конца.

Некоторые фигуры объедаются ягодами, принимают их от птиц или странных гибридных существ; примерно посередине процессия мужчин, езда на различных животных, в сопровождении птиц, вокруг небольшого озера, где купаются женщины. По мнению некоторых исследователей, эта езда по кругу — один из символов, которые так часто использовал в своих картинах Босх – замкнутый круг земного бытия, нечто сходное с восточным колесом сансары. Присутствует фрагмент, где в естественное отверстие человека пичкают цветы, но в целом на картине нет чего-то слишком откровенного, чрезмерно сексуального и пошлого. Некоторые считают, что обжорство ягодами подразумевает, на самом деле, обжорство грибами (галлюциногенными). В конце концов, есть моменты, которые отображают человеческую беспечность, но не окончательную порочность.

Возможно, Иероним Босх хотел показать каково место человека в большой Божественной машине природы, как у Лукреция, что вся материя состоит из атомов, которые приходят, чтобы вместе формировать разумное и когда все это умирает, эти атомы возвращаются к своим истокам, чтобы перестроиться в несколько иную форму. Этот процесс и образует природу, а человек и природа не разграничиваются ничем, кроме свободной воли человека. Босх мог быть обеспокоен человеческим поведением. Наш разум — наша погибель. У каждого человека ад — это только то, что он может себе представить, Босх же был более изобретательным, чем большинство. Он был весьма своеобразный, самобытный и талантливый. Его способность к визуализации воображаемых пейзажей сделала его таким же популярным, как стал три столетия спустя Сальвадор Дали, который тоже был виртуозным визионером. К людям такого толка, можно еще отнести Льюиса Кэрролла.

ПРАВАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА. КОНЕЦ ИСТОРИИ О РАДОСТЯХ ЗЕМНЫХ (АД)

Босх оставил самое интересное напоследок. Возможно, он так представлял ад, или хотел показать к чему приводит пресыщенность. На фоне черноты, угрюмые, как тюремные, городские стены, темные силуэты, области пламени. Повсюду человеческие тела ютятся в группы, собираются в армии или подвергаются странным пыткам необычно одетых палачей и животных-демонов.

Ниже изображены не менее тревожные образы существ, которые кажется предназначенные для обработки человеческой плоти. Птица, восседающая как на троне, глотает людей и испражняется ими в яму, в которой виднеются лица других людей. Поблизости, в ту же яму рвет еще один несчастный человек.

В целом, тела, как бы, чистятся от демонов, черных птиц, при помощи рвоты и крови, для этого используется множество различных инструментов.

Большой акцент сделан на музыкальных инструментах. Они, как символы злого отвлечения, обманчивых обещаний, самообмана. Большие уши удирают, хотя уже поражены ножом. Это сильный намек на обманчивость чувств. На самом деле, многие символы и пытки здесь довольно стандартные, как на картине «Семь смертельных грехов», когда чувства обманывают мысли, когда потакая своим желаниям, приходят к сверхпотреблению…

Один основной элемент здесь, однако, требует некоторого объяснения — центральная фигура, некий “шалтай-болтай”. Он, кажется, наблюдает за происходящим. Потресканная оболочка его тела насажена на ноги-ветки мертвого дерева. Искусствовед Ганс Бельтинг предположил, что это автопортрет Босха, но многие с этим не согласны. Это также может иллюстрировать наличие контроля, человеческого сознания в центре всех этих страшных событий.

В то время как ум Босха (если это автопортрет) может отвлекаться на мысли о похоти, которые символизирует волынка, удачно балансирующая на его голове, в полости его тела, три крошечные фигуры сидят за столом, как будто обедая. Эти три фигуры напоминают Бытие 18.2, в котором Бог прибывает к Аврааму в сопровождении двух ангелов (все маскируются под обычных людей) и Авраам, без сомнения, оказывает им гостеприимство. В награду Бог дарует чудесную беременность жене Авраама, Саре. Чудесную потому что Сара была уже слишком пожилой для родов женщиной. Этот ребенок станет первым из будущего великого племени, избранного Богом. “ Блажен народ, у которого Господь есть Бог”. Бог с ангелами отправляются в Содом и Гоморру, чтобы посмотреть, что там происходит. Авраам использует эту возможность, отправляясь с Богом. “Неужели ты погубишь праведного с нечестивым?” — спрашивает он. Также этот сюжет напоминает события, описанные в Псалтыре 33.12.

Весь этот триптих как будто спрашивает – сможет ли Бог, сотворивший мир и давший человеку благословение, или проклятие, свободной воли, разрушить все свои творения и уничтожить человечество, потерпев неудачу. Есть фундаментальная связь между сюжетом внутренних панелей и изображением на внешней стороне боковых створок. Послание Босха, если оно есть, возможно, означает, что мы можем выбрать добро, а не зло, иначе мы можем быть сметены. Человек предполагает, а Бог располагает.

Читать еще:  Как сделать электропроводку в деревянном доме

Поделись в соц. сетях:

Рекомендуем к прочтению:

Метки: ад музыкантов крупным планом смотреть онлайн, автор иеронимус, ієронімус, боско, сад неземных наслаждений, земних насолод, анализ картины

Неземные сады адениума и гибискуса

Неземные сады адениума и гибискуса
видение во сне

«Неимоверно сильный ветер. слегка теплый, океанический.

Он поднял меня в вихре, я только держался за столб, чтобы не улететь и не разбиться.

Школа. пред Новым Годом, но на улице ранняя осень или лето.

Дарят мне и знакомым подарки — дешевые одеколоны из ларьков.

Дарит жена пастора из 90х, и её подруга.

Я в шоке от их вкуса.

Знакомому дарю винтаж Опиум Лорана 80х.

Узрев что есть подарок, дарители забирают свои одеколоны.

(это учение земное)

Я рассматриваю дату на Лоране — 26-28, 11(как 12). 79

И во сне знаю что был выпущен на рубеже 70х-80х

Жена пастора со своими «подарками» улеглась спать на пол в школе,

как собаки ложатся на тротуар.

Я говорю ей про антикварные духи 64 года от Галимар,

который был в 18 веке поставщиком для Гёте, им нет цены, «Десерт для мужчины».

Меня конечно же не понимают. вертят головой, и осязают свои подарки,
про которые сами говорят, что на даче помогает от комаров.

Всё искренне, по-доброму, по-житейски, в неведении и . в ограниченности.

. я поворачиваю голову. нет стены.

поля, степные, но очень мистические, неземные, прекрасные.

среди полей, недалеко город, как в Италии строения, и немного как дома которые строили пленные немцы, двухэтажные.

Но дивно то, в каких цветах все утопает. это и не куст и не дерево и не стебли цветов.

Таких растений нет на земле.

Соединение ленкоранской акации и гибискуса. возможно и адениума.

Поля же, степь, были высохшие, но очень красивые, это символ — прикосновение ног

живущих в вечности иссушает Дух Божий. На земле их вера была как желтая степь,

и в пакибытии так же.

Только деревья были выше их голов, поэтому они цвели пышным цветом, как красно-розовая пена,

которая колыхалась океаническими волнами над тем городом.

В вечности они будут изменять сердца свои приобщением к Духу Наипрекраснейшему и Всесовершенному.

и тем самым преобразовывать природу. хотя, уже в том виде по сравнению с землей, это неизреченно красиво.

но видно есть нечто запредельное. »

ЛАНФРЕН-ЛАНФРА: О духовной зрелости и с юмором, и с грустью.

Узрил у Ани Зубаревой (она из Церкви-Блудницы (баптист)) в новостях друзей по страничке: устанавливает музыку: «Ланфрен-Ланфра».

Ну я ей в шутку:
«А где Твоя Живая Вода?
Пробуем Пепси??»

И . грит: «не буду больше дружить с тобой!»

А человеку при этом уже и годы в вере, и просто по плоти уже не девочка, а бабушка!!
_______________________________________
Давайте уже будем духовно расти, дорогие святые!

Все верно, в прав(д)ославии ли, в деноминации ли человек как младенец, ворованный компрачикосами

И растёт в сосуде урод.

Помните «Человек который смеётся» ?

Это не камешки в тот или иной огород, но призыв искать Чистое Слово (Свыше) (уникально и пророчески свыше)

Ищите и Господь сказал, что «всякий ищущий находит»

Красивое свидетельство. Но понимается не сразу, по крайне мере мне стало понятно с 3-го чтения. Спасибо.
Тем кто обожает ставить ярлыки Церквям, вопрос, а ты уверен что твоя церковь не блудница-Вавилон? Кстати у этой церкви по библейскому пророчеству Иоанна есть детки. Я уверена (я не баптист), что моя Церковь к ним не относится, а вот представителей других церквей надо принимать как людей ищущих света и я уверена Бог и в их сердца стучит. оскорблять никого не надо.

Изначально говоришь с подачи глупости и нечистого духа.

Какие ещё твои церкви и мои церкви.

Так ли пишет Павел.

Нет, Павел пишет: «Приветствуйе тех, этих, домашнюю церковь Прискилы и Акиллы. «

Посмотри Юля и подумай как Павел пишет духовно и мудро (в Духе Святом) и какой одеколон бесовский у тебя.

— Твоя церковь, моя церковь.

Так ли на Небе? Так ли у духовных??

Согласен с Андреем действительно с бе_с_духовными (как рецензент Юля) общаться очень-очень трудно!

Помню одного (вот что мне выдал):
«Ну вообще-то ты верно говоришь, но твой Христос он больше западный!»

Ну и что ты ответишь на это. Если у него есть Спаситель западный и Спаситель восточный как с ним вообще говорить??

В её сознании: «Много церквей хороших и разных. «

И что ты ей скажешь?

Надо молиться за трезвление народа, за выход народа из образований, где их одебилевают, одевая в Вавилон.

Покайся Юля, взыщи духовность истинную, где нет и не может быт многих церквей.

Церковь это сами люди.

Вспоминай как Апостол Пётр сказал к людям:
«Сами как живые камни, устрояйте из себя цасртвенное священство. «

А у тебя РПЦ, АСД и ЕХБ против ХВЕ

Ты Юля на сегодня — птица нечистая.

Но покайся к Спасу.

Если даже смотреть с позиции побуквенной.
Рецензентке Юлии:

Юля, я видел твои рецензии, где ты выставляя себя как ярая АСДшница.

Но сама Елена Уайт (основательница этого движения) честно и просто предрекала отступление большинствa служителей АСД.

Как же ты говоришь (цитата): «Моя церковь не блудница»

Даже если с позиции буквы ты не права, не говоря уже о том, что бездуховно ведёшь свою речь.

Очухайся, открыв Слово.

Сейчас приостановись и промолчи и да трудится Дух Святой над тобой.

Эх Борис Борис, всё цветочки ?

Выход из церкви-блудницы необходим.

Не ставлю ярлыки, но вот живой пример. Намедни разоблачили в Атланте (США) служителя ЕХБ, который очень яро проповедовал о святости и имел сильное влияние на массы, но в натуре оказался совратителем малолетних.

Если же такое состояние в протестантизме, где постоянно как бы открыта Библия, то каково же состояние к примеру РПЦ или католичесва, где БИблию заСЛОНили иконкой и традицией.

Там такие извращения и лицемерия, что уже сказать об этом будет всем скверна!

Людей надо любить конечно, но в Любви надо звать людей на выход из всех этих болот, не суть какая считалка АСД или ДСА или ДЮСШ или ХРЮШ.

Дух блудницы не смотрит на эти «ордена», но совращает их всех.

Как за тоненькую ниточку народ цеплялся за буквочку.

Как это нелепо, трагично и несмешно! Пророчица увидела это видение, где люди цеплялись и висели в их церкви на ниточках.

Он сказал: «Доброе видение!»

Воистину, без-дна красота Премудрости и Разума, Знания, Откровения и Смысла духовного.
Когда-то Бог дал мне откровение о МОЁМ Савле и МОЁМ Павле (поделилась этим откровением на этом ХРИСТИАНСКОМ сайте, в разделе Публицистика: «Мой Савл и мой Павл»).
Вывод: Религиозный МОЙ человек, живущий душою, всегда заблуждается. И сколько его не призывай быть ДУХОВНЫМ, сделать этого не может (не потому что «не хочет», а потому что «не может», как рыба летать не может по природе рыбьей своей). Потому все призывы к таким христианам, которые ещё не «дошли» до разделения души и духа по младенчеству духовному ли, по отсутствию ли опыта ДУХОВНОГО, которым ДУХОВНЫЕ ЧУВСТВОВАНИЯ-чувства навыком научены разделять добро и зло, так вот все призывы к таковым не достигают цели: Душа, как бы ни религиозна была, но ДУХОВНОГО не разумеет, как не старается изо всех сил душевных.
Апостол Павел (как и Серафим Саровский) учили и продолжают нас, МЕНЯ учить КАК оставаться христианину в сфере ДУХА, а не души. Об этом по сути духовной все послания Павла: А именно, КАК являть Бога в себе, КАК действовать и творить словом-делом ВМЕСТЕ с Богом Единым. О чём Иисус сказал: «Я и Отец — ОДНО».
Ведь все, кто писали Библию, движимые Духом Святым, делятся с нами, нынешними, ДУХОВНЫМ ОПЫТОМ — КАК являть Бога Отца в творящей силе слова Его.
Откуда страхи христианские о церкви-блуднице да бесконечные «страшилки» лжеучениями в различных конфессиях-деноминациях христианских? — . от религиозного рвения «Савла». А «Павлу» всё ясно, ведь бревно из своего религиозного глаза им вынуто, может соринку из глаза брата достать.
Да поможет нам всем Господь Бог Единый осознать БЕСКОНЕЧНОСТЬ нашего Богопознания, и не зацикливать себя на достигнутом, но простираться вперёд, ВМЕСТЕ с Богом ТВОРЯ Словом НОВОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Во имя и во славу Отца и Сына и Святого Духа Аминь.
Успехов нам всем на этом пути. Да поможет Бог!

САД (GARDEN)

В Библии сад как орошаемый водой участок, отведенный для выращивания растений, служит образом как природы, так и святого места. В прямом физическом смысле сад – это хорошо удобренное и ухоженное пространство, доставляющее удовольствие его владельцам и жителям. Как в таковом, в нем выражаются образы обеспечения, красоты, изобилия и удовлетворения человеческих потребностей. С ним тесно связан образ человеческой мечты.

Читать еще:  Как снизить затраты на отопление

Учитывая ассоциативную связь сада с жизнью во всей ее полноте, не удивительно, что он выполняет роль одного из образов, как бы обрамляющих библейский рассказ в целом. В Быт. 2 Адам помещен в Едемский сад как в совершенное место для жизни и работы. В Отк. 21 новый Иерусалим представлен идеальным сочетанием сада и города. В граде Божьем, спустившемся с неба, течет река жизни, исходящая из-под Божьего престола наподобие Источника среди Едемского сада. Вдоль реки стоят деревья, приносящие плоды для употребления в пищу и покрытые листьями для исцеления народов.

Стоит с самого начала отметить разделение в Библии садов на определенные категории. Основное различие проводится между садом – Божьим садом в Едеме и садами – местами, несущими отличительные черты первоначального райского сада, но не имеющими его уникального статуса. Сад в Песни песней занимает почти такое же самостоятельное положение, как и Едемский, и его с полным основанием можно считать прототипом сада любви, служившего примером в человеческой истории, особенно в литературе. На более неземном уровне мы видим образ небесного рая. Наконец, есть два сада, связанные с крестными муками и воскресением Иисуса – Гефсиманский сад и сад с гробом Иисуса.

Божий сад. Для человека совершенство всегда представлялось в виде огороженного сада с пышной растительностью, в котором царит спокойствие. При раскрытии смысла образа рая важно помнить, что именно такой в Библии изображается предназначенная Богом для человека жизнь. Едемский сад – не просто место, это также выражение образа жизни и состояния души. Едемский сад Бог насадил Сам ( Быт. 2:8 ), поэтому в образе изначального сада совершенства и последующих есть не только описательная сторона, но и предписывающая.

Название парадиз («рай») происходит от персидского слова, означающего обнесенный стеной сад. Хотя в еврейском тексте Быт. 2 это слово не употребляется (там говорится о «саде Едемском» и «Едеме», саде Божием), тем не менее там выражается библейское понимание рая. В Быт. 2 нет никаких упоминаний о стене вокруг этого совершенного сада, но он все равно производит впечатление огражденного места безопасной жизни, и это впечатление находит подтверждение в образе пламенного меча, заградившего вход после изгнания, – здесь подразумевается наличие ворот, ведущих в сад. Образы растений и животных в Быт. 2 отличаются от тех, которые мы видим в Быт. 1 , – здесь имеются в виду растения и животные, выращиваемые и разводимые человеком, в отличие от вселенского размаха, показанного в Быт. 1 . Основные характерные черты совершенного сада выражаются в самом образе ограждения – отличия от обыденной жизни. Простота жизни в саду отделяет его от условностей, присущих цивилизованному миру, – это отчасти можно увидеть на примере Адама и Евы, без всякого стыда ходивших по саду обнаженными. В образе огражденного места выражается четкое различие между изначальным совершенством – идеальным прошлым – и падшим положением. В нем может также подразумеваться ограниченность и конечность человеческой жизни даже в ее изначальном совершенстве.

В образе райского сада, изображенного в Быт. 2 , можно выделить и другие темы. Одна из них – обеспечение насущных потребностей. Этот образ имеет непреходящее и всеобъемлющее значение, но, в то же время, нет сомнений, что он вызывал дополнительный интерес в аграрном обществе, жившем в засушливом регионе. Сады орошались, поэтому они были местами с буйной растительностью. Сад служил символом неиссякаемого источника изобилия и даров природы наподобие неувядающего дерева в Пс. 1 . Само собой разумеется, что в этом зеленом мире выражалась также красота природы. В раю сочетаются утилитарный подход к деревьям как к «хорошим для пищи» и эстетический взгляд на них как на «приятные на вид» ( Быт. 2:9 ). Идеал вечен, что делает рай (по словам К. С. Льюиса) сферой души, которая действительно существует и к которой надо часто обращаться.

Едемский сад был не только образом Божьего обеспечения, но и, как бы это ни казалось парадоксальным, местом человеческого труда. Ведь сады требуют ухода. В Быт. 2 сказано, что Бог взял сотворенного Адама и «поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт. 2:15 ). Поэтому сад, помимо образов природы и отдыха на ее лоне, служит также образом человеческого прилежания, труда и стремления к достижению цели. Сад был местом, приготовленным для человечества, но также местом, требующим постоянной заботы. Наличие дерева жизни свидетельствует, что в саду были заложены основополагающие принципы жизни с избытком и обильного роста, и в такой обстановке естественным следствием идеального роста был идеальный труд. Работа Адама заключалась в самореализации и реализации возможностей окружающей среды. Здесь подразумевается необходимость выполнения определенных дел в нужное время, и мы впервые встречаемся с двумя важными темами библейского рассказа: Бог предоставляет место и обещает новые и более совершенные места, а человечество призывается к сотрудничеству в послушании для исполнения Божьих целей. Едем, Ханаан, небо: в этом последовательном ряду перечислены дары заботливого провидения, обусловленные, как это хорошо выражено в предании Второзакония, признанием и послушанием.

Одна из основных сторон образа рая – гармония. Адам и Ева изображаются живущими в гармонии с природой, как с растительным, так и с животным миром. Они жили также в гармонии друг с другом. Но эта гармония на природном и человеческом уровне затмевается прямым общением Адама и Евы с Богом. Сад, возможно, был огорожен, но он был открытым для Бога, Который посещал насажденный Им сад и «ходил в раю во время прохлады дня» ( Быт. 3:8 ). Когда Адама и Еву изгнали (см. ИЗГНАНИЕ) из сада, они потеряли не только место – они потеряли также духовное положение, основывавшееся на свободном общении с Богом.

Можно отметить и другие мотивы, связанные с Едемским садом. В отличие от земных райских садов в преданиях античного мира, этот сад был не местом ничем не нарушаемого уединения, а местом непрестанного нравственного испытания, как о том свидетельствует присутствие в нем запретного дерева. С этим связан образ сада как места, побуждающего сделать решительный выбор. Более того, сад связывается с самым главным выбором, сделанным в истории мира. Самое сильное чувство, которое нас охватывает при чтении Быт. 2 , выражается в осознании, что рай был потерян.

Обычные сады. Образ райского сада сохраняется и в других показанных в Библии садах. Эти менее значительные сады все еще выглядят идеальными местами, хотя и лишенными уникальности первоначального сада. Божий сад остается образцом бурного природного роста и, вследствие этого, человеческого благоденствия. Возведя очи на Иорданскую равнину, Лот сказал, что она хорошо орошается водой, «как сад Господень» ( Быт. 13:10 ). В видении восстановленного Сиона Исаия обнаружил, что пустыня стала, «как сад Господа» ( Ис. 51:3 ; ср. Иез. 31:9; 36:35 ).

Но даже когда нет прямых ссылок на Едемский сад, в библейских образах садов сохраняется их основная физическая характеристика хорошо орошаемых, зеленых и плодородных мест. В этих садах выражаются образы не только природы, но и земледелия. Помимо упоминаний об орошении, чаще всего отмечается, что сады насаждаются. Они не вырастают сами по себе. В пророческих видениях будущего восстановления неоднократно повторяется мысль о разведении садов и о питании людей их плодами как о проявлении трудолюбия и его вознаграждении ( Иер. 29:5, 28 ; Ам. 9:14 ). Понимание сада как Божьего благословения подчеркивается в образах опустошения садов в пророчествах о суде ( Иоил. 2:3 ; Ам. 4:9 ).

Едемский сад насадил Бог, а обычные сады служат выражением человеческих усилий и достижений, а также образов природы. Они, в частности, связываются с дворцовой жизнью. Перечисляя свои материальные свершения, венценосный автор Екклесиаста заявил: «Устроил себе сады и рощи, и насадил в них всякие плодовитые дерева» ( Ек. 2:5 ). Можно между прочим отметить, что в Библии не проводится четкого различия между понятиями сад, роща и парк. В древности цари и другие высокопоставленные лица обладали привилегией проводить время в изысканных садах, что явствует из образов царской беседки и сада в Песни песней.

Сад любви. В литературе о райской жизни видное место занимает тема сада любви, и Библия не обманывает наших ожиданий в этом вопросе. Намек на эту тему есть уже в Едемском саду, поскольку Адам и Ева предстают там прототипами мужа и жены, а Бог установил институт брака и полового союза как одно из условий их жизни в саду ( Быт. 2:24–25 ).

В Песни песней показан самый известный в мире сад любви. Мотивы райской жизни превращаются в нем в романтическую реальность. Красота возлюбленной дополняется красотой окружающей обстановки, и в удовольствии, которое влюбленная пара получает от нее, отражается наслаждение от взаимной любви. Изобилие и полнота сада служат метафорическим средством выражения богатства и достоинств, которые влюбленные находят друг в друге. Закрытость сада подчеркивает уединение, близость и безопасность, которые влюбленные находят в своей любви, а также в определенной мере способствует пониманию, что они чувствуют себя целым миром в самих себе. Обнесенный стеной сад служит также символом целомудрия невесты ( Песн. 4:12 ). В гармонии влюбленной пары с окружающей обстановкой отражается их гармония друг с другом.

Читать еще:  Как защитить свой дом от палящих солнечных лучей: 3 верных способа

Небесный рай. В Библии рай показан также небесной реальностью. В трех стихах Нового Завета рай связывается с небесной жизнью ( Лк. 23:43 ; 2Кор. 12:4 ; Отк. 2:7 ), хотя подробности не приводятся. Основной текст – видение Нового Иерусалима, представляющего собой окруженный стеной город, но, вместе с тем, отличающегося характерными чертами рая с рекой, по обоим берегам которой стоят деревья жизни, приносящие плоды для народов ( Отк. 22:1–2 ). Тогда как первоначальный рай был достаточно уединенным местом с всего двумя жителями, небесный рай населен значительно больше и более открыт. Стены украшены двенадцатью великолепными жемчужными воротами, которые никогда не закрываются ( Отк. 21:25 ). По всей видимости, между искупленной землей и этим городом-садом будет поддерживаться постоянная связь, и проходящие через ворота будут приносить «славу и честь народов» ( Отк. 21:26 ). В этом образе открытой ограды мы видим святое место, представляющее собой единое законченное целое, но, в то же время, находящееся в постоянном изменении. Небесный рай и, в меньшей степени, первоначальный рай основываются на парадоксе: они закрыты и, вместе с тем, открыты.

Сады в жизни Иисуса. Два сада, в наибольшей мере связанные с Иисусом, до такой степени отличаются своими физическими характеристиками и происходившими в них событиями, что мы с трудом можем относиться к ним как к садам в общепринятом смысле райского сада. Тем не менее в Евангелиях они называются садами. Гефсиманский сад стал местом мучений, страданий, предательства, ареста и насилия. В свете обычных представлений о саде он выглядит почти антисадом – сюрреалистическим извращением привычного образа сада. Вместе с тем, у него есть одна важная общая черта с первоначальным раем: это святое место, в котором было принято поворотное решение, изменившее ход человеческой истории.

В образе сада воскресения синтез выражается еще ярче, а сам рассказ о воскресении приобретает дополнительный смысл, если учитывать некоторые связанные с садом детали событий, произошедших в воскресенье утром. Не может быть сомнений, что местом воскресения был сад: в Ин. 19:41 говорится, что гроб Иисуса находился в саду (неподалеку от места распятия), и Мария Магдалина приняла воскресшего Иисуса за садовника ( Ин. 20:15 ). Сад выглядит вполне подходящим местом для совершения пасхального чуда, учитывая, что сады всегда отождествлялись с поддержанием жизни и роста. Первый сад принял первого Адама, пасхальный сад принял второго Адама. Павел заявил: «Если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати. будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа» ( Рим. 5:17 ). Воскресение открыло перед человечеством новые горизонты с преобразованием мира, в котором правит уже не смерть, а жизнь, с перспективой возрастания до нравственной полноты Христа. Все это проявится с избытком, если обычные характеристики сада – изобилие, удовлетворение человеческих устремлений, достижение гармонии – применить и к этому саду.

Заключение. Каков же все-таки смысл образа сада в Библии? Это образ идеала, повышающего значение любых совершаемых в нем дел. Он служит выражением природы в самом высоком смысле, романтической любви в самом высоком смысле, человеческого благополучия в самом высоком смысле, духовной реальности в самом высоком смысле. Сад блаженства – это нравственная и духовная норма, по которой оценивается падшее состояние и к которой стремится человеческий дух.

См. также: АДАМ, ВОДА, ДЕРЕВО, ДРЕВО ЖИЗНИ, ЕВА, ЖИВОТНЫЕ, ИЕРУСАЛИМ, ИЗБЫТОК, ИСТ0ЧНИК, ИСТОЧНИКИ ВОДЫ, КРАСОТА, ЛЮБОВНЫЕ ИСТ0РИИ, НЕБО, ПЕСНЬ ПЕСНЕЙ, ПЛОД, ПОЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИРОДА, РАСТЕНИЯ, РОЩА, СВЯТОЕ МЕСТО, СИОН.

Библиография: P. Morris and D. Sawyer, A Walk in the Garden: Biblical, Iconographical and Literary Images of Eden (Sheffield: JSOT, 1992).

10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»


Босх Иероним (ок. 1450-1516) «Сад земных наслаждений». 1490–1500 или 1500–1510 гг.
Дерево, масло. 220 х 389 см.
Музей Прадо в Мадриде.

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались ещё на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть ещё шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая всё это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

1. Христос. Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.

2. Кошка с мышью. Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намёк на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.

3. Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4. Фонтан духовной смерти. Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, ещё крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира. Из неё выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5. Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.

6. Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохранённое падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, всё больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

7. Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов ещё и потому, что из-за неё рождаются новые люди — пленники материального мира.

8. Клубника. Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.

9. Хоровод всадников. Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.

10. Древо смерти. Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 — родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* — написал триптих «Поклонение волхвов». (* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника).
До 1482 — женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 — вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 — создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 — умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector