Культурное наследие

Культурное наследие

Культурное наследие — предметы и свидетельства различных традиций и духовных достижений прошлого, определяющие лицо народов.

К проявлениям культурного наследия можно отнести почти все, что было сотворено человеком или имело для него значение. Культурным наследием могут быть как движимые объекты, от черепков глиняной посуды до шедевров живописи и скульптуры, так и недвижимые: от наскальных рисунков и развалин древних городов до религиозных храмов, замков и дворцов. Культурное наследие включает не только рукотворные предметы, но и памятники природы, которые представляли, а может и по-прежнему представляют особую ценность для конкретной культуры. Это могут быть места ритуалов и церемоний или объекты живой и неживой природы – деревья, скалы, водопады.

Более того, культурное наследие не ограничивается только материальными предметами, которые можно увидеть и потрогать. Оно также состоит из нематериальных свидетельств: верований, знаний, традиций, обычаев, устной истории, народного искусства, национальных обрядов, ритуалов, ремесленных навыков, олицетворяющих историю, самобытность и духовное единство народа.

Все, что наполняет нашу жизнь, является воплощением культуры, которую мы унаследовали, и которую мы можем либо не можем изменить и передать будущим поколениям. Именно этот принцип наследования – получение чего-то от одного поколения и, возможно, передача следующему – интуитивно подкрепляет понятие культурного наследия.

Признание и сохранение культурного наследия.

Осознание подлинной значимости памятников и реликвий, свидетельствующих о культурных и религиозных традициях общества, ни в коей мере не является современной тенденцией. Начиная с самых ранних времен цивилизации, можно встретить примеры бережного отношения к культурным ценностям, такие как музей древностей, основанный в шестом веке до н. э. в древнем Вавилоне дочерью царя Набонида. В следующем столетии в Греции историк Фукидид попытался использовать археологические находки в качестве доказательства колонизации острова Делос народом Карии, поскольку тип брони и оружия, обнаруженные им во многих захоронениях, имели сходство с карийскими. Китайский историк Сыма Цянь посещал древние руины и изучал древние артефакты при написании своей работы «Исторические записки» во втором веке до н. э. В конце Римской республики Цицерон упрекал Гая Верреса, римского проконсула в Сицилии в 71–73 годах до н. э., за нежелание передать захваченные произведения искусства Риму.

Первая страница Королевского указа 1666 года о древних памятниках и реликвиях в Шведском королевстве

Тем не менее, первые законодательные акты, направленные на охрану памятников древности, появились в Европе в XV веке с издания в 1462 году папой Пием II буллы о запрете вывоза произведений искусства за пределы владений Ватикана. В 1630 году король Швеции Густав II Адольф учредил должность государственного антиквара, демонстрируя тем самым желание защитить и сохранить национальное культурное наследие. В 1666 году его внучатый племянник король Карл XI подписал Королевский указ, объявлявший, что все древние памятники и реликвии, найденные в королевских владениях или землях йоменов, должны передаваться за вознаграждение в собственность Короны.

Власти Османской империи в конце XIX века начали разрабатывать законодательную и административную систему сохранения древностей, создав одни из самых ранних образцов «современного» режима охраны культурного наследия. В 1846 году они под руководством живописца и археолога Османа Хамди-бея открыли Стамбульский археологический музей, который в 1869 году был преобразован в Императорский музей. Первый Закон об исторических памятниках Османской империи был принят в 1874 году и является одним из самых ранних примеров современного законодательства в области охраны культурного наследия. В нем, в частности, указывалось, что все ценности, найденные во время археологических раскопок, должны делиться между командой археологов, владельцами земли и государством, а иностранцам позволялось вести раскопки только под контролем и надзором Министерства образования. Третья редакция данного закона, принятая в 1884 году, включала положение о передаче всех древностей в собственность государства и учреждала Департамент древностей, отвечающий за надлежащее соблюдение законодательства.

Международно-правовая защита культурного наследия.

Культурное наследие как особый объект правовой защиты в последние годы стал рассматриваться в качестве отдельной отрасли международного права. До второй половины XIX века термин «культурные ценности» даже не присутствовал в лексиконе международного права. Принятые в 1907 году для снижения жестокости и насилия в период военных действий две Гаагские конвенции (Гаагская конвенция о соблюдении законов и обычаев войны на суше и ее положении и Гаагская конвенция о бомбардировании морскими силами во время войны), относились не к отдельно выделенной категории культурных ценностей, а к эмпирическому и неоднородному списку, включавшему «храмы, здания, служащие целям науки, искусств и благотворительности, исторические памятники» , а также больницы и госпитали, которые не имели никакого отношения к культуре.

Современное международное право, касающееся охраны культурного наследия, начало интенсивно развиваться только после Второй мировой войны с созданием в 1945 году специализированного учреждения Организации объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). ЮНЕСКО в рамках выполнения своих уставных целей созвала в 1954 году международную конференцию, которая завершилась принятием Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, и протокола к ней (Конвенция 1954 года).

Конвенция 1954 года ввела всеобъемлющее нормативно-правовое определение культурных ценностей, впоследствии принятое в договорной практике и прецедентном праве. Впервые были даны строгие критерии для формирования новой концепции. Однако главным результатом конвенции было признание, что сохранение и защита культурного наследия имеют важное значение для международного сообщества в целом ввиду того, что «ущерб, наносимый культурным ценностям каждого народа, является ущербом для культурного наследия всего человечества, поскольку каждый народ вносит свой вклад в мировую культуру» (преамбула Конвенции 1954 года).

Одеон Герода Аттика, Афины, Греция

За более чем 60 лет с момента принятия Конвенции 1954 года международное право в области сохранения культурного наследия постоянно развивалось, расширяя понятие разнообразия форм культурного самовыражения. Был принят ряд многосторонних договоров, регулирующих охрану культурных ценностей, подавляющее большинство из которых – под эгидой ЮНЕСКО:

  • Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи собственности на культурные ценности (1970 год);
  • Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год);
  • Конвенция об охране подводного культурного наследия (2001 год);
  • Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003 год);
  • Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005 год);

а также рекомендаций, не подлежащих ратификации и не имеющих обязательной юридической силы:

  • Рекомендация, определяющая принципы международной регламентации археологических раскопок (1956 год);
  • Рекомендация о сохранении красоты и характера пейзажей и местностей (1962 год);
  • Рекомендация о защите культурных ценностей, подвергающихся опасности в результате проведения общественных или частных работ (1968 год);
  • Рекомендация об охране культурного и природного наследия в национальном плане (1972 год);
  • Рекомендация о сохранении и современной роли исторический ансамблей (1976 год);
  • Рекомендация об исторических городских ландшафтах (2011 год).

Кроме того, ЮНЕСКО издает декларации, формулирующие согласованные сторонами общие принципы и цели, такие как Декларация принципов международного культурного сотрудничества (1966 год) и хартии, носящие декларативный и этический характер, например – Хартия по охране археологического наследия и управлению им (1990 год).

Культурное наследие и права человека.

Концепции прав человека и культурного наследия неразрывно связаны между собой, поскольку они имеют схожие свойства и функции. Одной из их главных общих особенностей является временной характер. Права человека ориентируются не только на улучшение нашего настоящего положения, но и в широком смысле создание условий, позволяющих нам стать людьми, которыми мы хотим быть, в обществе, в котором мы хотим жить. Аналогичным образом культурное наследие можно понимать как ресурс, позволяющий отдельным лицам и сообществам сохранять и развивать те ценности, которые они явно или неявно хотят передать будущим поколениям. Это было признано в Рамочной конвенции Совета Европы о значении культурного наследия для общества 2005 года, в которой культурное наследие определяется, в частности, как «совокупность ресурсов, унаследованных от прошлого, и которые люди считают, независимо от своей принадлежности, отражением и выражением своих постоянно меняющихся ценностей, верований, знаний и традиций» .

Читать еще:  Все, что нужно знать о циркуляционных насосах

Право на доступ к культурному наследию и пользование им является частью международного права прав человека. Оно включает право отдельных лиц и общин знать, понимать, иметь доступ, посещать, использовать, поддерживать, обменивать и развивать культурное наследие, а также извлекать пользу из культурного наследия и творчества других лиц. В Докладе о культурных правах 2011 года, принятом Советом по правам человека, была официально подтверждена связь между культурным наследием и правами человека. В Докладе подчеркивается, что «культурное наследие важно не только само по себе, но и в связи с правозащитным измерением, в частности с его значением для отдельных лиц и общин, их самобытности и процессов развития».

Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО (30 фото + текст)

1) Туристы осматривают буддийские скульптуры Гроты Лунмэнь («Драконовы ворота») недалеко от города Лоян в китайской провинции Хэнань. В этом месте расположено более 2 300 пещер; 110 000 буддистских изображений, более 80 дагоб (буддистских мавзолеев), содержащих реликты Будд, а также 2 800 надписей на скалах близ реки Ишуй протяженностью в километр. Впервые буддизм в Китае был представлен именно в этих местах во времена правления Восточной династии Хань. (China Photos/Getty Images)

2) Храм Байон в Камбодже славится своими многочисленными гигантскими каменными лицами. В регионе Ангкор существует более 1000 храмов, которые варьируются от невзрачный груды кирпича и щебня разбросанных среди рисовых полей, до великолепного Ангкор Ват, который считается крупнейшим в мире единым религиозным памятником. Многие из храмов в Ангкоре были восстановлены. Ежегодно их посещают более миллионна туристов. (Voishmel/AFP — Getty Images)

3) Одна из частей археологического объекта Аль-Хиджр — также известного как Мадаин-Салих. Этот комплекс, расположенный в северных районах Саудовской Аравии был добавлен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО 6 июля 2008. Комплекс включает 111 скальных захоронений (I век до н. э. — I век н.э), а также систему гидротехнических сооружений, приуроченных к древнему набатейскому городу Хегра, являвшемуся центром караванной торговли. Также имеется около 50 надписей в скалах, относящихся к донабатейскому периоду. (Hassan Ammar/AFP — Getty Images)

4) Водопады «Garganta del Diablo» («Горло Дьявола» расположены на территории Национального парка Игуасу в аргентинской провинции Мисьонес. В зависимости от уровня воды в реке Игуасу, в парке имеется от 160 до 260 водопадов, а также свыше 2000 разновидностей растений и 400 видов птиц. Национальный парк Игуасу был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Christian Rizzi/AFP — Getty Images)

5) Загадочный Стоунхендж каменное мегалитическое сооружение, состоящее из 150 огромных камней, и расположенное на Солсберийской равнине в английском графстве Уилтшир. Этот древний памятник, как полагают, был построен в 3000 г. до н.э. Стоунхендж был включен ЮНЕСКО в список Мирового Наследия в 1986 году. (Matt Cardy/Getty Images)

6) Туристы прогуливаются у павильона Бафанг в Летнем дворце, знаменитом классическом имперском саду в Пекине. Летний дворец, построенный в 1750 году был разрушен в 1860 году и восстановлен в 1886 году. Он был включен в Список всемирного наследия в 1998 году. (China Photos/Getty Images)

7) Статуя Свободы на закате в Нью-Йорке. «Леди Свобода», которую подарила США Франция, стоит у входа в гавань Нью-Йорка. Она была внесена в Список всемирного наследия в 1984 году. (Seth Wenig/AP)

8) «Solitario George» (Одинокий Джордж), последняя живая гигантская черепаха этого вида, родившаяся на острове Пинта, живет в Национальном парке Галапагос в Эквадоре. Ей сейчас приблизительно 60-90 лет. Галапагосские острова были изначально включены в Список всемирного наследия в 1978 году, но в 2007 были отмечены, как находящиеся под угрозой году. (Rodrigo Buendia/AFP — Getty Images)

9) Люди катаются на коньках на льду каналов в районе мельниц Киндердайк, внесенного в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, и расположенного близ Роттердама. В Киндердайке расположена крупнейшая в Нидерландах коллекция исторических мельниц, кроме того, этот регион является одной из главных достопримечательностей в Южной Голландии. Оформление шарами праздников проходящих здесь, придает некий колорит этому месту. (Peter Dejong/AP)

10) Вид на ледник Перито-Морено расположенный в национальном парке Лос-Гласиарес, на юго-востоке аргентинской провинции Санта-Круз. Это место было внесено в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО в 1981 году. Ледник является одним из наиболее интересных туристических объектов в аргентинской части Патагонии и 3-м по величине ледником в мире после Антарктиды и Гренландии. (Daniel Garcia/AFP — Getty Images)

11)Террасированные сады в северном израильском городе Хайфа окружают златоглавую Усыпальницу Баба, основателя веры бахаи. Тут расположен всемирный административный и духовный центр религии бахаи, число исповедующих которую во всем мире менее шести миллионов. Это место было объявлено объектом мирового наследия ЮНЕСКО 8 июля 2008. (David Silverman/Getty Images)

12) Аэрофотосъемка площади Св. Петра в Ватикане. По данным веб-сайта Всемирного наследия, в пределах этого небольшого государства находится уникальная коллекция художественных и архитектурных шедевров. Ватикан был включен в Список всемирного наследия в 1984 году. (Giulio Napolitano/AFP — Getty Images)

13) Красочные подводные сцены Большого Барьерного Рифа в Австралии. В этой процветающей экосистеме находится самая большая в мире коллекция коралловых рифов, в том числе 400 видов кораллов и 1500 видов рыб. Большой Барьерный Риф был включен в Список всемирного наследия в 1981 году. (AFP — Getty Images)

14) Верблюды отдыхают в древнем городе Петра перед главным памятником Иордании, Аль-Хазне или казначейством, предположительно представляющем собой гробницу набатейского царя, вырезанную из песчаника. Этот город, расположенный между Красным и Мертвым морями, находится на пересечении путей из Аравии, Египта, Сирии и Финикии. Петра внесена в список всемирного наследия в 1985 году. (Thomas Coex/AFP — Getty Images)

15) Сиднейский Оперный Театр — одно из наиболее известных и легко узнаваемых зданий мира, являющееся символом Сиднея и одной из главных достопримечательностей Австралии. Сиднейский Оперный театр внесен в программу Всемирного наследия в 2007 году. (Torsten Blackwood/AFP — Getty Images)

16) Наскальные рисунки, сделанные людьми племени Сан в Драконовых горах, расположенных на востоке Южной Африки. Люди племени Сан жили в районе Дракенсберг тысячи лет, пока не были уничтожены в ходе столкновений с зулусами и белыми поселенцами. Они оставили после себя невероятные наскальные рисунки в Драконовых горах, которые были внесены ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 2000 году. (Alexander Joe/AFP — Getty Images)

17) Общий вид на город Шибам, расположенный на востоке Йемена в провинции Хадрамаут. Шибам славится своей ни с чем не сравнимой архитектурой, которая включена в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все дома тут построены из глиняных кирпичей, примерно 500 домов можно считать многоэтажными, так как они имеют 5-11 этажей. Шибам часто называют «старейшим городом небоскрёбов в мире» или «Пустынным Манхэттаном», это также древнейший пример городского планирования, основанного на принципе вертикального строительства. (Khaled Fazaa/AFP — Getty Images)

18) Гондолы у берега Большого канала в Венеции. На фоне видна церковь Сан-Джорджо Маджоре. Островная Венеция — морской курорт, центр международного туризма мирового значения, место проведения международных кинофестивалей, художественных и архитектурных выставок. Венеция внесена ЮНЕСКО в программу Всемирного наследия в 1987 году. (AP)

19) Некоторые из 390 брошенных огромных статуй из спрессованного вулканического пепла (моаи на языке рапа-нуи) у подножия вулкана Рано Рараку на острове Пасхи, в 3700 км от побережья Чили. Национальный парк Рапа-Нуи включен в программу Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1995 года. (Martin Bernetti/AFP — Getty Images)

20) Посетители идут вдоль Великой Китайской стены в районе Симатай, к северо-востоку от Пекина. Этот крупнейший памятник архитектуры был построена в качестве одного из четырех главных стратегических опорных пунктов с целью обороны от вторжения племен с севера. Великая стена протяженностью 8851,8 км является одним из крупнейших когда-либо завершенных строительных проектов. Она была включена в Список всемирного наследия в 1987 году. (Frederic J. Brown/AFP — Getty Images)

Читать еще:  Варочная поверхность домино: что это такое и как правильно её выбрать

21) Храм в Хампи, вблизи южно-индийского города Хоспет, к северу от Бангалора. Хампи расположен посреди руин Виджаянагара — бывшей столицы Виджаянагарской империи. Хампи и ее памятники были включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1986 году. (Dibyangshu Sarkar/AFP — Getty Images)

22) Тибетский паломник вращает молитвенные мельницы на территории дворца Потала в столице Тибета Лхасе. Дворец Потала – это царский дворец и буддийский храмовый комплекс, который был основной резиденцией Далай-Ламы. Cегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. (Goh Chai Hin/AFP — Getty Images)

23) Цитадель инков Мачу-Пикчу в перуанском городе Куско. Мачу-Пикчу, особенно после получения статуса Всемирного Наследия ЮНЕСКО в 1983 году, стал центром массового туризма. В день город посещают 2000 туристов; с целью сохранности памятника ЮНЕСКО требует сократить количество туристов в день до 800. (Eitan Abramovich/AFP — Getty Images)

24) Буддийская пагода Компон-дайто на горе Коя, в провинции Вакаяма, Япония. Гора Коя, расположенная к востоку от г. Осака, была внесена в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2004 году. В 819 тут первым поселился буддийский монах Кукай, основатель школы сингон, ответвления японского буддизма. (Everett Kennedy Brown/EPA)

25) Тибетские женщины ходят вокруг Ступы Бодхнатх в Катманду — одной из самых древних и почитаемых буддийских святынь. На гранях венчающей его башни изображены «глаза Будды», инкрустированные слоновой костью. Долина Катманду высотой около 1300 м — горная долина и историческая область Непала. Тут имеется множество буддистских и индуистских храмов от ступы Боднатх до крохотных уличных алтарей в стенах домов. Местные жители говорят что в Долине Катманду живёт 10 миллионов Богов. Долина Катманду была внесена в Список всемирного наследия в 1979 году. (Paula Bronstein/Getty Images)

26) Птица пролетает над Тадж-Махалом – мавзолеем-мечетью, находящийся в индийском городе Агра. Он был построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Тадж Махал был внесен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1983 году. Архитектурное чудо также было названо одним из «Новых семи чудес света» в 2007 году. (Tauseef Mustafa/AFP — Getty Images)

27) Расположенный в северо-восточной части Уэльса, 18-километровый акведук Понткисиллте – подвиг гражданского строительства времен промышленной революции, строительство которого было завершено в первые годы 19-го века. Спустя более чем 200 лет после своего открытия всё ещё используется и является одним из наиболее загруженных участков канальной сети Великобритании, пропуская около 15 000 лодок в год. В 2009 году акведук Понткисилте был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «веха в истории гражданской инженерии эпохи промышленной революции». Этот акведук – один из необычных памятников сантехникам и водопроводу (Christopher Furlong/Getty Images)

28) Стадо лосей пасется на лугах Йеллоустонского национального парка. На фоне видна гора Холмс, слева, и гора Доум. В Йеллоустонском национальном парке, который занимает почти 900 тыс. гектар, находится более 10 тысяч гейзеров и термальных источников. Парк был включен в программу Всемирного наследия в 1978 году. (Kevork Djansezian/AP)

29) Кубинцы едут на старом автомобиле по набережной «Малекон» в Гаване. ЮНЕСКО внесло Старую Гавану и ее фортификации в Список всемирного наследия в 1982 году. Хотя Гавана расширилась, и ее население составляет более 2-х млн. человек, ее старый центр сохраняет интересную смесь памятников в стиле барокко и неоклассицизма и однородных ансамблей частных домов с аркадами, балконами, воротами из кованого железа и внутренними двориками. (Javier Galeano/AP)

Культурное наследие России

Понятие и значение культурного наследия

Культурное наследие является неотъемлемой частью жизни каждой народности, помогая нам узнать и понять историю формирования современного общества. В понятие культурного наследия входят не только объекты, созданные человеком, но и природные территории, вкупе образующие среду обитания человека.

Человечество веками накапливает опыт и знания, которые передаются из поколения в поколение, благодаря чему общество и развивается — это явление называется социальной памятью.

Именно благодаря природным и культурным объектам людям удавалось с начала времён передавать свои мысли и мировоззрения будущим поколениям.

Во Франции в 1945 году была основана специальная организация, одной из главных функций которой по сей день остаётся объединение государств и народностей с целью сохранения мировых культурных ценностей. Данное учреждение называется ЮНЕСКО, его участники занимаются сохранением и защитой культурного и природного достояния человечества.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Само понятие культурного наследия сложно охарактеризовать однозначно, так как с точки зрения разных наук оно рассматривается по-разному, и всё-таки в 1972 году был создан документ, который дал ему чёткое определение. Им стала «Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия», подразделившая культурное наследие на:

  • памятники;
  • ансамбли;
  • достопримечательные места.

Памятники включают в себя все произведения искусства и археологические находки. К ансамблям относятся все архитектурные группы, максимально гармонично вписывающиеся в окружающий пейзаж. А понятие достопримечательных мест включает в себя самостоятельные творения человека, либо объекты, созданные человеком совместно с природой. К природному наследию были отнесены природные памятники, национальные парки, государственные природные заповедники, геологические и физиографические образования.

Культурное и природное наследие России

На данный момент на территории России официально насчитывается двадцать восемь объектов, вошедших в реестр Всемирного наследия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Ещё один, до сих пор спорный и не поддерживаемый ЮНЕСКО с 2014 года объект, можно в какой-то мере считать двадцать девятым. Это Древний город Херсонес Таврический и его хора, находящийся в Крыму. Так как организация ЮНЕСКО не признаёт Крым территорией России, формально объект не закреплён за нашим государством.

Одиннадцать из признанных объектов относятся к природному наследию, остальные — к культурному. В 2017 году Российская Федерация была на девятом месте в мире по количеству объектов мирового наследия, причем шесть культурных объектов были признаны шедевром человеческого гения, в их числе Московский Кремль и Красная Площадь, ансамбль Новодевичьего монастыря, Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников и другие. А четыре из природных объектов были признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности, среди них Девственные леса Коми, озеро Байкал и другие.

Объекты культурного и природного наследия России

Среди объектов, представляющих культурное наследие России сложно выделить более или менее значимые, потому что русская культура древняя и весьма разнообразная. На территории страны проживает огромное число народностей, каждая из которых имеет свой язык, традиции, обычаи. Большинство памятников мировой и российской культуры, конечно же, сводится к церквям и монастырям.

Также среди объектов культурного наследия следует выделить исторические поселения, в которых сконцентрировано огромное количество культурного наследия страны в целом. К ним относятся исторические города и сельские населённые пункты, особо крупные усадебные ансамбли и монастыри.

Изобилуют памятниками культуры конечно же, Москва и Санкт-Петербург, что вполне логично, если оглянуться на историю. Музеи, театры, выставочные залы — в этих городах концентрация культурного наследия России поразительна. Неподалёку от этих городов располагаются уникальные историко-культурные комплексы, в состав которых входят дворцово-парковые ансамбли, усадьбы и так далее.

Золотое кольцо России, безусловно является культурным наследием страны и одним из популярнейших туристических маршрутов. Каждый город «кольца» обладает своей неповторимой историей, продолжительностью в несколько веков.

В Федеральном законе об объектах культурного наследия прописывается, что каждый гражданин страны может иметь доступ к объектам и информации о них. Таким образом, у населения формируется критерии отношения к самим объектам, то есть социальная память развивается и крепнет.

Читать еще:  Интерьер квартиры в светлых тонах

К культурным же объектам уже не мирового масштаба относится и сам русский язык, и устное народное творчество, и народные художественные промыслы, в числе которых:

  1. Хохлома
  2. Гжель
  3. Городецкая роспись
  4. Ярославская майолика
  5. Жостовские подносы и так далее.

Сюда же можно отнести и традиции, сохранившиеся в жизни россиян вплоть до сегодняшнего дня. К ним в первую очередь относятся праздники, заметно отличающиеся от западной культуры: Пасха, Рождество. Некоторые основаны ещё на языческих верованиях, например, Масленица.

На территории России насчитывается более ста природных заповедников и сорок национальных парков.

В России государством охраняются не только памятники истории, культуры и природные комплексы и объекты, но также и особенно ценные территории, на которых сохраняется культурно-исторический и природный комплекс наследия. Они называются уникальными культурными и природными ландшафтами и представляют собой территории музеев-заповедников и музеев-усадеб, которые были организованы на базе достопримечательных мест, связанных с историческими поселениями, событиями, жизнью каких-либо выдающихся личностей.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАК ОТРАЖЕНИЕ САМОБЫТНОСТИ НАРОДА

ассистент Кафедры культурологии и искусствоведения,

Дальневосточный федеральный университет,

Cultural heritage as a reflection of people’s identity

Anna Cherepova

assistant of Department of Cultural Studies and Art History,

Far Eastern Federal University,

АННОТАЦИЯ

В современной культурологии все более актуальными становятся исследования в области культурного наследия, его специфики, особенностей сохранения и его роли в формировании национального самосознания и усвоению культурных ценностей. Современное общество активно меняется под влиянием процессов глобализации и информатизации, которые негативно воздействуют на формирование культурной идентичности. Существует мировая тенденция коммерциализации культуры и потребления культурных услуг, как некоторых унифицированных продуктов. В то же время в обществе возрастает потребность в культурной идентификации, духовном развитии.

ABSTRACT

In contemporary culture becoming increasingly important research in the field of cultural heritage, its specific features, the features of conservation and its role in the formation of national identity and assimilation of cultural values. Modern society is actively changing under the influence of globalization and informatization, which have a negative impact on the formation of cultural identity. There is a global trend of commercialization of culture and consumption of cultural services, such as certain standardized products. At the same time increases the need for culture identification, spiritual development in society.

Ключевые слова: самобытность, объекты культурного наследия, инкультурация.

Keywords: identity, cultural heritage, inculturation.

Культурное своеобразие народа складывается на протяжении истории его формирования и обуславливает многообразие форм, видов и направлений культур современного мира. В процессе своего становления, традиционная культура способствует созданию целостной системы картины мира, регулируются нормы социальных отношений, ценностные установки, связь с историческим прошлым, и ориентация на будущее развитие. Все это находит свое отражение в обрядах, народных праздниках, ремесленных направлениях, фольклоре, а они, в свою очередь, воплощаются в специфических материальных объектах культуры того или иного периода [6, с. 40]. Понимая сферу культуры как время и пространство той или иной культурной деятельности, мы придерживаемся тезиса о том, что материальные и не материальные продукты культуры являются специфическим отражением самобытности того народа, которым они были созданы.

Суть исследовательской проблемы заключается прежде всего в том, что продукты сферы искусства и культуры уникальны, они имеют невоспроизводимый характер и неразрывно связаны с именами своих творцов. Даже научные открытия и изобретения не отличаются такой степенью уникальности. Как правило, они являются продуктом своего времени. И если то или иное открытие не сделал тот или иной ученый, это не значит, что оно не будет сделано никогда.

Несколько иначе данные процессы происходят в сфере культуры и искусства. Если бы некоторый абстрактный деятель культуры и искусства не создал произведение именно в тот период времени, в котором он жил, то этого произведения не существовало бы в природе. Например, картины Леонардо да Винчи (Рис. 1), Рафаэля (Рис. 2), Рембрандта, И.Е. Репина и В.М. Васнецова, скульптуры Микеланджело и т. д. [1, с. 331].

Рисунок 1. Леонардо да Винчи, Джоконда

Рисунок 2. Рафаэль Санти, Дама с покрывалом

Все это позволяет рассматривать сохранение объектов культурного наследия как приоритетное направление развития сферы культуры современного мира [5, с. 15].

Исходя из специфики современного общества, зафиксированной в принципах социокультурной регуляции и отражающейся в настоящее время в ежедневных практиках и быте человека, можно выделить некоторое проблемное поле [3, с. 162]:

  • переориентация сферы культуры на развлекательный, взамен образовательному мотиву;
  • возникновение тенденции на потребление «впечатлений»;
  • размывание границ между массовой и элитарной культурой;
  • культурная всеядность как некоторая духовная неразборчивость, которая приводит к поглощению индивидом как можно больше современности во всех ее видах;
  • перенасыщенность сферы культуры новыми культурными формами;
  • тенденция к утрате культурной идентичности.

Культурные ценности призваны помочь человеку идентифицировать себя с некоторой общностью, посредством восприятия культурного продукта. В этом заключается функция обучения – раскрывать высшие ценности человеческого существования, и таким образом раскрывать человеку его подлинный духовный статус, который в контексте повседневности не очевиден.

На сегодняшний день мы имеем ситуацию нагромождения культурных феноменов (массовое производство книг, журналов, выставок, фильмов, презентаций, встреч, поездок, обменов и т. д.) [4, с. 520] которые не всегда к чему-то призывают или учат и не всегда способствуют культурному обогащению человека, а порой и наоборот, ведут к деградации личности. Отсюда возникает острая проблема выбора, встающая перед современным человеком и потребность в существовании некоторых фильтров, позволяющих правильно идентифицировать важные и ценные элементы культуры, способствующие духовному росту.

В связи с этим актуальным становится вопрос самобытности народа и роли культурного наследия в ее поддержании. Культурное наследие включает в себя те элементы культуры, которые оказались наиболее значимыми в процессе ее формирования. Эти элементы являются отражением наиболее важных событий, открытий, в процессе исторического развития оказавших влияние на менталитет народа, либо объекты, свидетельствующие о значимых событиях в его истории и позволяющие помнить о них. За свою жизнь человек успевает освоить, перевести в свой внутренний мир лишь малую долю культурного наследия. Последнее остается после него для других поколений, выступая как общее достояние всех людей, всего человечества. Однако таковым оно может быть лишь при условии своего сохранения. Поэтому сохранение культурного наследия в известной мере совпадаете сохранением культуры вообще [2, с. 58].

В целом охрана культурного достояния в современном мире становится все более сложной и острой. Эта проблема требует постоянного внимания. Без преувеличения можно сказать, что об уровне развития культуры того или иного народа следует судить по тому, как он относится к своему культурному наследию.

Список литературы:

  1. Бетехтина Д. А.Сфера культуры как особая область экономической деятельности // Проблемы современной экономики. – 2010. – № 4. – С. 330–333.
  2. Добиаш-Рождественская О.А. Духовная культура средневекового Запада / О.А. Добиаш-Рождественская. – М.: URSS: КомКнига, 2010. – 219 с.
  3. Культурное наследие Приморья: сб. докл. 2-й науч.-практ. конф. / МБУК ЦБС Находкин. гор. округа, Гор. библиотека-музей; сост.: З.Н. Ковалева, Н.Ю. Воронкина; ред. Н.Ю. Воронкина. – Находка, 2014. – 350 с.
  4. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры: Текст как семиотическая проблема: Семиотика бытового поведения: История литературы и культуры. — Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2002. – 765 c.
  5. Шинаев С.Я. Деревянное зодчество. Толковый словарь терминов и понятий. – М.: Спецпроектреставрация, 1992. – 67 с.
  6. Яралов Ю.С., Астафьева-Длугач М.И. Самобытность и национальные особенности в советской архитектуре / Ю.С. Яралов, М.И. Астафьева-Длугач. – М.: Знание, 1976. – 48 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector