Искушение камнем

И было сие, и так было…

И посмотрел Господь Бог на человека, на творение рук своих, и остался доволен произведённым Собою.

И увидел Сатана, что человек радуется тому, что благоволит к нему Господь.

И прельстил Сатана человека обратить взор свой на себя самого, дабы сравнил он себя с Создателем своим.

И увидел человек, что он несовершенен перед Богом. И обида запала в душу его.

И помыслил человек в сердце своём: «Да не будет так! Ибо это есть зло».

И спросил Господь Бог человека:

— Помнишь ли ты, человек, о чём Я говорил с тобою, и что обещал ты мне при создании.

И ответил человек:

И молвил Господь:

— Живи, покуда не вспомнишь слов и обещаний твоих, данных мне. А в день, когда сие произойдёт, смертью умрёшь, и призову я душу твою на суд мой. И воздастся тебе воздаяние по делам твоим.

И ушёл Господь Бог. Словно солнце за тучей скрылся.

И остался один-одинёшенек человек на земле. И горько плакал он, и молил он Господа простить его и вернуться. Стоном его ветер завывал, слезами его дождь плакал, тоскою горькой звёзды светили.

И подошёл к человеку Сатана, и успокаивал он человека:

— Не плачь, друг. Что с него взять, совсем старик из ума выжил. Ты не один на этой земле, кого невзлюбил господь. Иди, там возле реки будет ждать тебя твоя половинка. Великая тайна она. И познаешь ты её. И имя её – любовь!

И побрёл человек по дороге ему указанной. И встретил он её, и влюбился человек, и узнали они, мужчина и женщина, друг друга. И успокоился человек на время. И уснул человек, и жил он так несколько лет в полудрёме.

И встретил однажды человек другого, похожего на него. И спросил он его:

И ответил ему другой:

— Я друг твой, человек.

И привёл человек друга своего в дом свой, и накормил его и оставил ночевать, так как некуда тому было идти.

И на другую ночь остался спать друг, и на следующую…

Так жили они некоторое время. Днём работу работали, а на ночь приходили ночевать в дом к человеку.

И однажды под утро проснулся человек и увидел жену свою в объятиях друга своего. И схватил он нож, и убил друга, оказавшегося предателем.

Жена же сбежала и позвала стражников, и оклеветала она мужа своего, дабы не быть ей обесчещенной.

И сковали человека цепями, и бросили до суда в темницу.

И был суд. И повторила на суде жена ложь против мужа своего.

И был тогда закон: смертью платить за смерть. И приговорили человека быть казнённым. И утром казнь приведут в исполнение…

И была ночь. И смотрел человек в маленькое окошечко с решётками железными и думал: «Вот и смерть моя пришла, а я так и не вспомнил слов обещания моего Господу».

И сон окутал его. Проснулся он с первым лучом солнечным. Сырые стены подвала, холодный каменный пол. Не сном был мой вчерашний день, подумал человек, смерть меня ждёт.

Где-то к обеду зазвенели ключи в двери, дверь открылась, и вошли стражники.

И собрался человек с духом, и приготовился идти на казнь свою.

Но прорёк тут старший стражник:

— Помилован ты, человек. Упало на сердце князю нашему, что что-то не так в деле твоём. И привели к нему жену твою, и спросили её с пристрастием. И она рассказала правду. И назвала она имя своё — блудница. Иди, свободен ты. И пали кандалы с рук человека, и вышел он на улицу, и солнце осветило его.

И не вспомнил он о Господе Боге. И не сказал в сердце своём:

— Господи, благодарю Тебя.

А шёл он мимо лавки, где торговали хмельною бражкой. Дошёл он до дома своего, хотел взять несколько монет из тайника, где хранил он заработанные работой деньги, чтобы купить бутылку себе хмельного. Пустым оказался тайник. Видно, жена всё потратила на жизнь негожую свою, или друг украл. Неважно, не пойман – не вор.

Но уж больно выпить хотелось. Пошёл человек к торговцу зельем хмельным и попросился к нему в работники, буду, мол, бочки бондарить, по складу работать и прочее. Платить же мне можно бражкой и хлебом с картошкой.

Согласился торговец, и подписали они договор.

Проработал так человек несколько лет. Совсем телом он стал измождён и соображал теперь с трудом.

И прогнал его торговец. И лишился человек работы.

И пошёл человек, сам не зная куда.

И встретил его на дороге Сатана. И спросил он его:

— Куда идёшь, человек?

И ответил человек:

— Кто в бедах твоих виноват, человек?

— Наверное, Бог, Господь мой.

— Да, ты прав, человек. Но супротив сего есть верное средство. Восстань против Бога, скинь оковы его….

И проснулся человек. И видит, что идут к нему Сатана и бесы, слуги его с ним вместе. И у каждого беса прелесть и искушение бесовское, которые блестят, как золото и искрятся всеми цветами радуги.

— Прими человек дары наши, всё отдадим тебе. Ну, разве что самую малость попросим – душу твою. Зачем она тебе? Только терзает тебя совестью, только корит тебя и стенает.

Поспешай, человек! Желающих тут много на земле.

И взмолился человек:

— Господи! Будь милостив, посоветуй, что делать мне?!

И ответом было молчание.

И взроптал человек, и в гневе своём открыл душу дьяволу: «Возьми душу мою, радости и прелестей же мне твоих дай! Ласки дев, как вино хмельное. Яства царские с золотых блюд…»

И протянул он руку, чтобы взять у бесов искрящихся даров их.

И битым стеклом, заражённым ядом похоти, оказались прелести бесовские. И сверкало солнце на битом стекле.

И потекла кровь по пальцам человека. И не заживали раны. И дьявол, смеясь, покинул его, и сгинул весь с ним сонм служителей бесовских.

И остался один человек.

И только стекло алым цветом, обагрённое кровью, искрилось.

И вспомнил человек, что обещал он Господу. И молвил он синеющими губами: «Будь милостив ко мне, грешному, Господи!»

И услышал Господь мольбу человека. И стали заживать раны человека, и исцелился он.

И снова забыл человек о Господе Боге. И не сказал в сердце своём: «Господи, благодарю тебя».

И продолжил человек путь свой довольный и радостный. Ибо думал, что здоров он, и умён, и сможет сам он теперь всего достигнуть.

И был к нему глас. И подошёл к человеку Сатана в образе Господа Бога его.

И взор был замутнён у человека, и не видел он, что это дьявол.

И пал в ноги дьяволу человек, и простёр руки свои исцелённые и поклялся волю Господа своего исполнять, какой бы она не была.

И слово было к человеку от дьявола: «Иди человек и проповедуй обо мне, о силе моей и могуществе».

И пошёл человек в землю ему указанную. И проповедовал он.

И слово его легло на сердца людские, и многие веровать стали. И хвалу возносили Богу, и славили люди Бога и человека…

И спал ночью человек, и был к нему голос: «Остановись! Учение дьявольское ты распространил на земле, и люди под властью грехов теперь жить стали, и не я, но дьявол теперь властвует над землёю».

И проснулся человек, и открыл глаза, и увидел он, что творится вокруг. И ужаснулся. Истинно, истинно дьявол!

И решил разумением своим человек: «Не будет так».

И вышел он на улицы, и ходил он по площадям и проповедовал, что Бог на земле – дьявол.

И сочли люди человека этого сумасшедшим, и возненавидели они его, и стали считать богоотступником. И бросали в него камни они, и в кровь били человека.

И пал он, и сил более не было встать.

И говорил Сатана с человеком, и сказал он: «Вспомни человек клятву свою, произнесённую тобой при встрече нашей. Нарушил ты клятву твою, и смертью умрёшь. Но я – всемогущ. И попроси для себя пощады. И дарую я тебе жизнь».

И в растерянности ума своего брошен был человек: и вперёд не пойдёшь, и назад не воротишься.

И умереть страшно. И жить так более – невозможно.

И угасал человек. И не знал он, что ему делать.

И приблизился вновь Сатана к человеку, и спросил:

— Что человек, ты не боишься умереть? Время тебе пришло.

И ответил человек:

— Изыди, сатана. Не будет на земле Господа, кроме Бога моего.

И погас огонь жизни человека. И облаком дыма погасшей свечи ввысь душа его устремилась.

И разверзлись небеса. И приняло его небо.

И вострубили трубы ангелов: «Исполнил ты предначертанное».

И перевернуло время лист истории.

И вот – новая сотворена жизнь и судьба.

И посмотрел Господь Бог на человека, на творение рук своих, и остался доволен произведённым собою.

Значение слова «искушение»: что это такое в православии, как не поддаться искушению

Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.

Что такое искушение

Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

Происхождение слова

Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».

Читать еще:  Как оформить квартиру в мансарде функционально и стильно: 7 полезных советов

Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

Значение понятия

По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит , оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.

Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек . Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.

Упоминания в Библии

Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.

Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии , теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.

Виды искушений

У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.

Материальные блага

Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.

Соблазны и греховные удовольствия

Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).

И все это — соблазнения дьявола, которым люди поддались. Зависть ближнему, измена и предательство, плотские удовольствия, нарушения Божьих заповедей — большие соблазны, которые всегда противоречили христианской морали, да и этическим нормам в принципе.

Испытания Господа

Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.

Вот эти испытания:

  1. Голод. Сатана предложил Христу превратить камни в хлебы, на что Христос ответил: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
  2. Гордыня, когда нечистый сказал, чтобы Христос прыгнул со скалы, и Ангелы поймали его. Вот каков был ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
  3. Вера. Сатана предложил Христу власть над всем земным, если тот поклонится ему, но Христос был также непоколебим.

Влияние на человека

Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Как бороться с искушениями

Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.

Вот несколько пунктов, которые, как объясняют священники , помогут людям не поддаться искушению :

  • нужно иметь твердую веру и принципы;
  • если вы верующий, то в трудную минуту искренне помолитесь, и тогда Бог поможет перебороть в себе это чувство;
  • будьте занятым и целеустремленным, тогда работа и любимое дело будут отвлекать вас от греховных мыслей;
  • в момент, когда готовы сорваться, представьте, что будет после того, как это сделаете, визуализируйте момент раскаяния, тогда будет легче отказаться от соблазна;
  • старайтесь чаще помогать ближним и защищайте слабых — это разовьет чувство милосердия и добра;
  • и самое главное — никогда не сомневайтесь в себе и своих силах.

Видео о том, как бороться с соблазном

Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.

Искушение и соблазн

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Искушение — это желание чего-нибудь запретного, недозволенного; то, что прельщает и влечет. В русском языке слово «искушение» означает то же самое, что «соблазн». Вс-вышний наделил нас свободой выбора и понятием о добре и зле. Делая правильный выбор и не поддаваясь искушениям, человек получает высокую награду.

Оглавление

Свобода выбора и награда [↑]

Как известно, Вс-вышний наделил человека свободой выбора и создал для него (то есть для нас!) такой мир, в котором действуют добро и зло. Творец ставит перед человеком задачу, чтобы он служил Ему, приближаясь к Истине. Наш мир устроен так, что служить Вс-вышнему здесь очень трудно: на каждом шагу подстерегают нас искушения и соблазны, уводящие нас с истинного пути.

Тот, кто поддается соблазнам, восстает против Воли Творца. Тот, кто преодолевает их, следует дорогой добра — получает шанс получить вознаграждение Неба. Все соблазны ниспосланы Творцом, чтобы человек, пользуясь дарованной ему свободой выбора, отверг их. И чем труднее выполнить Б-жественное веление, тем большее удовлетворение испытывает человек, исполнив его, и тем выше награда.

Б-г создал два уровня существования. Олам hазэ — этот мир — средоточие искушений, труда и преодоления, где мы зарабатываем себе свое конечное воздаяние. Второй уровень — олам hаба — грядущий мир — мир конечного воздаяния, в котором истинная природа наших дел будет совершенно очевидна. Олам hазэ ставит перед нами величайшие задачи, а олам hаба дает высшие возможности для осознания истинной цели наших поступков, истинной природы наших трудностей, а также и того, как мы решили поставленные перед нами задачи.

Первое искушение человечества [↑]

Первоначально зло не было присуще человеку, который представлял собой настолько цельное создание, что у него не было никакого желания или побуждения делать зло.

Первый человек жил в полной гармонии с самим собой и окружавшей его средой. Он не был знаком ни с какими конфликтами, не испытывал никакой неудовлетворенности, не страдал от принуждений или недостатка самообладания. Он был избавлен от необходимости тяжело трудиться и думать о пропитании, одежде и крове. Он мог спокойно созерцать вечную мудрость Творца и беспрепятственно общаться с ним.

Первое в мире искушение было послано Адаму и было сформулировано в виде заповеди — не есть плоды с Древа познания. Хава была введена в искушение змеем и вместе с мужем отведала запрещенный плод: «И сказал Господь Б-г жене: Что ты сделала! И сказала жена: Змей соблазнил меня» (Берешит 13).

В Древе познания добро и зло переплетались таким образом, что их невозможно было отделить одно от другого. Стоило человеку отведать плод того дерева — как зло стало неотъемлемой частью его натуры. Теперь в нем появилось злое побуждение, йецер а-ра, ставшее составным элементом его души. С тех пор человек обречен все свои дни бороться с этим злом, пытаясь его одолеть.

Саба из Новардока в книге Уровень человека объясняет, что Адам до греха именно своей свободой воли отличался от ангела. Изначальный выбор Адама был совсем не похож на то, что приходится выбирать нам: между добром и злом, правдой и ложью. Его выбор заключался в том, жить ли жизнью ангела или человека, и это зависело от плода дерева познания.

Читать еще:  Какими цветами покрасить стены: 46 вариантов на любой вкус

Если бы Адам захотел жить жизнью ангела, не беспокоясь о возможной потере духовных достижений, ему следовало остерегаться дерева познания. Не вкусивший его плода человеческий разум оставался бы неподвластным никаким вожделениям и колебаниям в мире. Но если он хочет жить в состоянии постоянного выбора, в полной мере ощутить все вожделения и страсти, чтобы бороться с ними и побеждать, ему следует отведать плодов древа познания.

Тогда в нем проснутся все внутренние склонности и качества, требующие усиленной работы над собой. Тогда у его разума будет достойный противник и, одержав победу, человек сможет подняться на еще более высокий уровень. Одержав такую победу, человек так же заслужит вечную жизнь, как это было до того, как он отведал плод дерева познания.

Рамхаль (в Месилат Йешарим 27) указывает на тот канал, через который испокон веков действует на людей искушение: «Ведь именно соблазн глаз, влекомых видимой полезностью и привлекательностью вещей, вводит в заблуждение природу человека настолько, что необходимы колоссальные усилия и хитрости, чтобы воздержаться от этих удовольствий». Подобный соблазн, по свидетельству Писания, послужил причиной первого совершенного [человеком] греха (Берешит 3:6): «И увидела женщина, что хорошо дерево для еды, и вожделенно для глаз… и взяла от плодов его, и ела…».

Также сказано и в Бемидбар (15:39): «…и не будете следовать за сердцами вашими и за глазами вашими, которые ведут вас к разврату». Человек вглядывается в то, во что не надо было вглядываться, его сердце отвращается от верного и всестороннего взгляда на вещи, к которому ему следовало бы быть привязанным, и обращается к миражам и ложным фантазиям.

Не поддаваться искушению [↑]

Известно, что не все запреты Торы одинаково привлекательны. Раньше самым большим искушением было идолопоклонство. После того как в начале периода Второго Храма оно было остановлено, самыми соблазнительными стали запрещенные отношения. Однако даже среди запрещенных связей одни намного более желаемы, чем другие, а некоторые даже кажутся противными нормальному человеку.

Рамбан (к Дварим 29:18) пишет, что человек, начинающий с нарушений тех заповедей, к которым у него жажда, не остановится на этом. В своей постоянной погоне за удовольствиями он, в конечном счете, начнет делать даже самые отвратительные вещи, которые прежде и ему казались неприятными.

В наше время, как никогда раньше, возможность отдаться греху совершенно незаметно для окружающих необычайно велика. Но тот, кто не поддастся на искушение, одним лишь этим исправит гораздо больше, чем все, что его предки должны были исправлять скрупулезным и длительным трудом!

Чаще всего разнообразным искушениям нас подвергает наше собственное дурное начало, йецер а-ра. Наша задача — бороться с ним, не слушать его и не вступать с ним в дискуссию.

Самое важное оружие в борьбе с йецером — изучение Торы. Сказали мудрецы (Кидушин 30 б): «Вс-вышний создал дурное стремление и создал лекарство от него — Тору».

А в Трактате Брахот () наши мудрецы говорят: если человеку не удается рассердиться на свое стремление к соблазнам, пусть займется Торой. Если не помогло — пусть читает Шма Йисраэль. Если не помогло — пусть вспомнит о дне смерти: что останется от него и его стремлений?

Даже если иногда человек падает, он не должен отчаиваться. Ему следует каждый раз заново принимать решение не возвращаться к своим дурным делам. Так сказал царь Шломо в книге Мишлей (24, 16): «Ибо семь раз упадёт праведный, но встанет…».

Саба из Новардока учит нас (в книге «Уровень человека»), что человек должен помнить свои успехи в борьбе с искушениями, а не неудачи, и говорить себе: «Я могу добиться успеха, потому что уже несколько раз мне удавалось обуздать дурное стремление». Важно, чтобы человек обращал внимание на хорошее, которое есть в нем, а не на плохое. Сказали мудрецы (Пиркей Авот 2, 18): «Не считай сам себя грешником».

Держись подальше от соблазнов [↑]

Каждое потенциально дурное свойство характера проявляется в действии исключительно под воздействием какой-либо внешней силы, подбивающей его на это, подобно тому, что сказано в Талмуде (Сота 7): «Многое делают соседи». Но уже от самого человека зависит, будет ли он вводить себя в искушение — в ту обстановку, среду, атмосферу, которая способствует проявлению самых негативных черт его характера.

И тот, кто знает себя, отдаляется от обстановки, способствующей греху, и не позволяет личным интересам и пристрастиям вводить в заблуждение свой разум. Тогда человек готов к принятию ясной истины, и его разум очищается в такой степени, что грех его уже совсем не привлекает.

Этому мы учимся у великих праведников — таких, как Йосеф. Сказано в Мидраш Теилим (114): «Море увидело и отступило». Что «увидело» море? — Гроб Йосефа, который несли к морю. Сказал Всевышний: «Отступит перед тем, кто отступил». Написано — «…и отступил и выбежал вон, поэтому и море отступило перед ним».

За то, что не согрешил Йосеф, получил он награду. Важнейший принцип служения человека Творцу, его главная задача — как можно скорее уйти из места, где его подстерегает искушение, а не оставаться там один на один со своим дурным побуждением и не вступать с ним в противоборство.

Потому-то «и отступил» Йосеф, «и выбежал вон, и оставил одежду у нее», что хотел как можно скорее удалиться от искушения. А если бы он задержался, чтобы вступить в борьбу, это означало бы, что он еще на мгновение остался в опасном месте, а этого Йосеф хотел избежать любой ценой.

Важно «держаться подальше» от всего, что может привести к нарушению. Во многих местах в Талмуде (Шабат 13а, Псахим 40 б, Йевамот 46а и др.) приводится следующее высказывание мудрецов: «Иди, иди, — говорят, — назир (ему запрещено вино), иди кружным путём, к винограднику не приближайся».

В трактате Бава Батра 57Б обсуждается вопрос о том, что не следует смотреть на женщин, когда они стирают, подоткнув юбки. В Авода Зара (17) видим дискуссию о том, можно ли идти по дороге, ведущей к языческому капищу. И вывод всюду один: «Да не подвергнет себя человек испытаниям — ведь даже Давид, царь Израиля, попросил испытания и не устоял».

Про Давида сказано, что он насытил свой йецер а-ра дозволенным, «и забыл правило, что, если йецер а-ра насыщают, — он голоден, а если его морят голодом, — сыт» (Санхедрин 107а). Вместо того, чтобы отдалиться от йецер а-ра в области дозволенного, он приблизился к нему и «оступился».

Ангел-искуситель и воздержание [↑]

Раби Бахие бар Йосеф Ибн Пакуда в знаменитом труде Ховот а-Левавот пишет о том, что верующий человек должен научиться противостоять искушениям, а для этого учиться воздержанию. В принципе, воздержание свойственно всему живому: животных сдерживает инстинкт, а человек понимает, что если не будет знать меры наслаждениям, то просто заболеет — организм не выдержит. Господь дал нам желания, чтобы мы могли существовать, и послал ангела-искусителя, чтобы поддерживать их на определенном уровне. И назначил нам Всевышний награду, если мы будем правильно рассчитывать наши желания.

По Торе, воздержание — это полный контроль разума над животным началом. И хотя праведник живет в том же самом мире, что и все люди, и ангел-искуситель так же нападает на него, его душа нечувствительна к соблазнам и всего себя он посвящает служению Господу.

Наши праотцы и пророки обладали стальной волей и мощным интеллектом. Ангел-искуситель ничего не мог с ними поделать. Эти люди были так крепко связаны со Всевышним, что не нуждались в особом воздержании.

Евреи бедствовали в Египте, но после исхода, когда их положение упрочилось, они стали предаваться излишествам. Уровень святости сразу же упал, интеллект нации ослаб. Пророки бичевали грехи народа и призывали к покаянию. Так повторялось во всех поколениях. Чем ближе к нашему времени, тем больше требовалось воздержания, чтобы сохранить духовность. Это происходит потому, что мы не живем той чистой и гармоничной жизнью, которую вели наши праотцы.

Соблазны как мираж [↑]

Каждый день в завершение утренних благословений, перед началом молитвы, мы обращаемся к Вс-вышнему с просьбой: «Да будет Воля Твоя… приучить нас к Торе Твоей и приблизить нас к заповедям Твоим. И не приводи нас ни к изъяну, ни к нарушению и греху. И ни к испытанию, и ни к позору. И не дай властвовать над нами злому началу (йецер а-ра), и отдали нас от дурного человека, от плохого друга, и приблизи нас к доброму началу (йецер а-тов) и к добрым делам. И заставь наши стремления подчиниться Тебе, и дай нам обрести сегодня и каждый день милость, и благо, и милосердие в Твоих глазах и глазах всех видящих нас…».

Если человек направляет свои стремления, мысли и усилия на изучение Торы и выполнение заповедей, обращается к Всевышнему в молитве, — его мир наполняется настоящим и воображаемые соблазны развеиваются, как мираж.

Что говорит Библия про соблазны?

«Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.» (Матф.18:7)

Что такое соблазн? Согласно Толковому словарю это слово имеет два значения: 1. То, что прельщает, влечёт к себе, искушение. 2. Греховное искушение; то, что вызывает греховные мысли, толкает к греху. Первое, мирское понятие – это желания нашей плоти, похоть житейская, а второе, религиозное – грех. Думаете, почему два таких значения? А потому что мы отделили сегодня грех от нашей похоти. Так же выгоднее. То, что я хочу много денег, хорошо пожить, добиться хорошего положения в обществе, власти, разве это плохо? Нет, это еще не грех. Догадываетесь, откуда это идет? « А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».» (Ис.14:13,14) У Люцифера тоже был соблазн быть выше, чем он фактически был, и вы прекрасно знаете, чем закончился такой соблазн. Вся наша земля в течении уже 6 тысячелетий содрогается от его последствий.

Читать еще:  Какую конструкцию межкомнатных дверей выбрать?

Итак, с точки зрения мира, соблазн – это неплохо. А что говорит об этом Библия? Стих, который мы прочитали, говорит нам, что горе миру от соблазнов. Ну, если Христос говорит – горе, то ничего хорошего, видимо, здесь совсем нет. Таким образом, Бог нам говорит, соблазны – это плохо.

Давайте разберемся тогда, что такое соблазн с точки зрения Библии, что включает в себя соблазн.

1. «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16:23,24)

В чем тут заключается соблазн? Думать о человеческом , а не о Божьем. Это как? А Христос далее сразу же дает ответ. О человеческом – значит, как бы пожить для себя, урвать себе что-то получше и побольше. А о Божьем — отвергнись себя, то есть откажись от себя, забудь про себя, возьми крест свой, то есть то, что тебе предстоит вынести, и следуй за Христом, исполняй все его повеления.

Думаете, всем как раз вот это последнее и хочется делать. Всю жизнь мечтали так пожить! Ну, конечно же, нет. А потому и начинаются соблазны, как бы так всем говорить, что я с Богом, а самому жить для себя. Понимаете?

2. «Подобным образом и посеянное на каменистом [месте] означает тех, которые, когда услышат слово, тотчас с радостью принимают его, но не имеют в себе корня и непостоянны ; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются.» (Мар.4:16-17)

Второй момент. С радостью приняли Евангельскую Весть, поверили, решили следовать за Христом. Но всё это здорово и радостно, когда всё в жизни хорошо и нет никаких ни препятствий, ни испытаний, ни искушений. Но так быть всегда не может. И первые серьезные испытания сразу же показывают, кто в эту Весть не уверовал, а только соблазнился. Человек уходит, потому что не хочет терпеть трудности.

3. «Сын человеческий! Сии люди допустили идолов своих в сердце свое и поставили соблазн нечестия своего перед лицем своим: могу ли Я отвечать им?» (Иез.14:3)

А здесь о чем речь? Допустили идолов своих в сердце своё. То есть в то место, где в человеке должен жить и обитать Бог, они допустили идолов – а это как раз те желания и похоти плоти, о которых мы говорили вначале. Вот они где, оказывается. И к чему это приводит? К разрыву человека с Богом. Бог не будет делить сердце человека с его идолами-похотями, Он просто уйдет тогда. И человек соблазнился – допустил в сердце нечестие. Ушла Честь – пришло нечестие.

4. « Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа. Но вы уклонились от пути сего , для многих послужили соблазном в законе , разрушили завет Левия, говорит Господь Саваоф.» Мал.2:8)

Наш путь – это путь с Христом, куда Он скажет, и чтобы идти по нему, нужно хранить ведение, то есть знать и иметь истину, и соблюдать Закон Божий. Когда же мы не исполняем это, впуская в свою жизнь неправду и беззаконие, то уклоняемся с этого пути, соблазняемся сами и соблазняем других.

5. «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей . Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые» (Иуд.1:10-12)

Идем путем Каиновым, то есть своим путем, этот путь – путь получения для себя выгоды , богатства и всех благ, и мы бываем упорны на этом пути, несмотря на то, что погибаем на нем.

6. «Господа Саваофа — Его чтите свято, и Он — страх ваш, и Он — трепет ваш! И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены.» (Ис.8:13-15)

«Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна , о который они претыкаются, не покоряясь слову , на что они и оставлены.»(1Пет.2:7-8)

И, смотрите, как интересно, камнем соблазна, является Сам Бог, Сам Христос. И когда мы соблазняемся? Когда, написано – не покоряемся Его Слову. Или по-другому, живем по своим законом, для себя и как я хочу. «Будете, как боги» — с этого всё когда-то и началось. Это был первый соблазн. И сегодня все соблазны, которые мы перечислили, они, как ни странно, заключаются в этих же трех словах.

Думаешь о человеческом, а не о Божьем – потому что я сам себе бог.

Не хочешь терпеть лишения – я сам себе бог и знаю, что мне надо.

Допустили идолов в сердце свое – я сам себе бог, кого хочу, того и впускаю.

Уклонились от пути встали на свой путь – я сам себе бог, куда хочу, туда и иду.

Не покорились слову Бога – я сам себе бог и сам устанавливаю себе законы.

«Будете, как боги» – я сам себе бог — вот оно общее определение всех наших соблазнов .

Что будет с соблазнами? Какая участь их ждет?

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ( соблазны ), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют .» (Гал.5:19-21)

« Истреблю людей и скот, истреблю птиц небесных и рыб морских, и соблазны вместе с нечестивыми; истреблю людей с лица земли, говорит Господь.» (Соф.1:3)

Но почему тогда Господь допускает эти соблазны на нашей земле?

Почему тогда в Мф.18:7 Он говорит, что « надобно придти соблазнам », а в Лук.17:1 – « невозможно не придти соблазнам»? То есть эти соблазны, получается, для чего-то нужны. Для чего? А чтобы человек сделал выбор – кого он делает для себя богом – себя или Господа, кому он отдаст своё сердце и свою душу. А от этого будет зависеть и его дальнейшая судьба – в жизнь вечную вместе с Христом, где один только Бог, или в озеро огненное, где как раз и соберется очень много маленьких таких божков.

Что же нам делать? Как не допустить соблазны в наше сердце?

«Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.» (Матф.18:8-9; 5:29-30) Христос говорит, если что-то соблазняет тебя, пусть даже это будет какой-то орган тела, или что-то очень важное и значимое для тебя, неважно – вырви это, выбрось и тем самым положи конец соблазну.

« Не станем же более судить друг друга , а лучше судите о том, как бы не подавать брату [случая к] преткновению или соблазну.» (Рим.14:13)

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны , вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим.16:17)

«Сказал также [Иисус] ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою …» (Лук.17:1-3) Вообще, это очень хороший совет, который мы с вами слышим на протяжении уже нескольких тем – наблюдайте за собою, исследуйте себя, остановитесь на путях ваших. Думайте!

« А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что [искали] не в вере, а в делах закона . Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.» (Рим.9:31-33) Даже выполняя требования Бога, можно соблазниться. Это тогда, когда мы будем это делать не из любви, а других побуждений. И у нас будет не исполнение закона, а законничество. Поэтому Иоанн и говорит: « Кто любит брата своего , тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна.» (1Иоан.2:10) Таким образом, отличным средством от соблазна является любовь.

«И блажен, кто не соблазнится о Мне.» (Матф.11:6) – говорит Христос. Почему такой человек счастлив? Потому что он вернется в свой Отчий дом, он обретет свою настоящую, Небесную семью, потому что он получит жизнь, а еще – он будет всегда со свои Богом.

«Сие сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.» (Иоан.16:1)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector