Арт-хаус

Что такое артхаус? Определение и происхождение термина

Артхаус — довольно популярное слово в наши дни. Однако, многие даже не догадываются о том, что это направление имеет свою уже достаточно долгую историю. Что же означает сам термин? Если говорить своими словами, артхаус — это жанр фильмов, не предназначенных для массового просмотра. Своеобразный кинематограф для избранных.

Обратимся к истории

Традиция фильмов артхаус берет начало еще в 20-30-х годах XX века. Тогда среди режиссеров зародилось мнение о том, что кино нужно разделять на массовое и элитарное. К первой категории относились фильмы развлекательного характера, приключения, драмы и мелодрамы, не рассчитанные на высокоинтеллектуальное восприятие. А вторая категория подразумевала развитую и прогрессивную, но немногочисленную артхаусп ублику. Большая часть зрителей рассматривает кино именно как развлечение или способ проведения досуга, но не как искусство. Этим как раз и обусловлен тот факт, что фильмами артхаус интересуется так называемая нишевая публика, т. е. люди с должной подготовкой и знаниями в области киноискусства.

Специфика термина

Однозначно ответить на вопрос «Что такое артхаус?» нельзя. В общем понимании это, как уже было сказано выше, жанр кинематографа. Однако в 40-е годы в Америке артхаусами называли места, где собирались зрители для просмотра классического довоенного национального кино, а также зарубежных лент независимого производства. Поэтому нельзя рассуждать о том, что такое артхаус, рассматривая вопрос только с одной стороны.

Также, во избежание путаницы, стоит отметить, что в западных странах фильмы подобного стиля принято называть термином “арт-кино”, что существенно упрощает категоризацию.

Артхаус и стереотипы мышления

К сожалению, к фильмам артхаус сейчас причисляют многие классические картины (которые 30-40 лет назад были массовыми), фильмы трэш (только потому, что они являются низкобюджетными или вообще безбюджетными), инди-комедии (которые также снимаются на цифровую камеру группой инициативных, творческих, но непрофессиональных в области кино людей). Артхаус же предполагает высокое качество при небольшом бюджете. Да и актеры в фильмах данного жанра снимаются довольно известные.

Также часто можно увидеть в аннотациях такие фразы как “артхаус с элементами хоррора” или любого другого жанра. Подобные фильмы не являются представителями данного стиля, т. к. рассчитаны они фактически на массовую публику, которая интересуется жанром ужастиков. Но элитарным такое кино точно назвать нельзя.

Истоки жанра и первые режиссеры

Для того чтобы достаточно ориентироваться в том, что такое артхаус, стоит ознакомиться с историей возникновения данного стиля.

Как сказано выше, артхаус зародился еще в начале XX века. Режиссерами того времени были Дэвид Гриффит, Жан Кокто, Сергей Эйзенштейн. Эти фигуры считаются родоначальниками языка кино.

Сергей Эйзенштейн стал известен благодаря фильму “Броненосец Потемкин”. В картине режиссер применил на практике свою теорию о том, что монтаж может существенно влиять на восприятие фильма и эмоциональное состояние зрителя. Далее появились такие фильмы как “Октябрь”, ставший частью празднования 10-летия Октябрьской революции, и “Старое и новое”. Именно Эйзенштейн в своих работах начал обращать большее внимание на детали второго плана — движение толпы, массовки, игра второстепенных персонажей. Также он стал первым, кто направил внимание на связь эмоционального состояния сцены и процесса съемки — угол камеры и ракурс часто становились отправными точками для передачи нужного настроения.

В 20-30-е годы на артхаус оказывают влияние фильмы Франции, Испании и Германии. Этот период можно назвать становлением в некотором смысле. Именно в эти годы Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создают общество фильмов в Англии, которое считалось столь значимым, сколько и фильмы немецкой киностудии Universum Film A.G., а также новый стиль монтажа в советском кино.

Также, в Испании появляются работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.Они рассматривали кино как жанр изобразительного искусства, тем самым расширив рамки возможности использования различных средств при создании картин.

В 30-е годы Голливуд начинает выпускать много массового кино, артхаус отходит на второй план. В то же время в Италии как раз происходит своеобразный прорыв в создании элитарных фильмов. Появляются такие картины как “Рим — открытый город”, “Пайза”, которые считаются отправной точкой нового движения сознательного художественного фильма.

Артхаус в послевоенные годы

К началу 50-х Америка была пресыщена массовым кино, поэтому зрители стали снова возвращаться к жанру артхауса.

К 60-м годам в США термин “артхаус” стал означать не только элитарные, но и документальные, короткометражные, экспериментальные киноработы. Также именно в эти годы появляется много фильмов артхаус с элементами откровения. Такая категоризация была и остается спорной, поскольку многие критики причисляют подобные картины к жанру порнофильма.

В СССР данный период связывают с именем Андрея Тарковского. Этот мастер заслуженно считается одним из лучших режиссеров в истории кино. Каждый фильм Тарковского несет в себе глубокий смысл, психологизм и жизненную проблематику. Режиссер впитал то, что было создано в киноискусстве Довженко, Куросавой и их предшественниками, и вывел на этой почве кино еще более сложное, насыщенное эмоционально и интеллектуально. Самыми известными его работами стали фильмы “Каток и скрипка”, “Андрей Рублев”, “Зазеркалье” и “Ностальгия”. Последний был снят в соавторстве с Тонино Гуэрра — итальянским кинорежиссером.

Современный артхаус

После 80-х годов к категории артхаус стали причислять режиссерские картины, которые были признаны некоммерческими, однако получили поддержку крупных студий. С одной стороны такие работы остаются не массовыми, с другой — получают финансирование. Вопрос остается спорным, но тот факт, что эти фильмы все же можно считать нишевыми, позволяет считать их произведениями артхауса. В любом случае, они заслуживают внимания публики и определенно вносят вклад в развитие киноискусства.

Еще одна категория — фильмы артхаус с элементами других жанров, зачастую — ужасов, триллеров, порно, психологической драмы. Такие картины не обязательно низкобюджетные, их могут снимать известные студии. Да и выпускаются они уже на большом экране. Однако, если фильм не несет в себе развлекательного характера, его также причисляют к арткино.

Как отличить арт-фильм?

Не всегда в аннотации к фильму указывается, что он принадлежит к жанру арт-кино. Но, зная, что такое артхаус, можно самостоятельно понять, относится ли картина к данной категории. Приведем несколько отличительных черт стиля:

связь с другими жанрами;

фильмы, не выходящие в крупный прокат;

небольшой бюджет, но высокое качество.

В заключение можно сказать, что артхаус — это не развлекательный фильм, но тот, который воспитывает зрителя и заставляет мыслить более глубоко и масштабно. Поэтому просмотр арт-кино может стать не только увлекательным, но и полезным занятием.

Путешествие в трансцендентальность: что такое артхаус

Любопытство, недоумение, восторг, острое неприятие, отвращение — такой накал страстей может вызвать лишь авторское кино. И не исключено, что все это — на премьере одного и того же фильма

  • 17 ноября 2017
  • 6476
  • Марина Юсова

Популярное

Что не так с «Вторжением»: не тот блокбастер, не те судьбы, не та прическа у Александра Петрова

Семь вещей, которым учит «Пила»

10 фильмов с худшим концептом: кролики-убийцы, гномы Шекспира и сиквел «Титаника»

«Маяк» в поисках света: как создавались декорации к фильму

Цензура в американской анимации

Что же такое артхаус?

Кинокритики и простые смертные постоянно пытаются дать определение этому причудливому детищу кинематографа. Одни называют его «направлением, которое объединяет фильмы, претендующие на некий художественный поиск, новаторство в кинематографе» (цит. Википедия).

Читать еще:  Отделка дома блок-хаусом: имитируем сруб своими руками

Другие относят сюда все фильмы, снятые маленькими киностудиями. Но все сходятся лишь в одном — авторское независимое кино не спутать ни с чем.


Кадры из фильма «Заводной апельсин» (1962)

Феномен артхауса всегда вызывает эмоции, возможно чрезмерные. Почти каждый зритель будет иметь свое собственное мнение об этом течении. Это как феномен Стеклянного пляжа в Калифорнии. Одни придут и будут восхищаться причудливым видом, другие будут долго вспоминать, как давным-давно здесь была свалка, после которой осталось битое стекло, и как же это опасно.

Одно и тоже явление вызывает противоположные суждения.

Трейлер к фильму «Куклы» (2002)

Авторские фильмы, даже не очень удачные, отличаются особой атмосферой, стилем и ритмом, в них присутствует особая энергетика.

Авторы всегда очень тщательно выстраивают не только видеоряд в своем фильме — они скрупулезно создают атмосферу внутри своего творения.

Недаром японские режиссеры и сценаристы так органично вписались именно в это направление. Медитативная тягучая атмосфера, театральность — у них в крови.

Впрочем, возьмите любой фильм артхауса, будь то «Догвилль», «Куклы», «Мертвец» или «Малхолланд драйв» — такие разные произведения таких разных режиссеров, но каждый из них обладает своей неповторимой аурой, уникальной атмосферой, похожей на авторские духи, запах которых преследует зрителя даже после того, как он уже покинул кинотеатр.

Драматургия на пленке

Трейлер к фильму «Ищу друга на конец света» (2012)

Артхаус — это всегда театр. Красивое, яркое, драматичное действие запечатленное художником. Место действия в артхаусе, как и в театре, условно. Оно схлопывается до чувств главных героев, концентрируется на их маленьком мирке, где они прячутся от остального мира.

Сравните:

— В высокобюджетном фильме-катастрофе «2012» главный герой в исполнении Джона Кьюсака спасает свою семью от надвигающегося апокалипсиса. Все его действия подчинены ситуации. Фильм держится на элементарной угрозе смерти, нависшей над главным героем. Сплошной экшн, сплошные спецэффекты, красота.

— Апокалиптический сюжет в артхаусе — фильм «Ищу друга на конец света». Здесь завязка — лишь предлог для возможно последнего путешествия главных героев. Немного юмора, масса рассуждений, рефлексия, ленивая любовная история и тосты с бокалами шампанского на фоне астероида, летящего к нашей планете. В общем, один сплошной драматический вопрос.

Непредсказуемость

Трейлер к фильму «Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)

Артхаус — в первую очередь экспериментальное кино. Именно поэтому у него всегда проблемы с финансированием. Канны могут рукоплескать Линчу на премьере «Дикие сердцем», а два года спустя в том же зале публика кричит «Бу!» и топает ногами, посмотрев «Твин Пикс: Сквозь огонь».

Настоящий художник найдет способ вас поразить. В финале скучный герой может застрелиться, жениться на порнозвезде или баснословно разбогатеть, продав антикварное кресло, о которое он спотыкался весь фильм. Финал истории предсказать почти невозможно.

Если у режиссера плохо с финансированием проекта, но его просто распирает от идей, которые ему до смерти хочется воплотить в жизнь — достаточно объявить, что он работает над фильмом в жанре артхаус, придумать несколько эффектных фишек — и его фильм будут обсуждать и непременно заметят. Артхаус — это сплошной бесконечный эксперимент с формой и содержанием.

Поэтичность

Трейлер к фильму «Малхолланд драйв» (2001)

Если зритель добровольно пришел на сеанс авторского кино, он знает (хотя бы на уровне подсознания): в артхаусе любой герой, даже самый-самый главный — лицо второстепенное. Сюжет, персонажи, образы и приемы — всего лишь способ выразить нечто трансцендентальное, важное, наболевшее.

Именно здесь артхаус встречается с поэзией — любые образы, любая форма здесь лишь инструмент, способ передать «холодной» публике, которая случайно завернула в кинотеатр, некий трансцендентальный опыт.

Вот настоящая причина провала амбициозных проектов авторского кино: если создатели лишь имитируют путешествие в трансцендентальность — их проект обречен. В авторском кино даже одна фальшивая нота может загубить всю картину.

Путешествие в трансцендентальность

Трейлер к фильму «Мертвец» (1995)

Вспомните свое самое ужасное путешествие — украли деньги, сломалась машина, попались ужасные попутчики, застряли на сутки в аэропорту из-за нелетной погоды. Как же это похоже на артхаус! Комфорт здесь никто не гарантирует. Порой даже авторы фильма не знают, чем закончится это путешествие.

Вспомним «Мертвеца» Джима Джармуша. Финал заявлен в самом названии фильма: мы знаем, что скромный бухгалтер, с громким именем бессмертного поэта, Уильям Блэйк, случайно оказавшись в постели с проституткой «в завязке», поймает пулю и умрет в финале.

Но зритель останется в зале, ведь герой не может путешествовать по Дикому Западу в компании индейца по имени Никто и не испытать нечто трансцедентальное перед смертью. Как и в жизни — человек не может просто так появиться на свет и уйти, ничего не испытав, не прикоснувшись хотя бы на миг к вечности.

Сюжеты, приемы и штампы

Трейлер к фильму «Простая история» (1999)

Помните знаменитую старую байку литературоведов — есть всего лишь три сюжета: история о Спасителе, о бесконечном путешествии Одиссея и бесконечная война Трои.

В артхаусе есть лишь один сюжет — путешествие в мир главных героев. А уж как зритель отправится в путь — вертолетом, самолетом, верхом на лошади или на газонокосилке — это уже решать создателям фильма.

Конечно, здесь есть свой собственный набор штампов, которые неоднократно высмеиваются в прессе. И правильно. Артхаус может быть кровавым, медитативным, истеричным, бессвязным, затянутым, но он не должен быть предсказуемым. На предсказуемость ни один авторский фильм не имеет права.

Клише, которые редко встретишь за пределами жанра:

1. Размытый сюжет.

2. Герой артхауса — страшный одиночка. Он может коллекционировать странные вещи (к примеру, гинекологические инструменты), у него может быть странное хобби, вроде таксидермии. Если у него есть питомец, то он просто обязан быть необычным (верблюд, осел, а если уж мартышка, то обязательно экзотического цвета — синяя, зеленая). Главное — герой артхауса работает на самой скучной монотонной и беспросветной работе, по сравнению с которой даже конец света вполне себе хэппи-энд.

3. Внутренняя драма и рефлексия главных героев на первом плане, в центре внимания.

Трейлер к фильму «Догвилль» (2003)

4. Долгое многозначительное молчание в кадре.

5. Затянутая панорама.

6. Место действия в артхаусе — минимальные декорации, лишь фон для центральной драмы.

Трейлер к фильму «Манхэттен» (1979)

Идеальное место действия в фильмах артхауса проще всего описать как «Богом забытая пустошь». Если Дикий Запад (Джим Джармуш, «Мертвец»), то до такой степени дикий, что и каннибализм тут не редкость. Если в фильме есть Манхеттен (Вуди Аллен, «Манхеттен»), то будьте уверены — через полчаса создатели уведут зрителя с шумных улиц самого населенного города Америки. Действие свернется, словно улитка, сосредоточившись на маленькой тихой квартирке, которая с легкостью может находиться в Пекине или в спокойном пригороде Рима.

И тому есть две причины — все уловки, приемы, которые использует режиссер и сценарист, работают лишь на то, чтобы заманить зрителя в маленький тесный уголок души главного героя.

Трейлер к фильму «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1990)

Вторая причина — действие в авторском фильме, как театральное представление. «Весь мир театр». Дворцовые залы в фильме Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», заснеженные поля Японии в фильме Такеши Китано «Куклы» или квартирка в самом сердце Манхеттена: место действия в артхаусных фильмах — это всегда лишь декорации для маленькой пьесы, в которой фигурируют максимум три героя.

Читать еще:  Как правильно составить смету на ремонт

7. Время и пространство в авторских фильмах, как, собственно, и законы логики отступают на задний план.

8. Музыка почти всегда один из главных героев авторского кино. Она ведет зрителя через историю, иногда полностью подменяя собой рассказчика, многократно усиливая, гиперболизируя эмоциональный фон.

Так же фильмы артхауса очень часто высмеивают за слишком экстравагантные, даже напыщенные названия, вроде «Чай с Муссолини», «Затаившийся тигр, летящий дракон», «Догвилль», «Побудь в моей шкуре», «Мандерлей», «Миссис Палфрей в Клейрмонте».

Трейлер к фильму «Миссис Палфрей в Клейрмонте» (2005)

Некоторые приемы артхаусного кино перекочевали и в мейнстрим. Например, излюбленные в авторском кино необычные ракурсы съемок раньше встречались в картинах Квентина Тарантино, Гая Ричи, Дэвида Линча, Джима Джармуша — список можно продолжать бесконечно. Теперь же перевернутые и размытые кадры и брызги крови на камере есть даже в самых высокобюджетных фильмах Голливуда («Рыцарь дня», «Пираты Карибского моря», «Гарри Поттер и принц-полукровка»), а также в популярных сериалах («Сверхъестественное», «Декстер», «Остаться в живых», «Мотель Бейтса» и т.д.).

Есть ли у артхауса будущее?

Трейлер к фильму «Чай с Муссолини» (1999)

Артхаус, к которому многие относятся весьма скептически или даже пренебрежительно, на самом деле крайне жизнеспособен и будет существовать до тех пор, пока существует мейнстрим. Здесь любой деятель кинематографа может снять с себя ярлык «успешного» режиссера блокбастеров или «автора мыльных опер» и побыть ребенком. Поиграть с формой, выбрать интересную историю, подобрать особую атмосферу, создать свой видеоряд и подходящую музыку.

Рано или поздно автор покинет Дом творчества и порадует широкого зрителя сногсшибательным триллером, уморительной комедией или захватывающим высокобюджетным блокбастером, где сможет ввернуть наработанные приемчики. И, возможно, благодаря уловкам, полученным в артхаусе, авторы смогут пробудить в грядущих поколениях вкус к настоящему искусству.

Так что не стоит ставить крест на всем направлении, лишь потому, что кому-то когда-то не пришелся по вкусу «Чай с Муссолини».

Однажды, если повезет, разочарованный «холодный» зритель решится на путешествие в трансцендентальность, а начинающий Федерико Феллини возьмет зрителя с собой на незабываемую прогулку по ночному Лос-Анджелесу, утреннему Риму или благоухающим садам Испании.


Федерико Феллини (1940)

А там — гулкие шаги по мостовой, прекрасная героиня, рассуждающая о высших материях, главный герой, совершающий странные и парадоксальные поступки или просто весь день напролет бесцельно бродящий по улицам города. Камера медитативно скользит по лицам в толпе. Восхитительная музыка за кадром. Добро пожаловать в причудливый мир артхауса!

Обложка: Shochiku

Кинослова. Что такое Арт-хаус.

Сегодня понедельник, а это значит мы продолжаем разбирать интересные понятия из киносферы в нашей рубрике Кинослова. Сегодня поговорим о понятии Арт-хаус. Многие путают эти понятие с другими, т.к. у него нет четкого определения, но мы попробуем разобраться.

Так написано на википедии, но даже полное прочтение, согласитесь, не дает конкретного определения. Попробуем перейти на английскую версию Wiki-статьи, и видим понятие Art film.

Как видно из названия, Art film – это фильмы, претендующие на Art(т.е. искусство по-нашему), в противовес мэйнстримовому кино, которое призвано развлечь зрителя и собрать кассу. Его еще называют «попкорновым» или коммерческим кино: блокбастеры, кинокомиксы, а также некоторые мелодрамы, боевики, комедии и фильмы ужасов. Но об этом поговорим отдельно в другой раз.

Пока остановимся на том, что арт-хаус – это кино, претендующее на искусство. Но что является искусством? Без этого понятия нам не разобраться.

Иску́сство (от церк.-слав. искусьство, ст.‑слав. искоусъ — опыт, испытание) — образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

И тут мы подошли вплотную к роли творца, автора в произведении. Во многом предметы искусства определяются сознанием и видением автора, через которое он пропускает идею, и затем создает свою работу, отразив на ней свой внутренний мир. Поэтому артхаусные фильмы зачастую используют символизм, экспериментальные методы и могут тяжело восприниматься неподготовленным зрителем. Отсюда и фраза – «фильмы не для всех».

В разное время под арт-хаусом понимали разное кино, что неудивительно: мэйнстрим в разное время тоже был разным. Одним из предшественников арт-хауса считается «Броненосец Потёмкин» С.Эйзенштейна, т.к. он использовал революционные для того времени манеру съёмки и монтаж.

В последующие годы к арт-хаусу относили неореализм Роберто Росселлини; французскую новую волну Франсуа Трюффо и Жана-Люка Годара; в 60-е Энди Уорхола и фильмы категории «Б»; а в 80-е и 90-е с этим понятием тесно связывали Независимое кино (низкобюджетные фильмы, снятые без помощи крупных киностудий).

Рассмотрим характерные черты современных арт-хаус фильмов:

1. Символизм и образность

2. Нестандартные киноприемы и экспериментальность подачи

3. Восприятие чувствами, а не Логикой

4. Сюжет – не главное

5. Автор главенствует во всем

1. Символизм и образность

Режиссеры, претендующие на интеллектуальность, просто обожают вставлять в свои картины разнообразные символы и скрытые смыслы. Такое встречается не только в арт-хаусе, но наиболее характерно именно для этого жанра.

2. Нестандартные киноприемы и экспериментальность подачи

В экспериментальном во всех смыслах фильме «Вход в пустоту» (2009) режиссер Гаспар Ноэ погружает зрителя прямо в сознание главного героя. Весь фильм мы видим от лица наркомана, живущего в Токио, испытывая самый разный опыт: начиная от мерцания экрана, когда он моргает, заканчивая слуховыми и зрительными галлюцинациями во время приема запрещенных веществ.

3. Восприятие фильма чувствами, а не логикой

Яркими представителями арт-хауса являются фильмы Дэвида Линча. Сам Линч никогда не давал разгадок к своим фильмам, намекнув лишь, что нужно довериться эмоциям и чувствам, которые вызывают его сюрреалистичные фильмы.

4. Сюжет – не главное

Особенно это правило работает в большинстве фильмов режиссера-визионера Теренса Малика, бывшего преподавателя философии. Практически полное отсутствие сценария и действия на экране замещают импровизации актеров, операторская работа с длинными кадрами окружения и закадровый голос, размышляющий о бытии. На выходе мы получаем созерцательное и медитативное чувственное кино.

5. Автор главенствует во всем

Как мы уже писали, арт-хаус противопоставляется развлекательному кино – там производство целиком зависит от продюсеров: рассчитывается рентабельность фильма, сюжет и подбор актеров целиком направлены на получение прибыли. Арт-хаус же несет цель высказать точку зрения автора, и тут он тесно связан с определением авторского кино.

Авторское кино – это кино, которое целиком делает сам режиссер. В этом кино главное место занимает идея создателя. Режиссер ставит целью не получение выгоды, а донесение до зрителя своих взглядов, убеждений. Режиссеру не приходится задумываться о том, понравится ли массовому зрителю его фильм.

Зачастую в авторском кино режиссер выполняет еще и роль:

— сценариста (Тарантино, Коэны, Уэс Андерсон);

— оператора («Рома» Альфонсо Куарона, «Призрачная нить» Пола Томаса Андеросна, Содерберг);

Читать еще:  Изразцовые печи и камины: особенности, достоинства и критерии выбора

— монтажера (Линч, Родригез, Ромеро),

— композитора (Линч, Карпентер)

— или все вышеперечисленное, плюс еще и играет главную роль (Шейн Каррут).

Таким образом, понятия арт-хаус и авторское кино тесно связаны, но говорят о разных вещах.

Напоследок, приведем 10 признанных примеров арт-хауса и их авторов:

«Весна, Лето, Осень, Зима… И снова Весна», Ким Ки Дук

«Меланхолия», Ларс Фон Триер

«Малхолланд Драйв», Дэвид Линч

«Зеркало», Андрей Тарковский

«Догвилль», Ларс фон Триер

«Заводной апельсин», Стэнли Кубрик

«Восемь с половиной», Феллини

Как понимать Арт-хаус? Для чего нужен Арт-хаус? Какие виды арт-хауса можно выделить? На этот вопрос попытался ответить канал Moviescience, и на наш взгляд, прекрасно справился с объяснением.

Что такое артхаус? Определение и происхождение термина

Артхаус — довольно популярное слово в наши дни. Однако, многие даже не догадываются о том, что это направление имеет свою уже достаточно долгую историю. Что же означает сам термин? Если говорить своими словами, артхаус — это жанр фильмов, не предназначенных для массового просмотра. Своеобразный кинематограф для избранных.

Обратимся к истории

Традиция фильмов артхаус берет начало еще в 20-30-х годах XX века. Тогда среди режиссеров зародилось мнение о том, что кино нужно разделять на массовое и элитарное. К первой категории относились фильмы развлекательного характера, приключения, драмы и мелодрамы, не рассчитанные на высокоинтеллектуальное восприятие. А вторая категория подразумевала развитую и прогрессивную, но немногочисленную артхаусп ублику. Большая часть зрителей рассматривает кино именно как развлечение или способ проведения досуга, но не как искусство. Этим как раз и обусловлен тот факт, что фильмами артхаус интересуется так называемая нишевая публика, т. е. люди с должной подготовкой и знаниями в области киноискусства.

Специфика термина

Однозначно ответить на вопрос «Что такое артхаус?» нельзя. В общем понимании это, как уже было сказано выше, жанр кинематографа. Однако в 40-е годы в Америке артхаусами называли места, где собирались зрители для просмотра классического довоенного национального кино, а также зарубежных лент независимого производства. Поэтому нельзя рассуждать о том, что такое артхаус, рассматривая вопрос только с одной стороны.

Также, во избежание путаницы, стоит отметить, что в западных странах фильмы подобного стиля принято называть термином “арт-кино”, что существенно упрощает категоризацию.

Артхаус и стереотипы мышления

К сожалению, к фильмам артхаус сейчас причисляют многие классические картины (которые 30-40 лет назад были массовыми), фильмы трэш (только потому, что они являются низкобюджетными или вообще безбюджетными), инди-комедии (которые также снимаются на цифровую камеру группой инициативных, творческих, но непрофессиональных в области кино людей). Артхаус же предполагает высокое качество при небольшом бюджете. Да и актеры в фильмах данного жанра снимаются довольно известные.

Также часто можно увидеть в аннотациях такие фразы как “артхаус с элементами хоррора” или любого другого жанра. Подобные фильмы не являются представителями данного стиля, т. к. рассчитаны они фактически на массовую публику, которая интересуется жанром ужастиков. Но элитарным такое кино точно назвать нельзя.

Истоки жанра и первые режиссеры

Для того чтобы достаточно ориентироваться в том, что такое артхаус, стоит ознакомиться с историей возникновения данного стиля.

Как сказано выше, артхаус зародился еще в начале XX века. Режиссерами того времени были Дэвид Гриффит, Жан Кокто, Сергей Эйзенштейн. Эти фигуры считаются родоначальниками языка кино.

Сергей Эйзенштейн стал известен благодаря фильму “Броненосец Потемкин”. В картине режиссер применил на практике свою теорию о том, что монтаж может существенно влиять на восприятие фильма и эмоциональное состояние зрителя. Далее появились такие фильмы как “Октябрь”, ставший частью празднования 10-летия Октябрьской революции, и “Старое и новое”. Именно Эйзенштейн в своих работах начал обращать большее внимание на детали второго плана — движение толпы, массовки, игра второстепенных персонажей. Также он стал первым, кто направил внимание на связь эмоционального состояния сцены и процесса съемки — угол камеры и ракурс часто становились отправными точками для передачи нужного настроения.

В 20-30-е годы на артхаус оказывают влияние фильмы Франции, Испании и Германии. Этот период можно назвать становлением в некотором смысле. Именно в эти годы Альфред Хичкок и Айвор Монтегю создают общество фильмов в Англии, которое считалось столь значимым, сколько и фильмы немецкой киностудии Universum Film A.G., а также новый стиль монтажа в советском кино.

Также, в Испании появляются работы Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля.Они рассматривали кино как жанр изобразительного искусства, тем самым расширив рамки возможности использования различных средств при создании картин.

В 30-е годы Голливуд начинает выпускать много массового кино, артхаус отходит на второй план. В то же время в Италии как раз происходит своеобразный прорыв в создании элитарных фильмов. Появляются такие картины как “Рим — открытый город”, “Пайза”, которые считаются отправной точкой нового движения сознательного художественного фильма.

Артхаус в послевоенные годы

К началу 50-х Америка была пресыщена массовым кино, поэтому зрители стали снова возвращаться к жанру артхауса.

К 60-м годам в США термин “артхаус” стал означать не только элитарные, но и документальные, короткометражные, экспериментальные киноработы. Также именно в эти годы появляется много фильмов артхаус с элементами откровения. Такая категоризация была и остается спорной, поскольку многие критики причисляют подобные картины к жанру порнофильма.

В СССР данный период связывают с именем Андрея Тарковского. Этот мастер заслуженно считается одним из лучших режиссеров в истории кино. Каждый фильм Тарковского несет в себе глубокий смысл, психологизм и жизненную проблематику. Режиссер впитал то, что было создано в киноискусстве Довженко, Куросавой и их предшественниками, и вывел на этой почве кино еще более сложное, насыщенное эмоционально и интеллектуально. Самыми известными его работами стали фильмы “Каток и скрипка”, “Андрей Рублев”, “Зазеркалье” и “Ностальгия”. Последний был снят в соавторстве с Тонино Гуэрра — итальянским кинорежиссером.

Современный артхаус

После 80-х годов к категории артхаус стали причислять режиссерские картины, которые были признаны некоммерческими, однако получили поддержку крупных студий. С одной стороны такие работы остаются не массовыми, с другой — получают финансирование. Вопрос остается спорным, но тот факт, что эти фильмы все же можно считать нишевыми, позволяет считать их произведениями артхауса. В любом случае, они заслуживают внимания публики и определенно вносят вклад в развитие киноискусства.

Еще одна категория — фильмы артхаус с элементами других жанров, зачастую — ужасов, триллеров, порно, психологической драмы. Такие картины не обязательно низкобюджетные, их могут снимать известные студии. Да и выпускаются они уже на большом экране. Однако, если фильм не несет в себе развлекательного характера, его также причисляют к арткино.

Как отличить арт-фильм?

Не всегда в аннотации к фильму указывается, что он принадлежит к жанру арт-кино. Но, зная, что такое артхаус, можно самостоятельно понять, относится ли картина к данной категории. Приведем несколько отличительных черт стиля:

связь с другими жанрами;

фильмы, не выходящие в крупный прокат;

небольшой бюджет, но высокое качество.

В заключение можно сказать, что артхаус — это не развлекательный фильм, но тот, который воспитывает зрителя и заставляет мыслить более глубоко и масштабно. Поэтому просмотр арт-кино может стать не только увлекательным, но и полезным занятием.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector