Изменения в законе об изъятиии земельного надела: кому стоит волноваться

Закон о невозделываемых землях

Земельные вопросы


Изъятие неиспользуемых земельных участков у нерадивых собственников и передача их тем, кто сможет землю обработать, было возможно с 2010 года, но масштабным процесс может стать после разработки новой нормативной базы для регулирования рынка сельхозземель. Тонкости изъятия «гулевых» земель в 2016 году, предложенные правительством РФ, и способы не допустить подобной процедуры, будут интересны для многих землевладельцев. В современных рыночных отношениях в РФ появилось понятие принудительного (или по соглашению сторон) изъятия земельных участков. Рассмотрим перечень предпосылок, при которых изъятие земли у собственников и других правообладателей становится возможным (см.

табл. 1). Когда могут изъять земельный участок? Для государственных или муниципальных нужд В случае ненадлежащего использования земли В случае реквизиции В случае конфискации Ссылки на нормативную базу ст.

Изъятие земельного участка (2017)

Одним из ключевых посланий выступления президента России перед Федеральным собранием в декабре 2015 г.

было необходимость существенных реформ в АПК страны.

Для одних это послание стало поводом для серьезного беспокойства. Другие хорошо знают законодательство и необходимые в нем «лазейки» для защиты своих интересов.

А третьи не обратили на него внимания и не знают, что их ждет в будущем. Данная статья раскрывает все тонкости изъятия земельных участков в 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г.

N 354-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 17 июня 2016 года Одобрен Советом Федерации 29 июня 2016 года Статья 1 Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.

Изъятие земли за неиспользование

Земельная собственность допускает использования исключительно соответственно с установленным законодательством нормативным регламентом.Нарушение режима применения земельного участка (ЗУ) приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Содержание:Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в и в кадастровой документации.Если (ИЖС) – следует возводить капитальное строение. На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных

[ Редактировать ] чрезвычайном положении (Выращивание отходов [невозделываемых] земли) Закон, 5709-1949 [4]

Отсутствующие собственности «(компенсация) Закона, 5733-1973 В результате, два миллиона дунамов земли были конфискованы и переданы хранителя, который позже передал землю развития власти.

[21] По Flapan , [22] «подробный отчет, как именно» отказались «Арабские собственности помощь в поглощении новых иммигрантов был подготовлен Джозеф Шехтман : Трудно переоценить огромную роль этого много заброшенных арабских собственности сыграл в урегулировании сотни тысяч еврейских иммигрантов, которые достигли Израиля с момента провозглашения государства в мае 1948 года.

Ничья земля: что грозит собственникам неиспользуемых земельных участков

27.07.2017 Федеральное министерство сельского хозяйства подготовило поправки в ст. 396 Налогового кодекса (НК) РФ.

Изменения, в частности, коснутся порядка расчета земельного налога в отношении неиспользуемых по назначению земель сельскохозяйственного назначения, а также земель в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах. Согласно действующему законодательству, с таких участков при условии, что они используются по назначению, взимается налог в размере 0,3% стоимости. По новым поправкам, если земли заброшены — размер налога может быть повышен до 1,5%.

На данный момент представительные органы муниципальных образований и органы государственной власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) вправе самостоятельно повышать размеры налогов. Подразумевается, что в отношении заброшенных земельных участков земельный налог будет рассчитываться

Новый порядок изъятия земельных участков в 2020 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола

Изъять земельный участок у владельца в 2020 году можно вполне законно.

Для этого потребуется наличие оснований и соблюдение соответствующей процедуры, но суть не меняется. Собственность перейдет во владение государства безвозвратно.

Для того чтобы не стать жертвой произвола или не столкнуться с мошенничеством, каждому землевладельцу нужно знать, какими правами он обладает.

Изменения в законе об изъятиии земельного надела: кому стоит волноваться&nbsp

Как воздействовать на нерадивых землевладельцев. Сегодня вновь поднимается вопрос об изъятии земельных участков у тех собственников, которые не обрабатывают наделы должным образом.

При этом норма закона, допускающая изъятие земли, действует с 2010 г.

Стоит ли волноваться хозяевам дачных участков и приусадебных землевладений?Сегодня вновь поднимается вопрос об изъятии земельных участков у тех собственников, которые не обрабатывают наделы должным образом.

При этом норма закона, допускающая изъятие земли, действует с 2010 г. Стоит ли волноваться хозяевам дачных участков и приусадебных землевладений?Эксперты Счëтной палаты полагают, что из 386,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения в России фактически не используется около 56 млн га, то есть порядка 14%.

Для того чтобы увеличить урожаи, в последующие 5 лет планируется вновь ввести в оборот около 10 млн га простаивающих в данный момент земель.

Законы РФ об изъятии земельных участков в 2020 году

Земельные участки, принадлежащие гражданам РФ по официальному праву собственности, могут быть конфискованы государством или муниципалитетом.

Для этого должен быть актуален веский перечень оснований, которые в свою очередь подтверждаются установленными законодательными нормативами. В не имеет значения, кто и на каких основаниях владеет участком земли.

В подавляющем большинстве случаев земли изымаются из частной собственности для реализации общественных интересов. Закон об изъятии земельных участков в 2020 году имеет характерные особенности.

Для их досконального понимания следует ознакомиться с важными нюансами, с новым порядком осуществления процедуры, с поиском правообладателей, с составлением постановления, с возможными компенсациями, а также с судебной практикой. Изъятие земельных участков из собственности может производится в добровольном или принудительном порядке.

В первом случае между собственником и уполномоченным представителем муниципалитета составляется соглашение о выкупе земельного участка.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г.

N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения «

Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 года Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 года Статья 1 Внести в Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3018; 2003, N 28, ст. 2882; 2004, N 27, ст. 2711; N 41, ст. 3993; N 52, ст.

5276; 2005, N 10, ст. 758; N 30, ст.

3098; 2007, N 7, ст. 832; 2008, N 20, ст.

2251; N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 5; N 19, ст. 2283) следующие изменения: 1) в пункте 1 статьи 4: а) абзац второй признать утратившим силу; б) абзац третий изложить в следующей редакции: «Не допускается образование земельного участка, который входит в состав искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель и размер которого меньше установленного субъектами Российской Федерации минимального размера земельного участка для искусственно

Новые изменения в законе о земельных участках 2020 года

› › Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2020 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы.

Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков. У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН.

Госдума одобрила закон об изъятии неиспользуемых сельхозземель

Госдума приняла в третьем чтении закон, упрощающий порядок изъятия неиспользуемых земель сельхозназначения, передает корреспондент «Росбалта».

Законом сокращается с пяти до трех лет срок, по истечении которого неиспользуемый по целевому назначению земельный участок, предназначенный для сельхозпроизводства, может быть принудительно изъят у собственника.

При этом за органом исполнительной власти субъекта РФ закрепляется обязанность обратиться в суд в месячный срок со дня поступления от Россельхознадзора материалов о неустранении правонарушений, связанных с ненадлежащим использованием или неиспользованием земельного участка, с требованием об его изъятии и продаже на торгах. Если собственнику участка, подлежащего изъятию, принадлежат расположенные на нем объекты недвижимого имущества, изъятие такого участка и отчуждение таких объектов осуществляются одновременно, говорится в документе.

При этом проектом предусмотрен запрет на участие в для юрлиц, учредителем (участником) которых является собственник земельного участка, в отношении которого принято решение об изъятии.

Госдума приняла закон об изъятии неиспользуемых земель сельхозназначения

Изъятие Согласно документу, срок, по истечении которого участок может быть изъят у собственника, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель либо причинению вреда окружающей среде, составит три года. Затем он может быть продан на торгах.

Материалы об использовании или неиспользовании земли сельхозназначения должны быть отправлены в органы исполнительной власти Россельхознадзором.

Власти в течение двух месяцев после получения материалов должны обратиться в суд с требованием изъять участок и продать его с публичных торгов.

Рыночная или кадастровая стоимость будет определяться судом. Торги Публичные торги будут проходить в три этапа. Они должны быть проведены в течение полугода с момента вступления в силу решения суда об изъятии земли.

Если земельный участок непригоден для сельхозпроизводства и необходима мелиорация, то начальная цена участка может быть снижена не более чем на 20%.

Читать еще:  Впустить осень в дом: 7 вариантов уютного деревенского декора для городской квартиры

Энциклопедия домовладельца .

Мы в соцсетях

Популярные статьи

Вырастить дыню проще помидора

Ряска питательнее навоза

Карбамид против майского жука

Посадка саженцев на скорую руку

Уютно землянике в яичной кассете

Изъятие неиспользуемой земли

Сегодня вновь поднимается вопрос об изъятии земельных участков у тех собственников, которые не обрабатывают наделы должным образом. При этом норма закона, допускающая изъятие земли, действует с 2010 г. Стоит ли волноваться хозяевам дачных участков и приусадебных землевладений?

Эксперты Счётной палаты полагают, что из 386,5 млн га земель сельскохозяйственного назначения в России фактически не используется около 56 млн га, то есть порядка 14 %. Для того чтобы увеличить урожаи, в последующие 5 лет планируется вновь ввести в оборот около 10 млн га простаивающих в данный момент земель.

ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ

Несмотря на то что частная собственность является одной из незыблемых основ государства, закон допускает изъятие земельного надела: для государственных или муниципальных нужд; при ненадлежащем использовании земель сельскохозяйственного назначения и предназначенных под жилищное строительство; в порядке реквизиции; при исполнении судебного решения о конфискации.

Во всех случаях, кроме второго, категория земель не имеет значения. Это означает, что на сегодняшний день реквизиции неиспользуемых наделов стоит опасаться только тем дачникам, участки которых расположены на территории сельских поселений. Однако не исключено, что подобная мера будет введена и для владельцев участков в СНТ. По крайней мере, этот вопрос рассматривался прошлым летом на встрече представителей садоводческих объединений с Председателем Правительства РФ.

Земельный надел может быть изъят для государственных (муниципальных) нужд в целях выполнения международных договоров Российской Федерации или же для строительства, реконструкции объектов государственного или местного значения. Решение об изъятии земли принимают исполнительные органы власти соответствующего уровня. За изымаемый участок его собственнику (правообладателю) выплачивают денежную компенсацию или (если владелец согласен) предоставляют иной земельный надел. Обжаловать решение об изъятии для госнужд нельзя, изъятие бессрочно.

При стихийных бедствиях, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, уполномоченный орган государственной власти вправе реквизировать земельный участок для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих угроз. В этом случае изъятие может носить временный характер. Тогда решение об изъятии действует до прекращения чрезвычайной ситуации. Если невозможно вернуть реквизированный участок владельцу, ему возмещают рыночную стоимость земли или (по его желанию) предоставляют равноценный земельный надел. Если имущество сохранилось, то после исчезновения угрозы, ставшей причиной для изъятия участка, собственник вправе требовать возврата через суд.

Кроме того, земля может быть изъята в качестве санкции за преступные действия (получение участка в результате преступления или приобретение земельного надела на средства от преступных деяний). В такой ситуации решение об изъятии бессрочно, обжалованию не подлежит, компенсация бывшему владельцу не выплачивается.

ИЗ ЖИЗНИ САДОВОГО ТОВАРИЩЕСТВА

В каждом СНТ найдётся несколько пустующих участков, владельцы которых по различным причинам не обрабатывают землю. Прежде всего, такие наделы представляют угрозу с точки зрения пожарной безопасности, ведь ветхие строения на них нередко служат местом для свалки, а также могут стать прибежищем для разного рода асоциальных личностей.

Основные причины, по которым хозяева не ухаживают за участком: собственники приняли решение о продаже земли, но предложенная другими членами товарищества цена их не устроила, поэтому ищут продавца; прежний владелец умер, а наследников нет; наследники не вступили в законные права, но
собираются продавать надел.

Может ли руководство товарищества противостоять захламлению территории? Способ защиты есть — грамотно составленный устав СНТ, в тексте которого должны быть закреплены санкции к тем, кто не поддерживает свой земельный надел в надлежащем (в том числе пожаробезопасном) состоянии. Однако чаще всего такие положения в устав не вносят, ведь сначала большинство членов товарищества рьяно бросаются в битву с сорняками, благоустраивают наделы, возводят постройки и убирают строительный мусор.

Садоводам-любителям можно лишь посоветовать действовать сообща, но обязательно под предводительством председателя товарищества (именно он обычно хорошо знаком со всеми ключевыми фигурами, а именно чиновниками, ответственными за надзор за состоянием участков). Вместе с председателем СНТ необходимо регулярно (что очень важно) составлять протоколы осмотра территории, а также вызывать участкового уполномоченного, представителя пожарной охраны и местной администрации для фиксации состояния дома и сада. Они вправе накладывать штрафы за нарушения правил, и хотя размер взыскания невелик, постоянное внимание со стороны органов власти мало кому доставит удовольствие. Скорее всего, нерадивые дачники вскоре согласятся на продажу участка либо расчистят свою территорию.

Если же участок не используется потому, что наследники не хотят вступать в свои права, предвидя трудности обращения в регистрационные органы, можно предложить им следующий выход из ситуации. Сначала следует отправиться к нотариусу, чтобы оформить доверенность на того из членов СНТ, кто будет (конечно же, не безвозмездно) заниматься оформлением документов. Потом нужно вступить в права наследования, а затем — зарегистрировать нового собственника участка. После этого земельный надел продают (оптимальный вариант — продажа членам товарищества, чтобы всеми формальностями занимался новый или потенциальный владелец), а вырученную от сделки сумму делят между наследниками и СНТ (в счёт уплаты долгов по взносам и платежам).

НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

Уполномоченные государственные органы проверяют, как используются земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства, жилищного или иного строительства. Если будет выявлено, что собственник обращается с землёй ненадлежащим образом, участок подлежит изъятию.

Понятие «ненадлежащее использование» приводится в ст. 45 Земельного кодекса РФ. Прежде всего, имеется в виду неиспользование земли в соответствии с назначением или нерациональное использование участка (в том числе не по целевому назначению, а также если в результате деятельности владельца существенно снизилось плодородие сельскохозяйственных земель или значительно ухудшилась экологическая обстановка). Кроме того, поводом для изъятия считается порча земель. Наконец, последнее основание — невыполнение обязанностей по рекультивации земель, проведению обязательных мероприятий по улучшению и охране почв, чтобы их можно было использовать по целевому назначению.

Разумеется, речь не идёт о том, что участок должен быть приведён в идеальное состояние на следующий день после покупки. Если вы владеете наделом, предназначенным для сельскохозяйственного производства, то начать выращивать соответствующие культуры необходимо в течение 3 лет (если более длительный срок не установлен законом). Этот интервал не включает в себя период освоения участка, а также время, в течение которого землю нельзя было использовать по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств.

Если будет выявлено, что владелец пользуется участком ненадлежащим образом, землю продадут с публичных торгов либо государство выкупит надел для собственных нужд. Средства, вырученные от продажи, передадут бывшему собственнику (за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов).

В отличие от других случаев изъятия участка, реквизицию из-за ненадлежащего использования можно предотвратить. Для этого необходимо начать осваивать надел и заплатить штраф за административное правонарушение в сроки, указанные в предупреждении.

ПРОЦЕДУРА ИЗЪЯТИЯ

Для того чтобы выявлять земельные участки, которые используются с нарушением правил, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы проводят плановое или внеплановое административное обследование наделов. В последние годы для этих целей активно используют современные технические средства — аэрофотосъёмку местности, например с помощью квадрокоптеров.

По результатам обследования составляется акт. Если выявлены нарушения, орган государственного земельного надзора выдаёт собственнику предписание об их устранении. Одновременно назначается штраф за ненадлежащее использование земельного надела в размере от 0,3 до 0,5 % от кадастровой стоимости участка, но не менее 3 тыс. руб.

Если нарушения не будут устранены владельцем в установленный в акте срок (обычно он составляет 30 дней), уполномоченный государственный или муниципальный орган вновь назначает наказание в виде штрафа. Его размер для нерадивых землевладельцев составляет от 10 до 20 тыс. руб. Когда хозяин продолжает игнорировать законные требования, сотрудники службы государственного земельного надзора обращаются в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, вправе передать дело в суд, чтобы изъять и продать земельный участок с публичных торгов.

В течение десяти дней со дня вступления в законную силу судебного акта об изъятии земли (или со дня принятия решения о реквизиции) исполнительные власти обязаны обратиться в Росреестр, чтобы оформить прекращение прав собственности на земельный участок. Кроме того, необходимо отправить сообщение в налоговую инспекцию, на что отводится семь дней.

В шестимесячный срок со дня вступления в силу решения суда об изъятии участка местные власти при необходимости организуют кадастровые работы и проводят публичные торги. Если же последние признают несостоявшимися, земельный надел в течение 2 мес может быть приобретён в государственную или муниципальную собственность по начальной цене.

Когда собственник участка не согласен с решением об изъятии, уполномоченный государственный орган вправе предъявить требование о продаже земли в суд.

Подготовка документов для изъятия участков представляет собой невероятно длительный и сложный процесс. Возможно, именно поэтому случаи принудительного отчуждения земель пока редки. Однако законодатель совершенствует нормативную базу, а практика показывает, что действенный механизм изъятия участков необходим.

НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Власти вправе изъять земельный участок, когда он используется не по назначению, то есть:

  • на пашне не возделывают сельскохозяйственные культуры и не обрабатывают почву, либо залесенность и (или) закустаренность пашни составляет свыше 15 % от площади надела;
  • на территории не скашивают траву, или содержание сорных растений в травостое превышает 30 % от площади участка;
  • на пастбищах не выпасают скот;
  • на землях с многолетними насаждениями не убирают урожай и не выкорчёвывают пни;
  • залесенность и (или) закустаренность сельскохозяйственных угодий (но не пашни) превышает 30 %;
  • закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 % от площади надела.
Читать еще:  Перепланировка квартиры: основные сведения

Снести — и точка. Госдума готовит закон против собственников недвижимости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который делает владельцев собственности практически бесправными. Депутаты предлагают упростить процедуру изъятия земли и недвижимости, расширив возможности местных органов самоуправления. Ключевое понятие во всем этом — застройка.

Ирина Мишина

Все началось с бытовой истории на одной подмосковной даче. Бизнесмен и блогер Михаил Нефёдов обнаружил, что кадастровая стоимость участка земли, на котором находится его дом, за последние 2 года выросла в несколько раз. Соответственно, выросли и налоги.

«Мне насчитали налог в 311 тысяч рублей в этом году. Когда я обратился к юристу, тот пояснил, что я этому факту радоваться должен. Это означает, что в течение года недвижимость у меня изымать точно не будут. В противном случае городу придётся выплатить мне 22 253 478 рублей компенсации. Если же кадастровая стоимость участка начнёт снижаться, это означает грядущие неприятности: дом мешает какой-то трассе , путепроводу или постройке торгового центра. В таких случаях местные власти дают команду снизить кадастровую стоимость собственности ниже рыночной», — рассказывает Михаил Нефёдов.

Нефёдову стало интересно, как происходит процесс оценки недвижимости. Для начала он попросил оценить цокольный этаж, в котором ещё шли работы. Оценщики оживились и назвали сумму: 22 миллиона рублей. За подвал, к тому же не достроенный! «Я сказал оценщикам, что никогда не смогу продать недостроенный цокольный этаж по такой цене», — рассказывает Михаил, — Но это их не смутило. Они сказали буквально следующее: если мы занизим стоимость – нам по шапке дадут, нас контролируют государственные структуры. Скажут, что оценочная контора портит статистику. Оценка по рыночной стоимости неизбежно снизит налоги».

А теперь – второй вариант. В последнее время некоторые жители, дома которых расположены неподалеку от МКАД, заметили, что кадастровая стоимость их домов стала ниже, чем раньше. Это означает только одно: скоро им могут объявить, что органы местной власти решили провести в данном месте ЛЭП, новую трассу, построить торговый центр или возвести новый жилищный комплекс, а их дома мешают осуществить эти благородные цели. Естественно, собственнику предложат компенсацию. Строго по кадастровой стоимости. По той самой, которая в последнее время внезапно упала.

У законопроекта № 503785-7 длинное название: «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ (. по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд). Если кратко, в Госдуме схему отбора собственности решили упростить до предела. Мешает ваш дачный участок новой развязке или трассе – пожалуйста, получите компенсацию за свою недвижимость на основании кадастровой стоимости. Естественно, в первую очередь пострадают те, кто не оформил строение. Если у вас участок с домом и дом этот дорогой, а в кадастре значится 500 000 рублей, то в случае его сноса вам выплатят всего 500 000 рублей, на которые и новую квартиру-то не купишь. Таким образом государство решает сразу две проблемы: теперь собственники домов, квартир и дачных участков сами будут заинтересованы оформить строение. После этого им придёт уведомление о налогах. Так что, оформляя недвижимость и участок земли, вы «попадаете» в том и в другом случае. Если не оформили — «отжать» дом властям ещё проще.

В новом законе есть одна интересная деталь: если раньше можно было изымать земли только для государственных нужд, то теперь можно будет забрать любой участок для строительства. То есть вас запросто могут лишить земли, на которой уже есть жилой дом, находящийся в собственности, и построить на этом месте новые здания. На изъятых землях будут вести строительство компании, которые заключат договор с местными властями. Собственникам жилья в этой схеме отводится более чем скромное место.

Необходимость принятия законопроекта обосновывают тем, что «комплексное развитие территорий» затрагивает «депрессивные площадки муниципальных образований». Отмечается, что эти территории «в большей степени расположены в центральных районах». Ну и конечно же этот законопроект «окажет благоприятное влияние на развитие строительной отрасли». Думаю, вы уже поняли: главные действующие лица законопроекта – застройщики.

Пресловутый законопроект прошёл в Думе только первое чтение, но фактически он уже применяется. «Если этот закон будет принят, он даст зелёный свет массе злоупотреблений со стороны чиновников. Мы уже столкнулись с подобной проблемой в Сочи накануне Олимпийских игр», — рассказывает Петр Домбровицкий, председатель Московской коллегии адвокатов «Домбровицкий и партнеры». — «Тогда, перед Олимпиадой, была суровая необходимость изъятия земель под стадионы и спортивные сооружения: речь шла о престиже государства. Дома, мешавшие стройке, были рекомендованы местными органами власти к сносу. Их оценивали буквально в копейки и сносили. Люди возмущались, подавали в суды… Но сверху была дана команда: на компромиссы не идти, суды принимали скоротечные решения. Таким образом был создан прецедент…».

Кстати, принимая решение об изъятии собственности, местные власти не проводят никакого голосования среди жителей, как это было предусмотрено в программе реновации. В пояснительной записке к законопроекту говорится: «местные власти не могут потребовать немедленного исполнения судебного решения об изъятии земли». Это даёт собственникам какое-то время для обращения в суд. Однако в статье Земельного кодекса, которая регулирует порядок изъятия земель в подобных случаях, нет упоминания о том, что решение суда можно обжаловать. В ней говорится лишь об обжаловании размера компенсации. Как действовать в такой ситуации?

«У собственников покупают землю всегда для какой-то определенной цели. Как правило, эта цель – строительство. Но целесообразность этого строительства необходимо еще доказать! Для этого должно быть решение суда. И судьи, как показывает практика, не всегда идут на поводу у местной администрации. Так что понимая всё несовершенство наших судов, я уверен, что именно суд в данном случае – единственный путь добиться справедливости. Только суд может определить рыночную стоимость дома, а не какой-то оценщик со стороны. К тому же застройщик в суде должен обосновать необходимость постройки именно в данном конкретном месте трассы, жилищного комплекса или очередного ТЦ. Кстати, не всё так безысходно. Недавно в Хорошевском районном суде Москвы мы выиграли суд у строительной компании «Донстрой». И ни одна вышестоящая инстанция их апелляции не удовлетворила», — рассказывает адвокат Петр Домбровицкий.

Юристы поясняют: когда рассматривался законопроект о реновации, в нём тоже был запрет на оспаривание решения о включении дома в программу. Была лишь заложена возможность оспаривания тех вариантов, которые предлагают взамен изымаемого. Затем эту норму убрали, и в итоговой версии её не стало. Хочется надеяться, что и этот законопроект претерпит логичные изменения.

Поправки в Земельный кодекс: государство может у вас отнять землю?

Антон Белов, эксперт центра

Внесены поправки в Земельный кодекс. Наш эксперт, проанализировав эти изменения, пришел к выводу, что фактически речь идет о новом законе. Как себя вести, если государство позарится на вашу землю?

Механизмы изъятия земли готовы

31 декабря 2014 года был подписан Федеральный закон №499-ФЗ, вносящий очередные поправки в Земельный кодекс. На этот раз переписан порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд. Закон вступает в силу 1 апреля 2015 г. Принятые поправки означают, что государство может у вас отнять землю.

С одной стороны возникает надежда на то, что данный инструмент будет применяться для реализации инфраструктурных проектов в политике, для строительства заводов, дорог, инженерных сетей. С другой стороны, гордость за великие стройки страны как-то уходит на второй план, если тебя выкинули из собственного дома. Всем понятно, что государство у нас далеко от понятия нравственности. Потому надо уметь себя защищать. Для этого надо знать механизмы изъятия земли.

По итогам года можно утверждать, что произведена почти полная замена Земельного кодекса в прежней редакции:

1) закон 171-ФЗ от 23.06.2014 установил детальный порядок предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности лицам (о чем мы писали в статье «Новый порядок получения земли: новый инструмент, но не новая стратегия»)

2) закон № 234-ФЗ от 21.07.2014 установил новый порядок земельного надзора и контроля

3) закон № 499-ФЗ от 31.12.2014 установил порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд.

На подходе – проект Федерального закона N 465407-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части перехода от деления земель на категории к территориальному зонированию». В случае его принятия, можно без оговорок говорить о полностью новом Земельном кодексе.

Изменения в Гражданский кодекс

Гражданский кодекс регулирует общие нормы гражданского оборота и является более общим актом, чем Земельный кодекс.

Он дополняется ст. 239.2 «Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд», где

— устанавливается единство судьбы изымаемого земельного участка и строений и сооружений на нем. Это означает, что вместе с изъятием земельного участка изымаются и все существующие на нем объекты недвижимости. Исключение составляют те сооружения, которые не противоречат целям изъятия (например, это может быть трубопровод в земле). Стоит заметить, что статья написана очень грамотно, с учетом всех прежних проблем, возникающих из-за неточности формулировок. Детально указаны все виды недвижимости и их составных частей (здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения в них), что не позволяет препятствовать изъятию участка, используя неточности в законе.

— устанавливается, что объекты, принадлежащему лицу на ином праве, изымаются так же и в том же порядке

Статья 272 «Изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд» излагается в новой редакции. В ней предусматривается:

— общий порядок изъятия, содержащий отсылочные нормы на Земельный кодекс,

Читать еще:  Как оформить санузел в скандинавском стиле: 8 простых шагов

— устанавливается, что со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств

— условия изъятия участка и объектов на нем устанавливаются в Соглашении об изъятии, который готовится и подписывается государственным органом и самим правообладателем. В случае не достижения согласия, такие условия устанавливаются судом.

Статья 280 излагается в новой редакции, в соответствии с которой предусматривается порядок пользования лицом объектами недвижимости до момента прекращения их прав. Уточнено, что затраты, произведенные лицом по улучшению этих объектов, уже не будут учитываться в сумме возмещения за изъятие объектов. Эта норма направлена на злоупотребления, направленные на повышение размера суммы возмещения после того, как лицо узнало о будущем изъятии объектов.

Новая редакция статьи 281 предусматривает порядок определения размера компенсации за изымаемые земельный участок и иные объекты недвижимости. Установлено, что лицо имеет выбор – получить денежную компенсацию или же получить иной земельный участок.

Статья 282 предусматривает порядок изъятия участка по решению суда в принудительном порядке.

Итого, статья 3 Закона описывает общий алгоритм действий и их вариаций по изъятию земельного участка у правообладателя.

Изменения в Градостроительный кодекс

Так как все последние изменения в Земельный кодекс завязаны на идею планирования использования земельных ресурсов, которая воплощена в Градостроительном кодексе в нормах о территориальном планировании, то внесены изменения в статью 9 ГСК РФ, предусматривающие, что не допускается принятие решений об изъятии земель в случае, если такие решения не обоснованы наличием документов территориального планирования (в том числе Генерального плана города), в которых предусмотрено размещение объектов, для которых планируется подобное изъятие.

Особо стоит отметить, что установлен срок в 3 года на изъятие земельного участка с момента утверждения проекта планировки территории, в котором предусмотрено размещение объекта, для которого требуется изъятие земельного участка. В случае, если решение об изъятии не принято в течение этого срока, проект планировки считается недействительным в этой части.

Таким образом на примере данного Закона и Закона 171-ФЗ мы наблюдаем твердое движения законодателя по линии привязки использования всех земельных ресурсов к документам территориального планирования. Земли предоставляются и изымаются только на основе таких документов.

Изменения в Земельный кодекс

Статьей 49 ЗК устанавливаются основания для изъятия земельного участка. В основном это объекты федерального значения и линейные инфраструктурные объекты.

Вводится глава 7.1, устанавливающая порядок изъятия земельных участков. Надо отметить, что структура Главы не вызывает нареканий как алгоритм-программа действий для управленца. Ее структура точна и логична.

Статья 56.2 ЗК устанавливает субъектов принятия решения об изъятии участка (кто?)

Статья 56.3 предусматривает условия принятия такого решения (почему?):

— решение об изъятии принимается только если такое изъятие предусмотрено документами территориального планирования, или если обосновано

1) решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории (в случае изъятия земельных участков для создания или расширения особо охраняемой природной территории);

2) международным договором Российской Федерации (в случае изъятия земельных участков для выполнения международного договора);

3) лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя);

4) решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).

Статья 56.4 предусматривает, что помимо изъятия участка по инициативе органа власти, такое изъятие возможно на основе решения органа власти ходатайства следующих лиц:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия земельных участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения, и обеспечивающих деятельность этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деятельность, для обеспечения которой осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Так же устанавливается порядок подачи ходатайства об изъятии и порядок действий органа власти после его получения.

Статья 56.5 предусматривает порядок действий в случае наличия проблемы неопределенности правообладателя объектов, которые следует изъять:

— орган власти обязан произвести уведомление о предстоящем изъятии и розыск правообладателя четырьмя предусмотренными статьей способами

— правообладатели изымаемых объектов обязаны в течение 60 дней с даты публикации объявления об изъятии должны подать в орган власти, уполномоченный принять решение об изъятии объектов, заявление об учете их прав с приложением документов, подтверждающих их права

— в случае, если правообладатель не выявлен, орган власти обращается в суд о признании права государства на этот земельный участок

— правообладатели участка, права которых не были выявлены в установленном порядке, все-таки имеют право на возмещение убытка

Статья 56.6 «Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд» предусматривает:

— порядок принятия решения (КАК?)

— решение об изъятии может быть принято как в отношении существующего участка, так и в отношении участка. Которые следует образовать,

— неурегулированность вопросов относительно регистрации прав и точности границ участка признано не являющимся препятствием к изъятию

Статья 56.7 регламентирует вопросы подготовки соглашения об изъятии и предусматривает, что все работы по уточнению границ, формированию участка, в том числе того, который планируется предоставить взамен, по оценке изымаемого участка, по подготовке соглашения ведет орган, принявший решение об изъятии или лицо, по чьему ходатайству осуществляется изъятие. Согласия правообладателя изымаемого участка не требуется.

Статьи 56.8-56.10 предусматривают порядок подписания соглашения об изъятии и порядок урегулирования смежных вопросов. Установлен срок для подписания правообладателем соглашения – 90 дней с момента получения. В случае неподписания, орган власти обращается в суд.

Переходные положения и особые условия

Статья 26 закона предусматривает особые условия регулирования земельных отношений по вопросам изъятия участков в переходный период. В частности:

— если принято решение об изъятии участка до вступления в силу этого Закона, то подготовка соглашения об изъятии осуществляется по правилам нового закона

— если изымается земельный участок занятый объектами недвижимости, и права на участок не оформлены, то компенсация за него определяется как за участок, переданный в аренда на 49 лет

— если изымается участок, на который права не оформлены, но на котором стоит дом, права на который возникли у лица до введения в действия ЗК (2001 год) или после, но в порядке наследования, то компенсация за участок осуществляется в размере как за участок, оформленный в собственность. Это значит, что в других случаях компенсация меньше, как за участок находящийся в аренде,

— если земельный участок предоставлен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или ином праве, не предусмотренном законодательством Российской Федерации и возникшем до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, которые устанавливают или удостоверяют право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, при проведении оценки такого земельного участка применяются правила оценки земельных участков, принадлежащих гражданам на праве собственности

Три совета правообладателю земельного участка

Итак, все уже готово для отъема земли. Во-первых, введен в действие оперативный и четкий механизм изъятия земельных участков. Во-вторых, предусмотрен порядок компенсации за изъятые объекты недвижимости. Нельзя утверждать о его особой демократичности особом учете интересов правообладателя участка, однако в вопросе изъятия не может быть особой демократичности. Все споры могут развернуться вокруг рыночной оценки и предоставления аналогичного земельного участка.

Правообладателям земельного участка можно посоветовать безотлагательно следующее:

1. Наведите порядок в границах и правах на свой участок, здания и сооружения. Спустя долгое время мы все равно приходим к тому, что с документами надо разобраться, ибо от них зависит все то, что вам принадлежит. Стоимость этих усилий в любом случае будет меньше стоимости ваших проблем при изъятии вашего имущества.

2. Будьте в курсе планах властей относительно вашего города, района и т.д. Это можно делать либо в местных СМИ, либо периодически делать запросы в местную архитектуру, либо самостоятельно отслеживать изменения в генплан и проекты планировки местности, где вы проживаете.

3. Удостоверьтесь в том, что в Едином государственном реестре прав указаны актуальные данные (адрес и телефон для связи с вами).

Так вы сможете избавить себя от значительной части проблем в том случае, если государство позарится на вашу землю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector